Рефлексивность как фактор копинг-поведения в ситуации экзамена.




Глава 1. СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

1.1 Понятие стресса

 

Деятельность человека, особенно учебная, профессиональная, сопровождается интенсивным воздействием стрессогенных факторов, последствием которых могут быть негативные эмоции, и даже срыв деятельности.

Категория «стресс» является одной из таких сложных для изучения категорий науки, которая обслуживает комплекс различных наук о человеке. Поэтому вхождение этого понятия в оборот психологической науки сопровождалось адаптационным подходом к стрессу. Затем психологи выделили отдельно психологический, эмоциональный и информационный стресс.

Стрессом в науке (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия – стрессоры [20].

Основополагающую теорию стресса, с которой начался «стрессовый» бум, выработал Г. Селье. Под стрессом Г. Селье понимает неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило ученому говорить об общем адаптационном синдроме [20]. Г. Селье определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) [21].

Г. Селье и отечественными авторами, развивающими адаптационный подход к стрессу и регуляции стрессовых состояний [5] показано, что существуют стрессовые ситуации, которые мобилизуют организм и способствуют успешной социально-психологической адаптации индивида. Но существуют, отмечает В. А. Бодров, стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации..дистрессу» [3, с.15]. Ф.Б. Березин указывает основные черты психического стресса: «Cтресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна» [6, с.115].

Дистресс – это крайне отрицательное проявление стресса. Превращение стресса в дистресс происходит при очень интенсивном воздействии факторов среды и деятельности, при которых истощаются резервы организма и нарушается механизм психической регуляции.

Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус). Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является реак­цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами [11]. Р. Лазарус считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. По Р. Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции [11].

Е.С. Кузьмин к стресс-факторам относит: нарушение чувства комфорта и безопасности труда; дефицит времени для завершения плановых заданий; трудные и ранее незнакомые производственные задачи; чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; длительная работа без отдыха, переутомление; несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения [цит. по:9].

Н.Е. Водопьянова выделяет три группы факторов: личностные факторы, ситуативные и профессиональные требования. К личностным факторам автор относит: переживание несправедливости; хроническое переживание одиночества; переживание социальной незащищенности; переживание социально-экономической нестабильности; переживание социальной и межличностной изоляции; неконструктивные модели поведения; высокую мотивацию власти, высокую аффилиацию; «трудоголизм», поведение типа А; слабую «Я-концепцию», низкую самооценку; низкую эмпатию и социальный интеллект; низкую профессиональную мотивацию, мотивацию избегания неудач; эмоциональную неустойчивость, нереалистические ожидания [цит. по:9].

Стрессоры могут быть различные. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. Личностные особенности, отмечает А. Г. Маклаков, - «самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий».

Большинство отечественных авторов выделяют психический, эмоциональный и информационный стресс, причем многие в психическом стрессе выделяют эмоциональный стресс [12,20], либо отделяют психический, эмоциональный стресс от физиологического.

В словаре под ред. А. В. Петровского различаются: физиологический и психологический стресс, последний делится на стресс эмоциональный и информационный [20].

А. Г. Маклаков, рассуждая о проблеме выделения психического, эмоционального и информационного стрессов, замечает, что данное деление условно, поскольку трудно разделить стрессоры. «На практике, - пишет он, - очень редко удается разделить эмоциональные и информационные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации..информационный стресс сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации» [13]. Хотя стрессорами могут быть разные раздражители, но, отмечает А. Г. Маклаков, «чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции» [13, с. 461]. Психический стресс данный автор определяет как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида со средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальной адаптивной реакции оказывается недостаточно» [13, с.463].

Во многом близка взглядам Р. Лазаруса концепция эмоционального (психического) стресса у Е. Д. Соколовой, Ф. Б. Березина. Согласно Е. Д. Соколовой, Ф. Б. Березину, представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Исследованиях психического стресса свидетельствуют и об общности физиологических изменений, которые возникают при физиологическом и психическом стрессе, и о различиях в механизме его формирования. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров или стрессогенной ситуации опосредуется через психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула в связи с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате его переработки возникает ощущение угрозы, обычно в случае, когда психологическая оценка обнаруживает несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей [22]. Указанные авторы подчеркивают роль индивидуальной оценки стрессовой ситуации. «Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия - пишут они, - обусловливает роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк [22].

Характеризуя психический (эмоциональный) стресс, отмечают, что он вызывает такие же (негативные, вегетативные) изменения, что и физиологический стресс [22]. Вообще эмоциональный стресс, по мнению отечественных психологов, возникает в ситуации обиды, опасности, угрозы [13,20]. Формы эмоционального стресса: импульсивная, тормозная, генерализованная. При эмоциональном стресс е отмечаются изменения в психической сфере, в том числе изменения в протекании психических процессов, эмоциональной сфере, мотивации и структуре деятельности. Также в содержании психического (эмоционального) стресса психологи особо выделяют тревожность. Тревога – это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [20, с.407]. Тревога, в отличие от страха, который несет в себе реальную угрозу, представляет диффузный страх [20]. Тревога является сигналом напряжения, нарушения адаптации. По направленности своего проявления тревога может выполнять как мобилизующие, так и дезорганизующие функции. Когда уровень тревоги слишком высок, поведение становится неадекватным ситуации, его регуляция нарушается. Роль тревоги в адаптационном процессе может изменяться, при перенапряжении организма ощутима ее роль в формировании эмоционального стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности.

Проблема преодоления стресса и роли особенностей личности как опосредующего фактора стрессоустойчивости человека начала проявляться сразу в ходе изучения стресса. Многие авторы, занимающиеся изучением форм стресса, делают акцент на личностных особенностях, детерминантах совладания со стрессом. Исследователи называют их личностными ресурсами, личностным адаптационным потенциалом [12,21]. Так, Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. пишут: «Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным факторам, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения» [22, с.15]. А. В. Морозов пишет: «Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности» [15, с.315].

Подводя итог, отметим, что введение категории «стресс» в оборот психологической науки способствовало тому, что произошел сдвиг с естественно-научного понимания термина «стресс» (адаптационный синдром) к собственно психологическому его пониманию. Сегодня в отечественной психологии используют понятия «психический стресс», «эмоциональный стресс», «информационный стресс». В самом общем виде можно различать психический и физиологический стресс, а, говоря о собственно психологическом содержании стресса, использовать понятия «эмоциональный стресс», «информационный стресс», понимая, что данное деление условно и стрессоры могут быть общими для обоих видов стресса.

 

1.2 Понятие копинг-поведения

 

Актуальность изучения копинга и стратегий преодоления связана с тем, что в процессе преодоления жизненных трудностей человек может как приобрести новый опыт, расширить диапазон поведенческого репертуара, так и проявить неадекватность своего поведения, что повлияет на его адаптацию, психическое здоровье и весь жизненный путь в целом.

Понятие «копинг» происходит от анг. «to cope» - справляться, преодолевать. В отечественной психологии используются, кроме термина «копинг», термины «совладание», «совладающее поведение», «преодоление». С.К. Нартова-Бочавер отмечает: «..в российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление»[18, с.20]. В. А. Бодров пишет: «Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях» [4, с.122]. По мнению Л. И. Анцыферовой «в отечественной психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, – при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и «психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» (от английского «to cope» – преодолевать)» [2, с.40].

Действительно, данное понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в стрессовых, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать благополучие человека (И. В. Шагарова, С. К. Нартова – Бочавер, В. А. Бодров и др.).

В зарубежной психологии понятие «копинг» используется в психологии стресса и определяется как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Наиболее знамениты работы Р. Лазаруса. Р. Лазарус определяет его как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека» [11, с.182]. Р. Лазарусом были предложены и развиты идеи о копинге как процессе. Согласно представлениям автора, «копинг изменяется во времени в соответствии с контекстом ситуации, в которой он реализуется» [цит.по 24, с. 38]. Р. Лазарус отметил в овладении стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо переоценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения [11].

С. К. Нартова – Бочавер характеризует копинг следующим образом. Копинг – это «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [18,с.20]. Психологическое предназначение копинга, по С. К. Нартовой – Бочавер состоит в том, чтобы «как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и т.о. погасить стрессовое действие ситуации». [18,с.20]. Цель копинга, с точки зрения С. К. Нартовой–Бочавер – это «обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья» [18, с.20].

Конкретизируя понятие копинга, И. В. Шагарова пишет следующее. «В широком смысле копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. От простого приспособления копинг отличают дополнительные условия (внешние – характеризуют саму задачу, внутренние – представляют собой психологические характеристики субъекта)» [25, с.135].

Т.Л. Крюкова в своем исследовании совладающего поведения определила его как «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий [9, с.50]. Основными положениями концепции психолога являются следующие. Человек рассматривается как субъект, активно противостоящий неблагоприятным воздействиям и обстоятельствам посредством копинг – поведения. Последнее позволяет человеку справиться со стрессом, трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и среде способами. Итогом копинг – поведения может стать устранение трудной жизненной ситуации, ее преобразование или адаптация к ее требованиям. Стратегиям совладания можно научиться, возможна целенаправленная выработка навыков конструктивного и эффективного копинг – поведения для психического здоровья личности. Т. Л. Крюкова рассматривает совладающее (копинг) поведение как сознательный и целенаправленный способ разрешения трудностей (в качестве одной из форм проявления субъектности). С точки зрения психолога совладающее поведение – это сознательное поведение, «зеркало субъективной активности человека», а не пассивное отражение качеств личности и особенностей жизненной ситуации. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией и представляет не только приспособление, если ситуация поддается контролю, но и на изменение ситуации [10].

Сложный вопрос о соотношении понятий совладающего (копинг) поведения и психологической защиты. До сих пор у исследователей нет единства по этому вопросу. Так, А. Н. Фоминова пишет: «Что касается группы защитных форм преодоления, выражающихся в искаженном понимании действительности, то их эффективность оценивается неоднозначно. Часть зарубежных и отечественных психологов считают эти формы дезадаптивными, некоторые, напротив, полагают, что иллюзии и фантазии помогут человеку сконцентрироваться и преодолеть жизненные сложности, а тактика отрицания способствует дозированному принятию сложной ситуации» [цит. по 10, с.51]. Р.М. Грановская и И.М. Никольская отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых [7, с.26].

Подводя итог, отметим, что понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в трудных, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать психическое здоровье человека.

 

1.2. Факторы копинг-поведения (особенности, которые влияют на выбор стратегии)

 

Выделяют факторы ситуации и личностные детерминанты среди особенностей, которые влияют на выбор стратегии копинга. Р. Лазарус и его коллеги предлагают ситуационное объяснение совладания со стрессом и трудной жизненной ситуацией. В их модели копинг представлен как изменяющийся процесс. Эффективность, «зрелость» совладающих стратегий оцениваются в контексте ситуации, которой возникает стресс [цит.по: 24].

Исследователи также считают факторами многообразия стратегий копинг (совладающего) поведения индивидуальные особенности (личностные детерминанты) человека. По мнению Н.Г. Осуховой, для характеристики процесса прохождения человеком трудных ситуаций, важно «найти личностные структуры, посредством которых человек устанавливает и регулирует равновесие между «внешними» и «внутренними» условиями» []. Л. И. Дементий отмечает: «..Одним из стержневых моментов механизма адаптации считается поиск условий и факторов, которые смягчают то, что может быть стрессовым ударом для человека» []. С точки зрения В. А. Бодрова как факторы среды, так и индивидуальные особенности субъекта влияют на причинно-следственные связи [3].

Проблема влияния личностной детерминации на стресс и его преодоление уже достаточно изучена, имеются данные о личностных различиях в отношении эмоциональной напряженности. К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, самооценка и уверенность в себе, рефлексивность, временная перспектива.

Обнаружена связь между локусом контроля и способностями справляться со стрессом, а также влиянием внешнего (экстернального) и внутреннего (интернального) контроля на эффективное копинг (совладающее) поведение. Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек контролировать ситуацию и управлять ею. Роттером доказано, что локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Комментируя шкалу Роттера, Зиглер отмечает, что высокий уровень внутреннего контроля указывает на социально желательные черты, а высокий уровень внешнего контроля - на социально нежелательные черты; экстерналы сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы, в то время как интерналы сопротивляются постороннему воздействию, и даже контролируют поведение других [13].

Поскольку интернальный (внутренний) контроль основан на восприятии позитивных или негативных событий как последствий личных действий, потенциально находящихся под личным контролем, этот факт можно прямо связать с копинг (совладающим поведением).

В. А. Бодров отмечает: интернал считает, что только некоторые события находятся вне сферы человеческих влияний. Интерналы располагают более эффективной когнитивной системой, они тратят время на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для них события. Они прикладывают усилия для того, чтобы влиять в своем личном, социальном и рабочем окружении. Интерналы разрабатывают специфические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, чувство владения собой они могут развивать настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями [6].

Интернальный локус контроля в смысле умения контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, служит таким личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Личности с внутренним (интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации.

Л. И. Анцыферова, ссылаясь на данные Х. Томэ и У. Лер о четырех типах личностей, выделила четыре обобщенных типа личностей, которые демонстрируют различные формы поведения в трудных ситуациях, в том числе потери работы [2]. Личность первого типа ориентирована на достижения, на изменение окружающего мира и на использование и пробу своих возможностей; такая личность стремится сохранить и расширить социальные контакты и интересы. Личности данного типа воспринимают свое положение как способ измениться и составляют планы на будущее. Второй тип личности заостряет внимание на своем положении, трудной ситуации. Такие люди ориентируются на свою внутреннюю интравертированную установку, на внутренние изменения своего Я. Поведение их в целом неактивно. Третий тип личности характеризуется интернальной установкой: слабыми изменениями в поведении и активной деятельности, отсутствием четкого плана на будущее, покорностью судьбе. У четвертого типа личности преобладают негативные чувства: разочарование, огорчение. Такие личности с сопротивлением слушают советы и консультации, у них отсутствует интерес к будущему, и они особенно нуждаются в психологической помощи и поддержке [].

Временная перспектива, четкое видение будущего также служит защитной стратегией при адаптации к стрессу. Человек должен планировать и предвидеть будущее. Даже в случае столкновения с трудной жизненной ситуацией личность, обладающая осознанной жизненной перспективой, способна к выбору наиболее эффективной для данной ситуации стратегии преодоления, т.к. очень четко осознает, к чему стремится, какого результата желает достичь в осуществлении своих планов.

Исследователь Ч. Спилбергер установил, что когнитивная оценка ситуации зависит от уровня личностной тревожности, эффективности предполагаемого противодействия угрозе, реакции человека на возникшее у него состояние тревоги [28]. Сегодня исследователи начинают выявлять связь между уровнем личной тревожности и эффективными стратегиями копинга.

Влияние самооценки, отмечает В. А. Бодров, проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться [6].

Сегодня исследователи начинают выявлять значение психологической компетентности как важного фактора копинг-поведения.

Подводя итог, отметим, что факторы копинга еще выявляются. Наиболее изучены локус контроля, личностная тревожность в связи с преодолением стресса. Именно интернальный локус контроля, по нашему мнению, является эффективным ресурсом копинг (совладающего) поведения. Менее изучены, хотя также важны временная перспектива, рефлексивность, психологическая компетентность. Также наиболее изучены благодаря работам Р. Лазаруса факторы самой стрессовой ситуации, детерминирующие выбор копинг-стратегий.

 

 

1.3 Рефлексивность как фактор копинг-поведения

Рассмотрение проблемы рефлексивности как свойства личности в психологической науке имеет несколько подходов, выделим основные, с нашей точки зрения, подходы, чтобы раскрыть проблему взаимосвязи рефлексивности и копинг-поведения.

Классический, системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) рассматривает рефлексию в качестве одного из объяснительных принципов организации развития психики человека [цит.по: 29].

В аксиологическом подходе сделан акцент на ценностных ориентациях (Л. И. Анциферова и др.) [2]. В этих теориях рефлексивность взаимосвязана с ценностными ориентациями, со смыслом жизни, самооценкой, самореализацией.

А. В. Карпов, В. В. Пономарева рассматривают рефлексивность как психическое свойство, которое представляет собой одну из сторон психологической реальности, оно соотносится с рефлексией. Рефлексивность характеризуется собственной динамикой, способами развертывания (рефлексивными стратегиями). Рефлексивные стратегии (мыслительные и др.) являются базовым механизмом реализации рефлексии как способности и условием развития свойств рефлексивности [цит.по29].

Профессиональный аспект рефлексивности, ее роль в формировании профессионального и личностного роста частично исследован в работах С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович [цит.по: 29].

Рефлексивность, рефлексивный потенциал студентов исследовала Е. С. Шучковская. По мнению Е. С. Шучковской, «..Рефлексивные потенциалы студентов, проявляющиеся в сочетании возрастных особенностей и учебно-профессиональной деятельности, остаются до сегодняшнего дня малоизученными» []. Очень важным, на наш взгляд, является наблюдение автора о связи субъектности, уровня субъектности студента и рефлексивности. Это наблюдение можно связать с копингом. По нашему мнению, активная субъектность личности (студента) способствует развитию личностных ресурсов копинга, в том числе рефлексивности.

Доказано, что рефлексивность способствует выбору более эффективных копинг-стратегий, также рефлексивность помогает концентрироваться на проблеме, а не на ее оценке.

Подводя итог, отметим, что рефлексивность можно рассматривать как психическое свойство личности, которое соотносится с рефлексией как механизмом развития личности, поэтому рефлексивность и рефлексивные стратегии необходимы для личного роста, а также совладания с трудными, стрессовыми ситуациями. Несмотря на то, что

 

1.4 Ситуация экзамена как стрессогенная

С точки зрения отечестенных авторов [] экзамен относится к стрессогенной ситуации.

Для большинства учащихся экзамен – это критическая ситуация, которая определяет их положение в учебном заведении и дальнейшую судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной.

Экзаменационный стресс, как и любой стресс, может быть нормой адаптации к среде, но может быть дистрессом. Превращение стресса в дистресс происходит при очень интенсивном воздействии факторов стресса, при которых истощаются резервы организма и нарушается механизм психической регуляции вплоть до полного срыва деятельности. Так, с одной стороны, экзамены мобилизуют студентов на более интенсивную учебную деятельность, и в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку. С другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов. Признаки экзаменационного стресса можно наблюдать у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс – типичные проявления страха перед экзаменами в период сессии в любом институте [щ]. По мнению ЮВ. Щербатых, «..Экзамен является психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии» [].

Для трудных жизненных ситуаций «оценивания» (по А. Ю. Маленовой) характерны: повышенная стрессогенность, объективная заданность, неравенство субъектов взаимодействия» [].Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на многое в жизни молодых людей: самооценку, социальный статус, деловые, професиональные перспективы.

Повышенная стресогенность выражается в том, что экзаменационный стресс влияет на все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и остальные. Исследовано, в том числе в нашей стране, что в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляциисердечно-сосудистой системы (учащенный пульс, повышенное артериальное давление) []. Согласно данным эмпирического исследования Ю. В. Щербатых, Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли.

Н.И.Наенко указывает, что сдача экзамена вызывает психическую напряженность, определяя последнюю как "психические состояния в сложных условиях вообще, независимо от вызываемых ими эффектов” [цит. по]. ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия стрессора. Учащийся реагирует на экзамены в соответствии со своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение студентов и других.
Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма студента, вызванным интенсивной умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой, крайним ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями. Возрастание напряжения проявляется субъективно – в переживаниях беспокойства, тревожности, раздражительности, напряженности, угнетенном состоянии. Основной признак напряжения, по которому измеряется его степень, - это изменение функционального уровня деятельности, проявляющееся в изменении ее качественных показателей.

Основной признак напряжения, по которому измеряется его степень, - это изменение функционального уровня деятельности, проявляющееся в изменении ее качественных показателей.

Стресогенность ситуации экзамена может достигать предельных параметров (жесткие лимиты, информационные перегрузки и др.). Поэтому представляется очень важным в ситуации экзамена как стрессогенной выработать стратегии совладания, копинг-поведения.

Как указывает А. Ю. Маленова, «в значимых для студента ситуациях оценивания предпочитаемыми стратегиями преодоления выступают проблемно-ориентированные активные действия, включающие размышления, планирование и реализацию конкретных поступков, обеспечивающие совладание со стрессом» [].

 

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Дело, 2004. – 66с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.3 – 19.

3. Бодров В. А. Проблема взаимосвязи стресса, адаптации и личности // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно – практической конференции \ Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома, 2007.

4. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Часть1. «Coping stress” и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 122 – 133.

5. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – 352 с.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1988. - 270 с.

7. Грановская Р. М. Система психологической защиты и копинг – стратегий // Психология совладающего поведения: Материалы Международной научно – практической конференции // Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ и. Н. А. Некрасова, 2007. С. 26 – 28.

8. Л. И. Дементий. Ответственность личности как ресурс копинг поведения// https:// library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0079310.pdf

Исследование совладающего (Coping) поведения: разработка программ

9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография.- Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аванттул», 2007 – 60с.

10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л.: Лениздат, 1970. – С. 178-200.

11. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.-Женева, 1989. С. 121-126.

 

12. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. 2001. Т. 22. №1. С. 16 – 24.

13. Маклаков А. Г. Общая психология. М.: Экзамен, 2008. – 355с.

14. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998, т. 1, №2, с. 102-111ю

15. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб.: Союз, 2000 - 576 с.

16. Маленова А. Ю. Особенности совладающего поведения личности в ситуациях оценивания // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С.210-213.

17. Никольская И. М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007.

18. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 5, с. 20-29.

20. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко и др. – М.: ИНФРА – М, 1999.

21. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990.

22. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1969.

23. Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. №1 (9). С. 5-25.

24. Стресс-аудит в вузе: исследование психологического совладания с экзаменационным стрессом у первокурсников / Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров- Материалы международного симпозиума / Отв. ред. Н.П. Фетискин. - Москва-Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова.

25. Топчий М.В., Чурилова Т.М. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.

26. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у ст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: