Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных и других мер, осуществляемых органами государственной власти.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет реализацию государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2005 года.
Основным законом, регулирующим поддержку и развитие малого предпринимательства в России, является Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются[10]:
1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и т.д.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:[11]
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и др.
Однако нужно отметить, что в последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Развитие социально – экономической системы на уровне регионов России стало инструментом реализации региональной политики государства.
История донской земли вписана золотыми буквами в летопись Российского государства. Юг России всегда славился богатством и гостеприимством.
Именно ростовским купечеством были заложены традиции южнороссийского бизнеса.
Сегодня малый бизнес на Дону постоянно наращивает свои обороты и укрепляет позиции. По данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области за 2012 год составило 106904 ед. [12]
Ростовская область первой стала утверждать программы не поддержки, а развития малого бизнеса, первой стала разрабатывать программы в адресном, региональном разрезе, первой включила в программы не только бюджетные деньги, но и кредиты банков.
Действующее российское законодательство не стимулирует инициативу. Правовое поле для инициативного предпринимателя в России – это почти всегда минное поле. Однако на Дону удалось сформировать диалог, который позволяет прокладывать тропы для инициативы в рамках действующего законодательства.
Как уже отмечалось ранее развитие малого бизнеса невозможно представить без государственной поддержки.
В Ростовской области реализуются различные формы и виды государственной поддержки, направленные как на поддержку начинающего, так и на развитие действующего бизнеса.
I. Финансовая поддержка.
В рамках Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы предусмотрены следующие формы прямой финансовой поддержки:
· предоставление субсидий субъектам МПС в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов;
· предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам;
· предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части лизинговых платежей;
· предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела и т.д.[13]
Например, по итогам предоставления субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году профинансировано 276 бизнес - проектов на общую сумму 50,5 млн. рублей.
II. Имущественная поддержка
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и другими правовыми актами в Ростовской области оказывается имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства – это передача во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В Ростовской области в 2011 установлен мораторий на индексацию размера арендной платы за имущество (кроме земельных участков), находящееся в собственности Ростовской области и переданное в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Льготная приватизация государственного и муниципального имущества, установление понижающих коэффициентов по арендной плате, формирование и использование перечней имущества, предназначенных в аренду субъектам малого и среднего бизнеса – все это способы имущественной поддержки.
III. Образовательная поддержка
В рамках данной поддержки малых предприятий Администрация Ростовской области на условии софинансирования проводит обучающие программы:
· Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего бизнеса. Цели Программы: подготовка нового поколения профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса; повышение образовательного уровня предпринимателей.
· Обучающая программа по подготовке инновационных агентов. Цель программы: формирование у специалистов и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства целостной системы знаний о разработке и реализации инновационных проектов для экономики Ростовской области.
· Бизнес-школа молодого предпринимателя. Цели Программы: подготовка профессиональных специалистов для сферы малого предпринимательства; проведение повышения квалификации специалистов сферы малого бизнеса; увеличение числа субъектов малого предпринимательства; сокращение числа безработных, оказание поддержки гражданам, ищущим работу или оказавшимся под угрозой массового увольнения.
IV. Информационная поддержка:
· Выставочно-ярмарочные мероприятия. В целях широкого информирования субъектов МСП, повышения квалификации персонала, организации деловых встреч с зарубежными партнерами в области особое внимание уделяется практике организации и проведения экономических форумов, ставших традиционной и практичной формой диалога между бизнесом и властью. Ежегодно в области только при поддержке Администрации области проходит более 50-ти выставочно-ярмарочных мероприятий.
· Семинары, тренинги, образовательные программы. Также в рамках информационной поддержки субъектов МСП Администрация области проводит обучающие семинары и тренинги оказывает консультационное содействие через объекты инфраструктуры, подготавливает и издает справочники и рекомендации по осуществлению хозяйственной деятельности малых предприятий.
Например, по итогам 2012 года муниципальными агентствами было оказано свыше 16 тыс. консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности.[14]
Подводя итог можно сказать, что Ростовская область успешно реализует комплекс мер по поддержке малого предпринимательства. Была принята областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. По данной программе принимаются определенные меры для улучшения финансового состояния малых предприятий, создаются различные бизнес – школы. Все это ведет к повышению статуса предпринимателя на Дону.