Модель и матрица Мак-Кинси.




Матрица Мак-Кинси предусматривает изучение привлекательности рынка (отрасли) и стратегического положения фирмы (конкурентных позиций). Эта матрица нацелена на более обоснованную оценку перспектив развития отдельных подразделений компании.

Специалисты фирмы «Мак-Кинси» считают, что факторы, определяющие привлекательность рынка (отрасли) и стратегическое положение фирмы (конкурентные позиции) на отдельных рынках различны. Поэтому при анализе каждого рынка (отрасли) вначале следует выделить факторы, в наибольшей степени отвечающие специфике данного рынка, а затем постараться их объяснить и объективно оценить.

Привлекательность рынка в данной матрице рекомендуется оценивать по следующим показателям: абсолютный размер (емкость рынка), рост емкости рынка, широта рынка, структура конкуренции, особенности ценообразования, отраслевая норма прибыли, социальная роль фирмы, влияние на окружающую среду, юридические ограничения.

Стратегическое положение фирмы на рынке (конкурентные позиции) рекомендуется оценивать по следующим показателям: доля рынка, относительная доля рынка, динамика развития (рост), прибыль, рентабельность, технологическое состояние, имидж, руководство и персонал.

После анализа перечисленных показателей строится матрица и определяется стратегия действий фирмы на каждом рынке (таблица 1).

 

Таблица 1 – Матрица Мак-Кинси

Привлекательность Стратегическое положение фирмы
Хорошее Среднее Плохое
Высокая Инвестировать/ расти   Господствовать/ отсрочить уход
Средняя   Зарабатывать/ защищаться  
Низкая Зарабатывать/ защищаться   Снять урожай/ Отказаться

Модель Мак-Кинси нельзя считать чисто стратегической моделью. Это скорее способ осмысления проблем, связанные с развитием или перестройкой самой организации и если рассмотренные ранее методы и модели касались взаимодействия организации с внешней средой, то модель Мак-Кинси связана с внутренней.

Модель Мак-Кинси часто называют моделью «7S» от семи факторов внутренней среды, названия которых в английском языке начинаются с буквы S. Эти факторы. по мнению экспертов корпорации Мак-Кинси являются наиболее важными для развития организации:

· стратегия (strategy);

· навыки, мастерство (skills);

· общепризнанные ценности (sharea values);

· структура (structure);

· система (system);

· штат (staff);

· стиль (style).

Обычно, когда компания собирается изменить свою организацию, эти семь составляющих изменяются, как правило, именно в такой последовательности: на первом этапе определяется стратегия, а затем определяется, в чем данная организация особенно сильна и какие навыки надо развить и приобрести для того, чтобы воплотить стратегию в жизнь. На следующем этапе необходимо выяснить, что требуется изменить в оставшихся пяти факторах, чтобы реорганизация компании дала положительный результат.

стратегия
Взаимосвязь факторов в модели Мак-Кинси показана на рис.2.

 

 

 

 

навыки
Общепризнанные ценности
структура
система
штат
стиль

 

 

 


Рис. 2. Модель Мак-Кинси

Стратегия подсказывает, на чем компания должна сконцентрировать свои усилия и знания и какие согласованные действия необходимо провести, чтобы добиться конкурентных преимуществ.

Предположим, что у компании есть ясное представление о верной стратегии. Необходимо определить какие важнейшие организационные навыки потребуются для ее осуществления.

Другими словами, стратегия подсказывает компании, как она должна приспосабливаться к внешнему окружению и использовать свой организационный потенциал, а анализ навыков помогает решить как стратегию следует воплощать в жизнь.

Навыки представляют связь между стратегией и новым обликом компании, и в то же время они определяют те изменения, которые должны произойти в остальных пяти «S». Таким образом, в модели Мак-Кинси навыки играют роль интеграционного фактора. В соответствии с этой моделью, когда предприятие собирается осуществить организационные изменения все начинается с разработки его будущей стратегии, затем на ее основе выделяют важнейшие навыки на основе которых и принимается решение, какие изменения следует внести в другие компоненты модели Мак-Кинси.

Общепризнанные ценности связаны с тем, что представляется главным в организации, что по общему признанию, имеет решающее значение для ее успеха.

Модель Мак-Кинси очень часто неправильно понимают и неверно применяют. В действительности, она не претендует на то, чтобы дать четкое руководство по развитию бизнеса или разработке стратегии – эта модель просто представляет собой целостный взгляд на развитие корпорации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: