Процесс закрепощения крестьян




Контрольная работа № 2

КИЕВСКАЯ РУСЬ В X – XII ВЕКАХ

1. Государственное устройство, правовая система и социальное деление в Киевской Руси

2. Крещение Руси и его историческое значение

Литература

1. Горский, А.А. О древнерусских «землях» [Текст] / А.А. Горский // Отечественная история. – 2001. - № 5. – С. 144 - 150.

2. Данилевский, Игорь Николаевич. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): курс лекций / И. Н. Данилевский. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 399 с.. - Библиогр.: с. 392-397.

3. Как была крещена Русь[Текст]: [сб.]. - М., 1988.

4. Кучкин, В.А. Русь под игом: как это было [Текст] / В.А. Кучкин. – М., 1991.

5. От Руси до России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - М.: Айрис-Пресс, 2003. - 320 с.

6. Пчелов, Евгений Владимирович. Рюриковичи. История династии / Е. В. Пчелов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 479 с.

7. Рыбаков, Борис Александрович. Мир истории. Начальные века русской истории / Б. А. Рыбаков. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 351 с.

8. Рыжов, К.В. Ещё раз о смысле и значении понятий «Русь» и «Русская земля» в летописях XII – XIII вв. [Текст] / К.В. Рыжов // Вопросы истории. - 2001. -№ 7 – С. 137 - 143.

 

Структура контрольной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели работы, характеризуются использованные источники. Контрольная работа, написанная на основе одного источника, представляет собой конспект и не может быть зачтена преподавателем.

Содержание основной части должно соответствовать поставленным задачам. Обычно она состоит из нескольких параграфов, завершающихся выводами.

Заключение содержит подведение итогов, выводы автора, причем они не должны дублировать обобщения, сделанные по отдельным параграфам. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.

Работа завершается списком использованных источников и литературы, который составляется в соответствии с правилами библиографического описания, об изменении которых можно узнать в библиотеке университета.

 

 

1. История как наука

2. Расселение восточных славян в VI-IX вв. Быт и верования

3. Проблема государственности у восточных славян. Норманнская теория.

4. Принятие Русью христианства

5. Феодальная раздробленность в русских землях. Сущность и последствия татаро-монгольского ига

6. Выбор пути развития: Северо-Восточная Русь, Новгородская земля, западнорусские княжества. Возвышение Москвы (XIII - первая половина XV в.)

7. Образование Московского централизованного государства (вторая половина XV - первая половина XVI в.)

8. Иван IV Грозный и его реформы. Суть опричнины, ее последствия

9. Кризис государственности в XVII в. Воцарение Романовых

10.Церковная реформа Никона. Раскол

11.Реформы Петра I. Становление абсолютизма в России

12.Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.-1762 г.)

13.Просвещенный абсолютизм в России. Реформы Екатерины II

14.Александр I: от реформ к реакции

15.Россия в эпоху правления Николая I

16.Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. Их значение и последствия

17.Духовные поиски и социально - политические течения в России в XIX веке (западники и славянофилы, революционеры)

18.Россия в условиях ускорения буржуазной модернизации. Особенности Российского капитализма (конец XIX - начало ХХ в.)

19.Первая революция в России. 1905 - 1907 гг. Причины, характер, основные политические направления в революции

20.Первый опыт российского парламентаризма

21.П.А. Столыпин и его программа модернизации России

22.Россия в условиях первой мировой войны. Нарастание общенационального кризиса

23.Февральская революция 1917 г. в России. Феномен двоевластия

24.От Февраля к Октябрю 1917 г.

25.Гражданская война и политика «военного коммунизма» в России

26.Нэп: причины перехода к нэпу, сущность и противоречия

27.Форсированный рывок к социализму: индустриализация и коллективизация

28.СССР в годы Великой Отечественной войны

29.Советский Союз в послевоенные годы. 1945-1953 гг.

30.Попытки либерализации советского общества («хрущевская оттепель»).

31. Советский Союз в 60 – 80-х гг. XX века: нарастание кризисных явлений.

32. Перестройка в СССР и ее крушение (1985 – 1991)

33. Россия в 1990-е гг.

 

 

1. История как наука

 

2. Расселение восточных славян в VI-IX вв. Быт и верования

 

Происхождение

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Славяне - коренное население Вос. Европы. Они происходят от живших здесь создателей зарубинецкой и черняховской археол.культур. 2) Славяне переселились на территорию Восточноероп. равнины из Центр. Европы. С этой территории они расселились по Европе. Вост. славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр. В Вост. Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них.

Расселение

Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине: на Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу – древляне; на р. Припять – дреговичи; на р. Сож – радимичи; в районе Смоленска и севернее – кривичи; на Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене; на северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) – вятичи; на юго-западе - уличи, тиверцы, волыняне.

Хозяйственно-бытовой уклад

Главным занятием славян было подсечно-огневое (подрубка деревьев, сжигание, выкорчевывание пней) и переложное земледелие (выжигание травы, удобрение земли золой). Славяне занимались животноводством. Важную роль играла охота ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством (собиранием меда диких пчел). Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовала развитию мореходства, торговли, различных ремесел производящих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.


Общественный строй

В VII - IX у восточных славян шло разложение родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами (особый вид населения, занимающейся только военной деятельностью, нападением, для обороны использовалось ополчение свободных общинников). Каждое племя имело своего князя. Сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — члены семей смердов и холопы, у которых не было право участвовать в войске. Одним из племенных князей-вождей VI века был Кий, в русской его называет основателем Киева.

Религиозные верования

Истоки религии уходят в индо-европейское древние верования. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца – Даждьбог. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями. Бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. При слиянии славян с угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. В 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян на первый план выдвинулся бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). В каждом доме у славян были идолы богов.

 

 

3. Проблема государственности у восточных славян. Норманнская теория.

 

Государство у восточных славян сложилось в результате взаимодействия целого комплекса факторов — социально-экономических, политических, культурных.

Социально-экономические факторы: развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже смогла обеспечить свое существование, родовая община стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации: разделение на бедных и богатых общинников.

Политические факторы: усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при спорах. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем (князем). Со временем власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все меньше зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все больше отчуждались от интересов соплеменников.

 

К внешним предпосылкам следует отнести «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны. Их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая продукты промыслов со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

2. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье (сбор дани с общинников в пользу князя, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги). На втором этапе (2-я пол. IX — сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ (Повесть временных лет) сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. В правление Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Игорь (912—945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа Игоря, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980—1015 ), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укреплять власть киевского князя на местах. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.

3. ПВЛ говорит, что в 862 г. славяне решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю – Рюрику. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде, его братья Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев, освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописи, произошло образование Древнерусского государства.

Эти данные легли в основу норманнской теории, выдвинутой в 40— 50-е гг. XVIII века немецкими учеными, которые жили и работали в России — Г.Байером и Г.Миллером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена варягами (скандинавами) и делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству. Эта теория была подвергнута критике со стороны М.В.Ломоносова, который считал ее клеветой на древних славян.

Современные исследователи считают: а) процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; б) Рюрик, скорее всего, реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов, захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; в) норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; г) Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино «путь из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.

4. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многоэтническим (многонациональным) по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках ДРГ происходило складывание единой народности – основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

 

 

4. Принятие Русью христианства

 

1. «Крещение Руси» было вызвано целым комплексом факторов и причин:

а) стремление Владимира укрепить власть, государственность, территориальное единство, так как только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти;

б) необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения (христианство оправдывало социальное неравенство);

в) язычество изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно ПВЛ, в 986 г. к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Отверг Владимир и предложение перейти в римскую веру (католическое христианство). Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Так, согласно преданию, в 988 г. совершился выбор религии для Руси.

Что стоит за этим преданием? В первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

2. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Есликиевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество еще долго сохраняло свои позиции в обществе. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна — с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник Масленицы. Таким образом, шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

Витоге происходил синтез православия и язычества, приведший кскладыванию так называемого «двоеверия ». Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества.

Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники — так называемое белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство — монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

3. Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны верхов.

Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяются письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Появилось летописание. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

Православие стало основой русской духовности, определив такие черты русского менталитета, как:

1) более душевные и доверительные межчеловеческие отношения;

2) совесть, терпение, самопожертвование, умение прощать, бескорыстие;

3) особое внимание на внутренний мир человека, его переживания;

4) стремление уйти от проблем грешного мира в собственный духовный мир, пассивное отношение к жизни;

5) идеал «Святой Руси» – стремление создать справедливое общество на земле на основе христианских заповедей.

5. Феодальная раздробленность в русских землях. Сущность и последствия татаро-монгольского ига

Феодальная раздробленность. Постепенно в древнерусском обществе вызревали экономические, социальные, политические тенденции, которые привели к раздробленности Руси. В первой половине 12 в. Русь раскололась на 15 самостоятельных земель, в начале 13в их насчитывалось уже около 30. Раздробленность особенно усилилась после смерти Ярослава Мудрого. Киев как магнит притягивал к себе взоры князей. Причины раздробленности: 1)Экономические = возникновение вотчинного землевладения. До 12 века бояре зависели от князя: за участие в походах они получали от него землю и подарки. С 12 века складывается система вотчинного земелвладения. Бояре перестают зависеть от князя и живут засчет труда крестьян = нутур хоз-во – хоз-во, в котором все производится и потребляется внутри данного хоз-ва = к 12 веку торговый путь из варяг в греки утратил свое значение. Раньше он объединял страны. = 2) политические = феодалы были заинтересованы в том, чтобы князь с дружиной находился радом для того, чтобы прийти на помощь во время крестьянских волнений = стремление каждого князя к власти. Сущность ФР: = она не была искл русским явлением. Подобный период пережили ведущие страны европы = в это время произошел не распад руси, апревращение её в своеобразню федерацию княжеств и земель = ФР нельзя ассоциировать с анархией и упадком – это было время буроного развития экономики и культуры. Прекратилась плата налогов в киев и каждый князь заботился о благополучии своей земли, однако в это время происходит распыление военных сил, что приводит в дальнейшем к трагическим последствиям. Крупнейшими землями эпохи политической раздробленности являлись Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская: Монголо-татарское иго. На рубеже 12-13 в произошло объе-динение ряда монгольских племён по руководством умелого вож-дя, принявшего титул Чингис-хана. Основой империи стала ар-мия, особенности: = жесточайшая дисциплина = тщательная разведка = устройство засад = заманивание противника = использование технических достижений др стран. Первая встреча татар и русско-половецких войск произошло в 1223 г на р.калка татр в 4 раза больше полная победа татар. Поход на русь предпринимает внук чингисхана Батый. Короче русь падает, блабла бла… Причины поражения руси: = военно-техническое превосходство = раздробленность руси, отсутствие единого военного руководства. Последствия нашествия для руси: = резкое сокращ населения = хоз раззорение: == опустошение городов (74 14-не стало) == сокращ посевых площадей ==исчезн ремесел (стекло, каменное строит) = упадок в торговле = гибель многих культурных ценностей = нападение шведов и немцев = общее ожесточение нравов. Русь и Золотая Орда. Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 века, после создания государства Батыя - Золотой Орды, которая простиралась от Дуная до Иртыша. С 1243 по 1480 гг русь находилась в зависимости от Орды..

Точки зрения: Первая точка зрения восходит к историкам 19 в. Соловьеву и Ключевскому, они считали, что монголо-татарское нашествие разорило страну, но не оказало существенного воздействия на развитие. Вторая точка зрения – Рыбаков и большинство ученых считают, что это было иго.(порабощение, угнетение). Оно выоажалось в следующем: = полит. зависимость(князь должен был получать ярлык на княжение). Хан вмешивался в полит жизнь на руси. Для контроля за деят князей и сбора дани на русь отправились баскаки. = экон: русь платила орде дань = военная: русь обязана была постовлять в орду воинов = культурной зависимости практически небыло. Русь сохранила язык и веру. Третья точка зрения – Гумилев утверждал, что никакого нашествия не было, а был блестящий рейд Батыевой конницы. Раз не было нашествия, то не было и ига, а был союз Руси и Орды против католической агрессии запада, симбиоз.

 

6. Выбор пути развития: Северо-Восточная Русь, Новгородская земля, западнорусские княжества. Возвышение Москвы (XIII - первая половина XV в.)

Северо-восток: Главный вопрос при изучении северо-восточной Руси - изменение сущности княжеской власти. Меняются отношения князя с дружиной: изгнание Андреем из Ростово-Суздальской земли старшей дружины своего отца и опора на дружину позволили князю установить с дружинниками отношения не как с вассалами, обладающими немалыми правами, а как со слугами, обязанность которых - повиноваться не рассуждая. Этому способствовало то, что в лесной зоне, где долго сохранялось подсечное земледелие, позже формировалось частное землевладение. Если на юге уже сложились частные вотчины, то на Северо-востоке земля долго еще оставалась объектом государственного, княжеского права, В Киевской Руси власть князей фактически ограничивалась необходимостью получить согласие дружины на тот или иной шаг. Так во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть становится единоличной. с городским населением: перенос столицы из Ростова в не имеющий веча Владимир подорвал политическую роль городов Северо-восточной Руси. После победа Михаила и Всеволода над своими племянниками (они опирались на Владимир и были поддержаны Ростовом и Суздалем) княжеская власть практически перестала считаться с мнением горожан.

Новгород: В 1136 году после изгнания Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилось республиканское правление. Политическое устройство. Вече. Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли, были свои князья). Исполнительная власть была в руках посадника, первого гражданского сановника, председателя народного вече. В их функции входило: сношения с иноземными государствами, суды и внутреннее управление. Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет господ — своеобразная новгородская высшая палата. В состав совета входили: архиепископ, посадник, тысяцкий, кончанские старосты, сотские старосты, старые посадники и тысяцкие. Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами. Запад:В русских землях в качестве источников применялись Русская Правда и нормы обычного права, русский язык был официальным в судопроизводстве. С конца XIV в. развивается система господарских “листов” и “привелей”,постановлений и уставов. Во главе государства стоял с XIV века великий князь (господарь), происходящий из династии Гедимина, но наследующий престол не по определённому порядку. Раньше князь назначался предшественником (Ягайло), или польским королем (Свидригайло), или сам добивался престола (Витовт); позже (со времен Казимира) он избирался вельможами. Вельможество.Вельможество приобрело сильное влияние в ВКЛ и было почти независимо от общих органов управления. Контингент его образовался, с одной стороны, из русских удельных князей, с другой — путём раздачи великими князьями поветов и волостей в «держанье», в управление, с очень широкими, часто переходившими по наследству правами. Вельможи были самыми крупными собственниками в Литве. Они составляли раду литовскую, или панов-раду, совета которой князья спрашивали во всех государственных делах. Привилеи.Строй государства и права сословий определялись особыми привилеями, переносившими польские государственные понятия на литовскую почву. Привилеи давались как целому государству, так и отдельным областям, сословиям или группам лиц (шляхте, горожанам, евреям). Федеративный характер.В отношении управления государство носило федеративный характер. Собственно литовская земля, составившая ядро государства, занимала преобладающее положение. В состав её входили, кроме областей, населённых чисто литовским племенем, и те русские земли, которые были слишком слабы, чтобы сохранить отдельное и самостоятельное. Собственно Литва делилась на два воеводства, Виленское и Троцкое. Остальные земли, примкнувшие к литовскому княжеству по соглашениям и договорам (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жмудская, Киевская, Волынская, Чернигово-Северская, Подолье), сохранили свою самостоятельность и самобытность.

 

7. Образование Московского централизованного государства (вторая половина XV - первая половина XVI в.)

 

На рубеже XIII - ХIV веков в результате долгой и изнурительной борьбы против величества Золотой Орды на Руси сформировались предпосылки для объединения разрозненных земель в централизованное государство.

Среди таких предпосылок прежде всего следует отметить идеологические предпосылки, которые созрели задолго до экономических. Представители русской политической мысли настойчиво проводили идею единства всех русских земель как основы государственного существования Руси. Повсюду, как в городах, так и в деревне росло недовольство населения, которое устало от бесконечных и бессмысленных феодальных войн, которые не прекращались даже в случаях, когда страну опустошал внешний враг. Русская земля "от Калской битвы до Мамаева побоища с тоской и печалью охвачена, плачет, сыновей своих поминая" отмечает "Задонщина", памятник истории XV в. Объединение русских земель становится общенародным стремлением, выразителями этой иди и проповедниками на практике явились Московские князья.

Но главной причиной централизации русских государств явился общий подъем производительных сил. В результате неустанного труда русских крестьян и ремесленников постепенно созрели условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Ее основу составляли сельское хозяйство и ремесло. Из курса истории Отечества известно, что в этот период в России происходит существенное увеличение посевных площадей, внедрение паровой зерновой системы земледелия, возможно с трехпольным севооборотом. Развивается скотоводство и птицеводство.

Неотъемлемой частью экономики стало ремесло (в связи с нашествием Батыя был застой). Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, дифференциация ремесел, растет число ремесленных специальностей.

В связи с развитием ремесел крепнут города. Политическое объединения русских земель требовало усиления экономических связей, территориальная разобщенность и раздоры между князьями существенно тормозили эту сферу экономики.

Централизации государства способствовала все возрастающая классовая борьба крестьян против феодалов, последние для подавления сопротивления крестьян нуждались в сильной централизованной власти. Подъем экономики и появление возможности получать все больший прибавочный продукт побуждали феодалов расширять владения путем приобретения новых земель и усиливало уже имевшихся в вотчине крестьян. Усилилось стремление феодалов юридически закрепить, т. е. закрепостить крестьян за своими вотчинами.

Формы классовой борьбы были различные, в том числе: татьба и разбой, направленные против феодального имущества и феодалов, отказы крестьян, т. е. самовольные переходы от одного собственника к другому, бегство на север, восток и юг.

Таким образом, закрепощение крестьянам можно было осуществлять только в мощном централизованном государстве, объединяющем всю территорию Руси. Классовая борьба в городах выражалась в форме волнений и восстаний. Известно, что в XIV- первой половине XVI века в Москве (1382, 1445, 1547 гг.), Новгороде Великом, Твери, Ростове вспыхивали восстания против золотоордынского гнета и феодальной эксплуатации. Причиной, ускорившей объединение Руси, была необходимость защиты от непрекращающегося иноземного нашествия.

В числе указанных выше предпосылок ведущую роль играли социально-экономическое развитие и классовая борьба. Само экономическое и социальное развитие XIV - первой пол. XVI вв., вряд ли привели к образованию централизованного государства. Инициаторами решения общенародной задачи по объединению русских земель выступили великие московские князья.

Против объединения выступали прежде всего крупные феодалы и князья, не желавшие терять своей независимости, а также золотоордынские ханы.

Особенностью образования русского централизованного государства было то, что оно складывалось как многонациональное. В состав России вошли татары, мари, удмурты, саами, коми, мари, ханты, мордва, карелы, чуваши, мещера и др. Под воздействием более

8. Иван IV Грозный и его реформы. Суть опричнины, ее последствия

 

В январе 1547г. Иван 4 принял титул царя. Этот титул считался равным императорскому. Большую роль в жизни России сыграла политика "Избранной рады". Избранная рада" представляла собой ближайшее окружение Ивана 4. Во главе "Избранной рады" стоял Алексей Адашев, талантливый государственный деятель. Он руководил деятельностью "Челобитной избы", принимавшей жалобы и доносы. Началом реформ стал созыв в 1549г. первого в истории раны Земского собора, состоявшего из Боярской думы, придворных кругов, верхушки духовенства и дворянства. Опираясь на решения собора, в 1550г. был принят новый Судебник, в котором предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления (взяточничество), а также ограничены судебные права наместников, в первую очередь, в отношении дворян. В 1551г. созывается церковный Стоглавый собор. Помимо чисто религиозных на нем обсуждались и общегосударственные вопросы. В 50х гг. 16в. завершается складывание приказной системы. Внешней политикой занимался Посольский приказ. Поместный ведал распределением земель среди служилых людей, а Разрядный - сбором дворянского ополчения и назначением воевод. В 1552г. был составлен полный список Государева двора, который наряду с княжеской и боярской аристократией включал в себя и верхи дворянства. Лица, в него входящие (первоначально около 4 тыс. чел.), стали называться дворянами. Нижний слой служилых людей продолжал носить старое название - "дети боярские". Именно из дворян происходили теперь многие назначения на командные, военные и административные должности. Создание приказов и расширение Государева двора укрепило центральную власть. В 1555-1556гг. в результате проведения реформы местного управления была отменена система кормлений. В 1556г. было принято "Уложение о службе", устанавливающее единый порядок организации военных сил. Теперь с определенного количества земли (100 четвертей) должен был выставляться вооруженный воин на коне. Военная реформа уравняла "в службе" боярскую вотчину и поместье, увеличила численность вооруженных сил, повысила их боеспособность. Кроме того, она несколько упорядочила отношения между служилыми людьми, которые теперь делились на две основные группы: служилые "по отечеству" (т.е. по наследству - бояре и дворяне) и "по прибору" (т.е. по набору - стрельцы, пушкари, городовые казаки, набиравшиеся за денежное жалованье). В результате проведения реформ произошла относительная консолидация служилого сословия, улучшилось внутреннее положение в стране, окрепли государственный аппарат управления и ар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: