Шведская гимнастика, как раздел науки и комплекс физических упражнений




История возникновения шведской системы физического воспитания и гимнастики

От первобытнообщинного строя и до дней сегодняшних, развитие системы физического воспитания у разных племен и народов происходило по-разному, но в главном все системы совпадали. В основном физическое воспитание было направленно на решение задач, связанных с вопросами войны и военной подготовки.

Другими словами, главным в физическом воспитании было совершенствование, как духовных, так и физических кондиций солдат. Воспитание мужества, отваги, силы, ловкости. Практически все системы физического воспитания были направлены именно на эти цели.

Различия были лишь в подходах и методах развития тех или иных навыков и доведения их до совершенства.

Во времена первобытнообщинного строя и позднее, возникнув как элемент игры и обучения, упражнения постепенно приобретают стройную систему. Все физические упражнения в этот период направлены на развитие военных и охотничьих навыков в возникающее иногда, свободное от охоты и войны, время.

Античность – это то время и место, которое можно назвать родиной гимнастики. В это время развивается система физических упражнений, которые делятся на два вида: гимнастику (собственно, телесное и физическое совершенствование) и агонистику (специальную подготовку для состязаний). В то же время появляются и олимпийские игры, а гимнастика приобретает не только военно-прикладной характер, но и некий элемент соревнований, приобретает в чем-то черты современных видов спорта с системой тренировок.

Во времена средневековья уже можно говорить о некоей системе физического воспитания для подрастающих воинов, рыцарей. Детей мелкопоместных феодалов при помощи учителей обучают тонкостям военного дела, владению копьем, мечом, арбалетом, умению плавать и скакать на лошади. Затем происходило некоторое подобие экзамена, после которого претендент на рыцарское звание проходил обряд посвящения в рыцари.

Как видим, все эти навыки имели очень важное значение для развития и физического воспитания молодых дворян. Без применения определенных систем в воспитании были бы невозможны те многочисленные завоевания более организованными и физически крепкими воинами тех стран и земель, где воинскому искусству и физвоспитанию уделялось недостаточно внимания.

После времени буржуазных и промышленных революций с применением огнестрельного оружия, физическое воспитание хоть и остается в большей своей части уделом воспитания солдат, но уже не может ограничиться только этими функциями, приобретая все новые, и разделяясь на другие виды. Гимнастика тоже делится на военную, врачебную, педагогическую и эстетическую.

Одним из видных ученых и педагогов того времени можно считать шведского ученого И. Песталоцци. Этот человек, хоть и не является в прямом значении «родителем» шведской гимнастики, но он внес огромный вклад в развитие и подготовку почвы для возникновения шведской системы гимнастики.

Прежде всего, он ратовал за гармоничное воспитание подрастающего поколения, как в умственном, физическом, так и моральном плане. Он считал, что нельзя отделять одно от другого, и верил, что необходимо, прежде всего, опираться на врожденные способности самого ребенка, учитывая его возраст и физиологические особенности.

Также он полагал, что система воспитания, в том числе и физического, не может носить линейный характер, а должна идти по нарастающей, от простого к сложному. Одной из его важнейших заслуг является сделанный им вывод, что обучение обязано быть наглядным и развивать не только чувственное восприятие, но и мышление.

У Песталоцци был и свой подход к классификации физических упражнений. Он их все делил на игры. Определяющим в этой классификации была зависимость каждого упражнения от движений в суставах. Использовались элементарные упражнения, в которых задействован сустав плеча или голени, а также и более сложные. Сюда были включены такие упражнения как бег, танцы, метание, плавание. Позднее он создал свою систему, которая получила название своего «родителя» - «Суставная гимнастика Песталоцци».

Но это еще не шведская гимнастика, это лишь подготовка перед появлением этой системы.

 

Шведская гимнастика, как раздел науки и комплекс физических упражнений

В появлении и развитии гимнастики, как системы физических упражнений, важное значение имел тот факт, что в начале 19 века (1813 г.) правительство Швеции решило учредить королевский гимнастический центральный институт, возглавлять который, назначили Пера-Хенрика Линга (1776-1830). Он окончил богословский факультет Упсальского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгагене (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическому воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увлекался поэзией. За успехи в этой области он был избран членом Шведской академии.

По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело,

Это был первый институт, который занимался вплотную научной и прикладной составляющей гимнастики. Разрабатывались не только ее теоретические основы, а также и своя система упражнений.

В указе можно прочитать, что целью создания этого учреждения является пропаганда через сообщения различным группам слушателей, как мужчинам, так и женщинам, что такое гимнастика, для чего необходимо ее изучать и развивать практические навыки.

В институте разрабатывалось несколько направлений в гимнастике, которые имели военизированный характер (например, фехтование). Но изучались и другие разделы, такие как врачебная гимнастика «для здоровья людей».

После выпуска из института мужчины (и женщины) могли преподавать предмет - гимнастика в любом учебном учреждении. Всем поступающим должно было быть не более 30 лет, а также претенденты должны были иметь отменное здоровье.

В обучении студентов проявлялось все многообразие методов и способов обучения, а теория обязательно закреплялась на практике. Самым главным отличием разрабатываемой системы от методик других стран заключалось в том, что во главу всей системы ставилась полезность, которую занимающийся может вынести после занятия.

Так как снаряды для занятий гимнасткой были достаточно дороги, правительство рекомендовало не включать их в программу. Линг так и сделал, создав упражнения с двойственной опорой, это было одним из главных отличий от других гимнастик во многих станах.

Развивая свои труды, связанные с гимнастикой, Линг подразделяет гимнастику на несколько видов:

  1. гимнастику педагогическую – человек сам делает гимнастические упражнения на добровольной основе;
  2. военная гимнастика – здесь все направленно на изучение приемов и способов ведения войны, обучение владению оружием;
  3. гимнастика врачебная – по замыслу автора, должна была облегчить состояние больного при помощи тренировок и с посторонней помощью;
  4. гимнастика эстетическая служит методом выражения чувств и эмоций.

Сначала не было какого-то точного выделения разных видов гимнастики, но позднее такое разделение сформировалось.

Одним из самых простых видов считалась педагогическая гимнастика, основные ее положения входили также и в остальные.

Военная гимнастика в армии была направлена на подготовку послушного, дисциплинированного солдата с хорошей военной выправкой и красивой осанкой.

Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и поэтому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией.

Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление.

Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта.

Как считал сам Линг и его последователи (его сын и его ученики), гимнастика должна способствовать физическому развитию человека, и здоровых людей делать еще здоровее, а для больных - максимально улучшать их самочувствие.

Позднее, гимнастика вобрала в себя все разновидности, оставшись только в двух видах, «гимнастика для здоровых» и «гимнастика для больных». Некоторое время военная гимнастика еще продолжала существовать, но затем также слилась с другими.

Опираясь на анатомические и физиологические данные, Г. Линг стремился дать гимнастике научное обоснование. Но поскольку в этот период уровень развития физиологии был не высок, классификация упражнений производилась по анатомическому признаку.

Последователи и ученики

Позднее дело отца продолжил его сын Ялмар Линг(1799-1881) Он уже более основательно подошел к разработке и упорядочиванию системы, создал структуру гимнастического урока, описал, как и в какой последовательности нужно изучать и выполнять упражнения.

Структура уроков состояла из набора упражнений, которые должны были идти один за другим. Упражнения были разбиты на группы для каждой части тела. Таким образом, в течение урока были задействованы и подвергались нагрузке все группы мышц.

Физическая нагрузка на организм в течение тренировки имела волнообразный характер, то повышаясь, то переходя в спокойный режим. Для того, чтобы занятия проходили более эффективно, были придуманы снаряды для выполнения упражнений.

. Он разработал и ввел новые шведские снаряды: стенку, скамейку, двойной бум, плинт и др. Им применялись упражнения и на уже известных в других системах гимнастики снарядах (канат, шест, лестница, козел, конь, брусья, перекладина и др.). Однако здесь снаряды лишь помогали лучше выполнить упражнения, предусмотренные планом урока. Их применение могло быть заменено помощью товарища. Большое значение придавалось исходным положениям.

Урок гимнастики состоял из 16 частей. Упражнения выполнялись в строго установленной последовательности: построение группы или перестроение для занятий, подготовительные упражне­ния для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения в равновесии, для мышц живота, отвлекающие упражнения для ног, подтягивания, дыхательные упражнения. Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц.

Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее «гимнастикой поз». Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики.

Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.

Шведская система возникла вслед за немецкой гимнастикой. Основателем этой системы был Генрих Линг и завершил эту систему его сын Яльмар Линг.

. Ялмир Янг активно занимался популяризацией гимнастики во многих странах. И нужно сказать, ему это удалось. На сегодняшний день очень много людей занимается этим видом спорта. Огромное влияние и распространение этот вид физических упражнений получил во многих странах, не стала исключением и Россия

 

Шведская стенка

Снаряд этот был придуман Хенриком Лингом. Поначалу шведская стенка так и называлась «рама с перекладинами». Это уже потом она приобрела свое сегодняшнее название.

Одним из главных достоинств этого тренировочного снаряда является то, что он очень универсален, на нем можно делать очень много упражнений, и в тоже время этот гимнастический снаряд довольно компактен. Он закрепляется на стене и в готовом виде совсем не занимает места. А если к ней добавить дополнительные предметы, такие как скамейка для качания пресса или брусья, веревочную лестницу, кольца, то стенка становится просто незаменимой.

Если говорить о подрастающем поколении, то шведская стенка просто необходима для гармоничного развития каждого ребенка. Оборудовав уютный спортивный уголок, вы предоставляете ребенку возможность полазать, повисеть, попрыгать с высоты. А это важная часть в развитии двигательной активности подрастающего поколения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: