Эталонные (базисные) стратегии развития бизнеса.




Стратегии развития отражают различные подходы к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, положение фирмы внутри отрасли, технология, отрасль.

В зависимости от состояния внешней среды и целей деятельности организации эталонные стратегии развития могут быть направлены как на рост, так и на сокращение.

Различают три варианта эталонных стратегий роста: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост.

Первая группа эталонных стратегий – стратегии концентрированного роста: они связаны с изменением продукта и/или рынка и не затрагивают другие элементы.

К эталонным стратегиям концентрированного роста относятся:

1. Стратегия усиления позиций на рынке, когда организация любыми путями пытается улучшить свои рыночные позиции (снизить цены, обеспечить более широкую доступность товара для потребителей и т.д.)

2. Стратегия развития товара, когда фирма выпускает новые товары (или усовершенствованный вариант уже имеющихся), которые бы реализовывались на уже освоенном фирмой рынке.

3. Стратегия развития рынка, когда фирма занимается поиском новых рынков сбыта для уже производимого или новых товаров.

Вторая группа эталонных стратегий – стратегии интегрированного роста (стратегии бизнеса), которые предполагают расширение организации путем добавления новых структур.

К эталонным стратегиям интегрированного роста относятся:

1. Стратегия обратной вертикальной интеграции, которая предполагает расширение организации за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение, усиление контроля действий поставщиков или даже приобретение в собственность компаний и фирм, принадлежащих поставщикам.

2. Стратегия прямой вертикальной интеграции, которая предполагает усиление контроля над структурами системы распределения и продажи товаров, находящихся между организацией и конечными потребителями или даже расширение за счет приобретения в собственность предприятий системы распределения и продаж товаров (оптовые базы, хранилища и т.д.).

Третья группа – стратегии диверсифицированного роста. Диверсификация – процесс проникновения организации в другие отрасли производства. Используется для снижения зависимости организации от одной СЗХ.

Многие организации рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска особенно, если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена.

Эталонные стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, когда организация больше уже не может развиваться на данном рынке, с данным товаром или в рамках данной СЗХ. Основными вариантами таких стратегий являются:

1. Стратегия концентрированной диверсификации, использование которой предполагает кроме основного производства поиск и использование дополнительных возможностей для производства новых товаров, которые пользуются спросом на уже освоенном организацией рынке. При этом существующее производство остается в центе бизнеса, а новое возникает, исходя и тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии, либо же в других сильных сторонах функционирования организации.

2. Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста организации на существующем рынке за счет новой продукции и ориентируется на потребителя основного продукта, для производства которой (новой продукции) требуется новая технология, отличающаяся от используемой в организации. При этом новый продукт или товар должен быть сопутствующим уже производимому товару. При данной стратегии фирма ориентируется на производство таких технологических не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы (например, в области поставок). Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своими качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.

3. Стратегия конгломератной диверсификации предполагает расширение организации за счет производства новых продуктов технологически не связанных с уже производимыми.

К эталонным стратегиям целенаправленного сокращения относятся:

1. Стратегия ''сбора урожая'', которая применяется по отношению к бесперспективным видам бизнеса. Она предполагает получение максимального дохода при постепенном сокращении затрат на заработную плату, закупку сырья и т.д. до нуля с одновременной распродажей уже произведенных товаров и средств производства.

2. Стратегия сокращения расходов. Ее основная идея заключается в поиске возможностей уменьшения издержек и проведении мероприятий по сокращению затрат. Реализация этой стратегии носит краткосрочный характер и связана с повышением производительности труда, сокращением числа работников, уменьшением объемов производства неприбыльных товаров и закрытием убыточных предприятий и подразделений.

3. Стратегия сокращения реализуется тогда, когда одно из направлений деятельности убыточно или плохо сочетается с другими. В данном случае организация продает одно или несколько своих подразделений с целью изменения границ своей деятельности. Кроме того, применение стратегии сокращения характерно, когда у предприятия не хватает средств для развития более перспективных видов бизнеса, которые в наибольшей степени соответствуют долгосрочным целям фирмы.

4. Стратегия ликвидации представляет собой самый крайний предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма прекращает свою деятельность на рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: