Анализ и оценка состояния взаимодействия общественного контроля с органами местного самоуправления




Известно, что в правовом государстве власть должна быть подчинена праву, что достигается только путем контроля над ней. Как справедливо пишет А.С. Панарин, «нет ничего опаснее бесконтрольной власти, опирающейся не на закон, а на угрозу применения насилия; необходим надежный демократический контроль» [15, c. 10–11].

В силу объективных причин государству часто свойственны злоупотребление властными полномочиями и реализация своих интересов в ущерб общественным, что подтверждает его неготовность делиться властью. Такая негативная тенденция ведет к изменению сущности и социального назначения государства, поэтому для ее преодоления требуется ограничение власти, т.е. контроль.

Факторы, влияющие на участие личности в государственной деятельности – важнейшей стороне функционирования гражданского общества, носят как естественный, так и искусственный характер. К первым относятся биосоциальные факторы, связанные с природой человека и соединяющие в себе как врожденные, так и приобретенные в процессе социализации факторы, т.е. представляющие собой личностную траекторию развития человека. Социализация сегодня включает в себя прежде всего формирование способностей, желания, навыков политического участия, усиление социально-политической активности, преодоление повседневных иллюзий. В противном случае проводимая «сверху» демократизация общества осуществляется без включения в нее самих людей, не затрагивает их интересов.

Под общественным контролем за деятельностью органов государственной власти следует понимать самостоятельный и установленный законом вид социального контроля компетентных субъектов, направленный на обеспечение режима законности в деятельности органов государственной власти.

Цели общественного контроля за деятельностью государственных органов состоят в соблюдении в процессе государственной деятельности прав, свобод и законных интересов граждан, а также в поддержании нормативно установленного механизма профессионального обеспечения осуществления государственных полномочий на уровне, отвечающем потребностям и воле социума, его первосубъекта – народа. Однако ответственность должна исходить не только из установленного принципа ответственности, но и из психологического восприятия гражданских обязанностей, возложенных как на подконтрольный, так и на контрольный субъект правоотношения. «Иначе, – пишет С.С. Купреев, – наличие соответствующих провозглашенных норм становится простой констатацией» [10, c. 11].

Для достижения указанных целей существенное значение имеет четкое определение задач, стоящих перед органами контроля. К основным задачам общественного контроля за деятельностью государственных органов можно отнести:

1) контроль за соблюдением нормативных предписаний государственными органами;

2) контроль за соответствием законам правовых актов, издаваемых государственными органами;

3) контроль целесообразности управленческих решений по организации и осуществлению деятельности государственными органами;

4) контроль за соблюдением установленных для государственных органов запретов и ограничений, служебной дисциплины, своевременным и доброкачественным выполнением государственными органами возложенных на них обязанностей;

5) контроль за подбором, расстановкой, повышением квалификации кадрового состава государственных органов;

6) контроль за соблюдением прав и свобод, охраняемых законом интересов граждан;

7) контроль за рациональным распределением и использованием материальных, финансовых и иных ресурсов, соблюдением режима экономии.

Полномочия органа государственной власти заключены в его компетенции, т.е. в законно установленном объеме публичных дел, выполняемых уполномоченным субъектом. Объем публичных дел конкретного государственного органа устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами, определяющими его компетенцию. Компетенция государственного органа как совокупность полномочий включает в себя в том числе предмет ведения (область «курируемых» общественных отношений), а также основные направления его деятельности (функции). Непосредственная реализация возложенных на государственный орган полномочий осуществляется посредством эффективных и целенаправленных действий по осуществлению возложенных на государственный орган задач (в первую очередь охрана и защита прав и свобод человека). Таким образом, правовая природа государственного органа состоит в совершении им положительных действий, сутью которых, в частности, является защита прав и свобод человека.

Именно действие, совершенное в рамках соответствующей компетенции как необходимое субстанциональное ядро и как исходный органический элемент работоспособности и эффективности государственного органа, является объектом общественного контроля. А поскольку механизм реализации конкретного действия напрямую зависит от наличия у государственного органа определенных прав (полномочий) на его совершение, то под предметом общественного контроля следует понимать процесс и порядок реализации возложенных на государственный орган полномочий посредством совершения конкретных действий, в той форме и мере, которые установлены законом. То есть в широком понимании под предметом общественного контроля следует понимать всю совокупность и систему государственно-правовых отношений.

Содержание предмета контроля, данное законодателем, акцентирует внимание контрольных органов на проверке соблюдения аппаратом государственного управления предписаний указанных нормативных правовых актов.

В содержание предмета контроля за аппаратом государственного управления включается не только законность, но и целесообразность, эффективность деятельности публичных органов власти. [13, с. 57-60]

Все субъекты государственного и общественного контроля за деятельностью гражданских служащих самостоятельны, имеют свои особенности, которые заключаются в неодинаковых пределах и объеме контрольного воздействия, содержании контрольной деятельности, юридических последствиях проводимого контроля. Вместе с тем между различными субъектами существует диалектическая взаимосвязь, основанная на общих целях, принципах, объекте контрольной деятельности, которая в свою очередь обеспечивает единство и целостность механизма контроля, всей системы контроля в рассматриваемой сфере.

Согласно действующей системе законодательства субъектами общественно-правового контроля за деятельностью государственных органов выступают:

 

1) общественные организации, зарегистрированные на территории РФ в установленном законом порядке (политические партии, общественные объединения, профсоюзы, правозащитные движения);

2) общественные советы (палаты);

3) средства массовой информации;

4) граждане РФ.

Также стоит взять во внимание проект «Открытый бюджет» в Кировской области. Основные цели этого проекта: прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса – один из важнейших ориентиров не только собственно бюджетной политики, но и вообще сферы государственного управления. Открытый бюджет – это раскрытие информации, сколько на что потрачено, сообщение населению о результатах бюджетных вложений.

Что открытый бюджет по-разному воспринимается теми, кто формирует и исполняет бюджет и потенциальными пользователями. Первые зачастую воспринимают открытость бюджета, прежде всего, как публикацию нормативных правовых актов и отчётов, в то же время для неподготовленного пользователя закон о бюджете и иные нормативные правовые акты, написанные специфическим языком, не воспринимаются как понятные и информативные.

На самом деле на сегодняшний день человеку, интересующемуся процессами, объединенными понятием «бюджет», можно найти достаточно информации в открытых источниках. Задача «бюджета для граждан», состоит в том, чтобы заинтересовать как можно больше людей процессами, происходящими в бюджете, сделать информацию о бюджете доступной и понятой для максимально широкого круга лиц. Потому что вопросы бюджета затрагивают, в конечном счете, все население области. Предприниматели платят налоги, студенты получают образование, пенсионеры интересуются пенсией, молодые и многодетные семьи получают поддержку.

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность общественного контроля, а также изучив опыт Кировской области в формировании «открытого бюджета», перейдем к анализу основных проблем взаимодействия общественного контроля с органами местного самоуправления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: