Формы организации учебного процесса




Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся. И.П.Подвласый предлагает классифицировать формы обучения по следующим показателям: количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);• место организации учебы (школьные и внешкольные);продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин,- спаренное укороченное занятие — 70 мин, а также уроки «без звонков» произвольной длительности. По утверждению современных исследователей в дидактике признается наличие трех наиболее известных форм организации деятельности учеников, К ним отнесены; индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-ссминарская система. Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организаций текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач вводные уроки; уроки первичного ознакомления с учебным материалом: уроки образования понятий, установления законов и правил; уроки применения полученных знаний на практике: уроки выработки навыков (тренировочные); уроки повторения и обобщения; контрольные уроки; уроки смешанные или комбинированные.Подразделяет уроки по способу их организации или ведущему методу обучения; урок-лекция: урок-беседа; урок-экскурсия; кино- урок:урок самостоятельной работы; лабораторные и практические занятия; уроки с разнообразными видами заданий.

 

40. Необходимость индивидуализации с учётом условий работы в достаточно больших классах несомненна. Особенно остро это ощущается в период адаптации детей к школе и первые 2-3 года. Индивидуализация - это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение (применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации. Индивидуальное развитие - это (сформированное умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи. Ребёнок учится обосновывать, защищать своё мнение. Учитель, одноклассники могут быть как союзниками, так и оппонентами. Возможность самостоятельности в изучении материала предполагается и в домашнем задании. После изучения материала, после выполнения заданий - многочисленные тренировочные упражнения по поиску ошибок - сначала чужих, потом своих. Индивидуальное развитие - это сформированное- умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки, самостоятельность в оценке процесса и результат.

 

41. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В качестве оснований для осуществления преемственности сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил.

Сложившаяся система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования.

 

42.система образования в сша включает в себя 4 уровня: дошкольный, начальный, средний и высший. Как и в любой другой стране, получение среднего образования является обязательным для всех граждан. У каждого штата своя учебная программа. Но принцип организации обучения и объем приобретенных знаний, умений и навыков единый для всей страны. Начальное образование в сша играет большую роль а системе общего образования. Как правило, в начальной школе дети обучаются с 5-6 лет до 11-12. Они изучают такие предметы: арифметика, чтение, письмо, краеведение. Делается акцент на орфографию и увеличение словарного запаса, в начальной школе детей обучает один учитель. Особое внимание уделяется эстетическому и физическому воспитанию. Уроки изобразительного искусства, физкультуры и музыки проводятся другими учителями два раза в неделю. Основной целью начального образования в сша и общее интеллектуальное развитие, овладение определенными социальными навыками. В основе обучения лежит игровой метод. Дети получают знания посредством участия в разнообразных проектах, экскурсиях, наблюдениях. В возрасте 11-12 лет учащиеся сдают экзамен для перехода на среднюю ступень обучения. Преподаватель обязан иметь степень бакалавра Классы А. В и С - "одаренные", "нормальные" и "неспособные" по результатам теста на «коэффициент интеллекта» IQ. В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. Старшая школа— последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F,где A лучшаяотметка, F неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−».Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Высшее образование обычно получают в течение 4 лет обучения в колледже или университете. В 2009 году в США действовало 4352 высших учебных заведения.

43. Современное образование детей за границей - своего рода гарантия приобретения крепких знаний. Учебный процесс происходит в доброжелательной атмосфере, благодаря чему детское сознание легко впитывает нормы и правила действующие в цивилизованном мире. Шансы попасть под дурное влияние в процессе курса учебы, практически, сведены к нулю, так как педагоги ни на минуту не оставляют ребенка без внимания, а детское окружение состоит из сверстников, имеющих достойные жизненные приоритеты и здоровые амбиции. Есть еще одна немаловажная.деталь; обучение детей в частной школе за границей является отличным стартом для последующей учебы в иностранном вузе.

 

 

44гражданское воспитание. Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основные цели гражданского воспитания в школе:

- Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

- Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины.

- Социализация личности.

Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.

Не только на семье, но и педагогах учебных учреждений для школьников лежит ответственность за гражданское воспитание учащихся. Для этого современная методика гражданского воспитания школьников включает в себя формирование патриотизма с переходом от конкретных моментов в жизни до абстрактного, общего понимания гражданственности.

Именно с бережного отношения к своему дому, школе, уважения к одноклассникам и учителям, знания и понимания истории своего рода, города, изучения местных традиций и фольклора начинается понимание ценности семьи, малой родины и своей страны. Чувство любви к своему отечеству у ребенка должно быть наполнено личностными эмоциональными переживаниями и связями, а патриотизм должен опираться на осознание себя единым целым со своей нацией и государством. Не стоит забывать, что патриотизма не бывает без уважения к другим странам и народам, обладающим собственной культурой и государственностью, как к равноправным и равноценным по сравнению с собственной культурой.

С учащимися начальной и средней школы проводятся занятия — тренинги, обучающие их общению, формирующие навыки решения спорных вопросов без драк, оскорблений, ненасильственным путем.

45. Зарубежный опыт экологического воспитания. Экологическое воспитание является важным направлением в деятельности дошкольных учреждений. Специфическими чертами методики экологического воспитания являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными; наблюдение за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными, осмысление увиденного в процессе обсуждения

Широкое распространение в США получила программа «Свет жизни». Это подробно разработанная технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Весь курс состоит их 4-х частей: для детей 6-9 лет, 10-12, 13-15, 16-18 лет.

В Германии с детьми проводят доступные их возрасту специальные занятия на те же темы, акции, экологические игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей детского сада организуются курсы повышения квалификации, выпускают брошюры и буклеты на тему отходов.

В Японии уже у 4-х летних детей воспитатели начинают развивать чувство общественного долга. В 5-ти летнем возрасте у дошкольников развивают: навыки общения и совместной деятельности,· умение действовать самостоятельно, но согласованно с другими,· проявлять дисциплинированность и стремление к достижению поставленной цели и общего результата.

Чаще всего образовательные программы ориентированы на практический результат: они прививают людям навыки нового – экологически целесообразного поведения в социальной и природной среде, экономного отношения к ресурсам земли. условия функционирования эффективных моделей экологического образования:– ориентация при отборе содержания образования на экологические ценности;– развитие социальной ответственности подрастающего поколения– формирование критического мышления;– организация общения с природной и социальной средой в процессе экологического образования;– практическая

направленность процесса обучения, в том числе проектная деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: