Практические задания на дом




1. Произнесите следующие слова в соответствии с правилами произношения групп согласных.

Безжизненный, брызжет, вожжи, дребезжать, дрожжи, езжу, приезжай, позже, подписчик, просчитаться, резчик, замёрзший, бесшумный, с жадностью, мужчина, веснушчатый, объездчик, жёстче, братский, наследство, соответствие, боится.

2. Правильно прочитайте слова иноязычного происхождения, обращая внимание на качество согласных перед буквой е.

Академия, альтернатива, бандероль, бассейн, бизнесмен, гипотеза, декада, декан, детектив, дефис, диспансер, индекс, интервью, кодекс, компьютер, лазер, лотерея, мистер, модель, музей, одеколон, отель, партер, патент, паштет, пресса, претензия, рейс, ректор, рельсы, свитер, сейф, сессия, стенд, тезис, тембр, темп, тенденция, терапевт, термин, термос, терраса, фанера, шатен, шедевр, шинель, штемпель, экспресс, эпидемия, эффект.

3. Прочитайте иноязычные слова с безударным о. Отметьте орфоэпические варианты. Чем можно объяснить наличие или отсутствие редукции безударного [о]?

Адажио, барокко, бокал, болеро, вето, досье, какао, конгресс, конституция, коттедж, маэстро, модерн, ноктюрн, оазис, радио, торнадо, фойе;

Бодлер, Вольтер, Золя, Мопассан, Оноре де Бальзак, Роден, Шопен, Флобер.

4. Прочитайте слова и формы слов с правильным ударением.

Агент, аналог, аристократия, безудержный, диалог, диспансер, договор, завидно, заговор, задолго, закупорить, заржаветь, издавна, (вкусный) ирис, (красивый) ирис, индустрия, каталог, каучук, квартал, кедровый, километр, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, мельком, мизерный, наголо, надолго, надоумить, намерение, непревзойдённый, обеспечение, облегчить, обострить, озлобленный, осведомить, отчасти, похороны (на похоронах), премировать, приговор, приданое, принудить, приобретение, ржаветь, свёкла, сирота (мн. ч. сироты), сосредоточение, средство (мн. ч. средства), столяр, таможня, усугубить, феномен, ханжество, хлопковый, ходатайствовать, хозяин (мн. ч. хозяева), цыган, черпать, щавель, эксперт, экспертный, языковая (игра), языковая (колбаса).

5. Разделите приведенные ниже пары слов (словоформ) на группы: 1) акцентологические варианты, допустимые в литературном языке; 2) разные слова или многозначное слово в разных значениях; 3) разные формы одного слова; 4) норма и акцентологическая ошибка.

áтлас – атлáс бáловать – баловáть берёста – берестá блúзки – близкú вúдение – видéние гóрода – городá дóлги – долгú дремóта – дремотá жéмчуга – жемчугá жúла – жилá зéркала – зеркалá звóнит – звонúт úрис – ирúс úначе – инáче кéта – кетá кóротки – короткú крéмень– кремéнь крýжки – кружкú лéдник – леднúк лéса – лесá маркúровать – маркировáть мизéрный – мúзерный новорождённый – новорóжденный обеспéчение – обеспечéние осýжденный – осуждённый пáрить – парúть перехóдный – переходнóй плáчу – плачý прáва – правá прóволочка – проволóчка рáзвитый – развúтый ржáветь – ржавéть твóрог – творóг харáктерный – характéрный чéрпать – черпáть

6. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.

1. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 2. Учитель может задать это задание на дом. 3. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем. 4. В заключение следует сделать следующее замечание. 5. Основными районами выхода мигрантов были северные и северо-западные районы Поволжья.

7. По толковому словарю установите лексическое значение глаголов одеть – надеть. Употребите вместо многоточия один их этих глаголов.

1. Зима … землю снегом. 2. При уходе за больным следует … марлевую повязку. 3. После завтрака он … ребенка и вышел с ним гулять. 4. Не забудь … свитер: на улице холодно! 5. Сестра любит … яркие блузки. 6. На мебель были … чехлы.

8. Раскройте скобки, выбрав один из двух паронимов. Обоснуйте свое решение.

1. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения. 2. Студент быстро (усвоил – освоил) новый материал. 3. Молодой рабочий (усвоил – освоил) профессию. 4. Мальчик отвечал на вопросы с (виноватым – виновным) видом. 5. В новых кварталах города находятся самые (высокие – высотные) дома. 6. Мы живем в одном доме, но на (разных – различных) этажах. 7. (Соседний – соседский) кот важно спустился с крыльца. 8. Вывод представляется вполне (логичным – логическим). 9. К этому выводу легко прийти путем (логичных – логических) рассуждений. 10. Мой брат – человек очень (практический – практичный): он не выбрасывает старые вещи. 11. Грипп очень (заразен – заразителен). 12. Ему была (предоставлена – представлена) возможность поехать на юг. 13. Самолеты значительно (укоротили – сократили) путь от Камчатки до Якутска. 14. Автор собрал для книги (благодарный – благодатный) материал. 15. На тётушке было (цветастое – цветистое) платье.

9. Объясните значение фразеологических оборотов. Подумайте, в какой ситуации может быть употреблен каждый из них.

Без задних ног, колосс на глиняных ногах, поставить с ног на голову, протянуть ноги, путаться под ногами, сбиться с ног, связать по рукам и ногам, унести ноги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: