Понятие и сущность малого предпринимательства.




Введение

Актуальность темы данной работы обуславливается объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Предпринимательская деятельность или предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Значение малого бизнеса очень велико, ведь без него рыночная экономика не может функционировать и развиваться. «В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности» - В. В. Путин.[1]

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной поддержки. Без поддержки малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Региональные власти меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно регионам необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан. Поэтому возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки малого бизнеса на региональный уровень, в частности – Ростовскую область.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Цель данной курсовой – выявить механизмы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по вопросам поддержки малого предпринимательства в Ростовской области, а также изучить проблемы господдержки малого бизнеса в регионе.

Объектом исследования являются сектор малых предприятий в Российской Федерации и Ростовской области.

Предметом исследования является проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.

Степень разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, в монографиях и учебных изданиях по экономике таких зарубежных и российских авторов как: В. В. Высоков, И. В. Липсиц, К. Р. Макконелл, С. Л. Брю.

Глава 1. Малый бизнес в экономике

Понятие и сущность малого предпринимательства.

Предпринимательская деятельность или предпринимательство - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.[2]

Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умного организатора и руководителя.

Предпринимательство допускается в любой отрасли хозяйственной деятельности, не запрещенной законом: промышленности, с/х, торговле, издательской, банковской деятельности и т.д.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

1. предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

2. предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

3. предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

4. предприниматель это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:

1. По виду или назначению:

· Производственное;

· коммерческое;

· финансовое;

· консультативное.

2. По формам собственности:

· частные предприятия;

· государственные предприятия;

· предприятия в собственности общественных объединений (организаций).

3. По количеству собственников:

· индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу);

· коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам);

· долевая собственность (с определением долей каждого из них);

· совместная собственность (без определения долей).

4. С точки зрения уровня прибыльности и доходности:

· высокоприбыльные

· низкорентабельные

Помимо этого бывают малый, средний и крупный бизнес в зависимости от размера предприятия, выручки и т. д.

Моя курсовая посвящена малому бизнесу. Что же такое малый бизнес?

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям[3]:

1. Ограничение по статусу;

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

· 100 – 250 человек включительно для средних предприятий;

· до 100 человек включительно для малых предприятий;

· до 15 человек включительно для микропредприятий

3. Ограничение по выручке

С 9 февраля 2013 г. установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:[4]

· микропредприятия — 60 млн рублей;

· малые предприятия — 400 млн рублей;

· средние предприятия — 1 млрд рублей.

Как уже упоминалось ранее, деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основное отличие малого бизнеса от крупного:

Чтобы получить больше чистого дохода, крупный бизнес должен постоянно расширять свои масштабы. Малый бизнес живет за счет эффективности своей работы: оставаясь в тех же масштабах, он постоянно вынужден увеличивать разрыв между выручкой и затратами на единицу продукции. Еще одно отличие - в государстве рискуют политики, а ответственность несет все население; в акционерных обществах рискуют менеджеры, а отвечают своим капиталом акционеры; малому предпринимателю не на кого переложить свою ответственность.

Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.

В принципе, малый бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным.

Важно отметить, что предпринимательство представлено не столько крупными, сколько мелкими фирмами. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. В Российской Федерации статистика более печальная:[5]

Таблица 1

Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России за 2011 г.

  ИП Микро - предприятия (юрлица) Малые предприятия (юрлица) Средние предприятия (юрлица) МСП, всего
Количество зарегистрированных, ед. 2,9 млн. 1,4 млн. 229 тыс. 25,7 тыс. 4,6 млн.
Количество действующих, ед. 1,9 млн. 1 млн. 227 тыс. 25,7 тыс 3,2 млн.
Численность работников, чел. 5,3 млн. 3,9 млн. 7,2 млн. 2,6 млн. 19 млн.
Выручка, руб. 4,5 трлн. 5,7 трлн. 13,3 трлн. 7,3 трлн. 30,8 трлн.

В чем же причина столь малого количества зарегистрированных малых предприятий?

В России малый бизнес еще не достаточно развит. Во многом, это связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так, например, в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. В целях поддержки малого бизнеса еще в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям.

В России малый бизнес начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы и в период общего экономического спада. В начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался в новых рыночных условиях. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. В этих условиях малый бизнес продемонстрировал свою «живучесть», обеспечивая потребителей товарами и разнообразными услугами.[6]

Так историей доказано, что предпринимательство было и будет основным двигателем любой экономической системы.

Таким образом, предпринимательство бывает различных видов: малое, среднее и крупное. Малый бизнес – тот сектор экономики, который живет не за счет масштабов, а за счет эффективности производства. Можно сказать, что это не малый, а равноправный партнер в бизнесе (в том числе и для государства).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: