Организация фольклорной работы с детьми




Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству уникальные, потеря которых невосполнима. Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освоить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развить в себе такой же талант.

И здесь сразу же возникают проблемы: как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, какие им по силам, а какие нет?

Перед руководителем детского фольклорного ансамбля стоит очень важная задача: сделать процесс обучения, передачи знаний максимально познавательным, необходимо заинтересовать и сплотить участников фольклорного ансамбля, преподнести музыкальный материал как можно интереснее. Результаты практики доказывают, что выбор народных песен, подходящих для работы с детским ансамблем, обширен и разнообразен. Именно репертуар во многом определяет исполнительский облик детского фольклорного коллектива, отражает направленность творческих поисков его руководителя. В репертуар коллектива могут войти не только образцы детского фольклора, созданные взрослыми и самими детьми (прибаутки, потешки, колыбельные, заклички, дразнилки и т. д.), но и многое другое из традиционных «взрослых» жанров: различные варианты календарных, хороводных, игровых, плясовых, шуточных, лирических, свадебных и других песен, духовные стихи, частушки, припевки. Главное, они должны обладать художественными достоинствами, быть доступными для исполнения детьми соответствующего возраста. Песенный репертуар для детей должен быть -увлекательным, интересным и познавательным!

Наиболее эффективной формой осуществления фольклорной практики является фольклорная экспедиция. Ее можно провести в один день в близлежащей местности.

Главное разыскать нужного исполнителя или группу исполнителей народных песен, сохраняющих старинные певческие традиции, характерные для данной местности.

Важно заранее провести поисково-подготовительную работу и затем результативно осуществить встречу детей с исполнителями. Для обеспечения успешной работы с

первых дней следует позаботиться о создании материально-технической базы фольклорных занятий. Ее составляют, прежде всего, такие важные технические средства обучения, как магнитофон и проигрыватель, также комплекты народных музыкальных инструментов.

В обучении фольклору большую роль играет наглядность. Она должна выражаться

как в слуховых, так и в зрительных впечатлениях, которые могут накапливаться в

музеях народного творчества. Его создание не только укрепит наглядную базу обучения, но сплотит ребят вокруг идеи возрождения национальной культуры. Предметами музейной экспозиции могут стать: домашняя утварь, народная одежда,

вышивка, предметы народных промыслов и т.д.

Современные дети в подавляющем большинстве запущены не только с точки зрения эстетического образования, но и в общекультурном плане. У большинства почти

полностью отсутствует потребность в художественном творчестве. Заниматься

народным пением с неподготовленными к восприятию фольклора школьниками (особенно старшеклассниками) чрезвычайно трудно, а иногда просто бессмысленно и безнадежно. Поэтому надо начинать с детей младшего школьного возраста, с пробуждения у них интереса к предмету творчества. И дисциплину

держать не криками, а интересными содержательными занятиями. Коллективная

импровизация составляет сущность творческого метода фольклора и диктует свои неукоснительные правила и законы. Обучение музыкальному фольклору строится на

таких известных дидактических принципах, как постепенность и последовательность,

доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное основание материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения, и все это

при обязательном учете возрастной психологии детей. Известно, что детские вкусы изменчивы: для каждого возрастного периода

характерны свои особенности. Народная педагогика, обращенная к миру малыша,

освящена поэзией и добром. Считалки, родные напевы попевки, прибаутки, игры и

другие жанры творчества наиболее соответствуют законам «детской эстетики»,

которая учитывает возрастную психологию, художественные вкусы, предпочтения и творческие возможности. Вместе с тем занятия фольклором должны носить

обособленный, оторванный от современной жизни характер. В процессе овладения высокими образцами народно-песенного творчества дети приобретают хороший

художественный вкус и верные ценностные ориентации. Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения музыкальному фольклору – его синкретизм, соединение в нем пения, танца, игры на

народных инструментах, драматического действа. Такое гармоничное сочетание различных видов творческой деятельности открывает большие возможности: переключая внимание детей с одного вида творчества на другой, руководитель снимает с них

усталость, психофизические нагрузки, активизирует формы занятий, делает их более продуктивными. Крометого, участники получают равные возможности для раскрытия своих способностей в том или ином виде творчества, пробуя свои силы. свои чувства. Многие фольклорные жанры не только заключают в себе этическую и эстетическую функции, но и способствует физическому развитию детей. Здесь нужно проявить внимание к каждому ребенку и подкрепить его с коллективной атмосферой

творчества, увлекательной игры. Знакомство с новым материалом, воспроизведение

его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов, творческих решений – все это

происходит в игре, вызывающей у детей живой интерес. Для большей наглядности рекомендуется использовать тематические просмотры

диапозитивов, репродукций, альбомов, фотографий; коллективные посещения

выставок изделий народных промыслов, народной одежды; целенаправленное

прослушивание пластинок, магнитофонной записи народной музыки, а также

организации встреч с исполнителями народных песен и наигрышей. Разнообразные

формы фольклорныхзанятий требуют от руководителя комплекса специальных знаний и навыков, связанных с драматургией народных песен, основами народного танца, народными обрядами и обычаями, актерским мастерством, искусством импровизации, игрой на простейших народных инструментах, выразительным интонированием в

«разговорной» манере пения.

Надо помнить, что народное искусство – самое демократическое и близкое

массам, но в силу сложных исторических процессов во многом утраченное ими, - может и должно быть возвращено современным и будущим поколениям.

Использованная литература

1. Аркин Е.Я. Работа с фольклорным коллективом. – Омск, 2000

2. Бакланова Т.Н. Организация и научно-методическое обеспе-чение художественной самодеятельности / Т.Н. Бакланова. – М., 1992.

3. Каргин А.С Народная художественная культура – М., 1997.

4. Орехова Н.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. – Тольятти., 2002
5. Организация работы самодеятельных фольклорных коллективов. Методическое пособие для работников социокультурной сферы. / сост. Ф.Х. Завгарова, Т.С. Чекмарева.- Казань: «АБАК», 2015. 6.Терентьева Л.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем. – Самара, 2000
7. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятель-ного творчества трудящихся в культурно-просветительных учрежде-ниях / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1983.

8. Источник: https://fullref.ru/job_d1262c7d0164b5a376c6114838a9e762.html

 

 

Приложение

Любизар

(башкирская народная песня)

Беҙ һуғышҡа ингәндә,

Бәхилләштек барыбыҙ.

Беҙ һуғыштан сыҡҡанда,

Алдан сыҡты даныбыҙ.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

 

Француздар килеп ингән

Мәскәү тигән ҡалаға.

Беҙҙең ғәскәр ҡыҫып алғас,

Сығып ҡасты далаға.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

 

Наполеонға тәхет кәрәк,

Үҙ еренә һыймаған.

Мәскәүҙәргә килеп ингәс,

Ул да үҙен һынаған.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

 

Француздар танынылар

Әрәсәйҙә үҙҙәрен.

Урыҫ, башҡорт ҡыҫмаҡлағас,

Табалмайҙар эҙҙәрен.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

 

Мәскәүгә лә керҙек беҙ,

Парижде лә күрҙек беҙ.

Француздарҙы еңгәндә,

Ер емертеп йөрөнөк беҙ.

Любезники, любизар,

Маладис, маладис!

Карабай

(башкирская народная песня)

 

Җилфер-Җилфер җил исә
Җитен тамрын җил кисә
Егет үсә, кыз үсә
Ай, егет күңелен кыз өзә

Ай ли генәем бәлилүр генәем
Сары сандугачкаем да, кара карлыгачкаем

Иртән дә кил, кич тә кил
Тәрәзәмне чертә кил
Чертүеңнән танырмын да
Каршы чыгып алырмын

 

Ай ли генәем бәлилүр генәем
Сары сандугачкаем да, кара карлыгачкаем

Җилфер-Җилфер җил исә
Җитен тамрын җил кисә
Җилфер-җилфер җил искәндәй
Яшь гомер үтеп китә

Ай ли генәем бәлилүр генәем
Сары сандугачкаем да, кара карлыгачкаем

Әпипә

(татарская народная песня)

 

Бас, кызым, Әпипә, Син басмасаң, мин басам. Синең баскан эзләреңә Мин дә китереп басам. Син басмасаң, мин басам. Әпипәнең калачларын Ашап калам ичмасам. Бас, кызым, Әпипә, Идәннәре селкенсен; Идәннәре селкенсен дә, Кияу куңеле жилкенсен. Сындыр идән тактасын; Сындырсаң идән тактасын, Кияу туләр акчасын.

Бөрлегәнем

(Татарская народная песня)

 

Бакчаларда чәчәк ата

Син утырткан бөрлегән.

Ул да сине көтә сыман,

Ник килмисең, бер генәм?

 

Бөрлегәнем, бөрлегән,

Сагындырдың бер генәм.

 

Бүген төнлә төшләремдә

Сине күрдем, бер генәм.

Син тал, имеш, ә мин, җаным,

Гүя кара бөрлегән.

 

Бөрлегәнем, бөрлегән,

Бик сагындым бер генәм.

 

Бөрлегәндәй күзләреңне

Бик сагындым, бер генәм;

Сөям, дигән сүзләреңне

Кабатлыйм мин җыр белән.

 

Бөрлегәнем, бөрлегән,

Син бит минем бер генәм

 

Во поле береза стояла

(русская народная песня)

 

Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла


Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати

Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю

Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка

Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку

Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти

 

Я с комариком плясала

(русская народная песня)

 

Я с комариком, я с комариком
Ах, с комариком плясала,
С комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку
Ах, комар ножку отдавил,
Комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики
Ах, все суставчики повредил,
Суставчики повредил.

Я кричала же, я кричала же
Ах, кричала же матери,
Кричала же матери:

«Ты подай, мати, ты подай, мати
Ах, подай, мати, косаря,
Подай, мати, косаря,

Вот, по-русскому, вот, по-русскому
Ах, по-русскому — топора,
По-русскому — топора.

Вот казнить-вешать, вот казнить-вешать
Ах, казнить-рубить комара,
Казнить-рубить комара!

Вот покатится, вот покатится
Ах, покатится голова,
Покатится голова.

Вдоль широкого, вдоль широкого
Ах, вдоль широкого двора,
Вдоль широкого двора,

Вот под задние, вот под задние
Ах, под задние ворота,
Под задние ворота».

 

"Туге мо?"

(марийская народная песня)

 

1. Айста, удыр-эрге-вылак, муралтен кушталтена!
Айста, удыр-эрге-вылак, муралтен кушталтена!
Муралтена, кушталтена, семже ден тавалтена.
Муралтена, кушталтена, семже ден тавалтена.
Туге мо? Садыге шол! Семже ден тавалтена.

2. Тынгет каяш пуш кулеш, тунгет каяш пуш кулеш.
Тынгет каяш пуш кулеш, тунгет каяш пуш кулеш.
Ырвезе умыр эртараш чон гае йолташ кулеш.
Ырвезе умыр эртараш чон гае йолташ кулеш.
Туге мо? Садыге шол! Чон гае йолташ кулеш.

Эш, ну, Калтаса,
Семже мом гын каласа,
Мураш-кушташ веле огыл,
Пырля илаш каласа.

3. Айста, удыр-эрге-вылак, муралтен кушталтена!
Айста, удыр-эрге-вылак, муралтен кушталтена!
Муралтена, кушталтена, семже ден тавалтена.
Муралтена, кушталтена, семже ден тавалтена.
Туге мо? Садыге шол! Семже ден тавалтена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: