Что означает скрытый страх?




«Скрытый страх» – это тот страх, когда боишься кого-то в том, что не может сделать никто кроме Всевышнего Аллаха. Этот страх выводит человека из Ислама. Этот вид страха у ученых называется скрытый страх (т.е. «خوف السر»). Как это выявляется? Когда человек боится кого-либо, что тот, кого он боится, его чем-то постигнет, постигнет какими-то делами. Допустим, человек боится кого-либо, и боится, что тот, пошлет на него какое-то горе, что-то нехорошее, также как Аллах может на него послать какие-то виды горя без явных причин или какая-то вещь, от которой нельзя беречься [7]. Боится, что тот, кого он боится, что-то на него пошлет. Боится его так же, как его постигнет тем, чем может его постигнет, как наказать Всевышний Аллах какими-то видами горя и т.д. без явных причин и есть вещи, от которых можно укрыться, т.е. спастись. Вся власть принадлежит Всевышнему Аллаху, Он над всякой вещью мощен. Он всем управляет; посылает то, что хочет из добра; и удерживает то, что хочет из добра; посылает какие-то испытания, горя; и все это без причин, которые знает раб [8].

49 - Является ли страх человека перед огнем, что он сожжет его, или страх перед хищным животным, что оно нападет не него, или страх перед скорпионом, что он его ужалит, многобожием?
разрешенный вид страха, это – обычный страх, т.е. «الخوف الطبيعي». Когда человек боится обычных причин, в которых Аллах сделал такую вещь, которую боится сын человеческий. Когда человек боится огня, что он его не сжег. Боится диких животных, что они нападут на них. Или боится скорпиона, что он его укусит. Боится, например несправедливого правителя, что он причинит ему какой-то вред и т.д. Это – обычный страх от каких-то вещей, это не уменьшает веру человека. Потому что Аллах так создал Свои создания, что они боятся, если есть какие-то причины [9].

50 - Какой вид страха является запретным?
Запрещенный страх – это, когда человек боится сделать какую-то обязанность, которой обязал его Всевышний Аллах, боясь созданий. Боится созданий совершать молитву. Боится, если он встанет совершать молитву в каком-то собрании, в котором сидит много людей, что они начнут его порицать. Если человек боится таким страхом, это является запретным. Как это пришло в аяте, Всевышний Аллах сказал:
«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»» (3:173).
Также Всевышний Аллах сказал:

 

«…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (3:175).
Потому что обязательным было делать джихад. Если бы их остановил бы страх перед людьми выходить в джихад, то это был бы страх, который не позволил делать шариат. Потому что это является угрозой шайтана. Как сказал Всевышний Аллах:
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками…»[10] (3:175).

Это является запретным страхом, запрещено. Потому что из-за этого ты упускаешь какую-то обязанность из тех обязанностей, которыми тебя обязал Аллах по причине страха. Он боится кого-то кроме Аллаха, однако это не является скрытым страхом. Это – явный страх, и является запретным.

51 - Назови виды страха.
Первый вид – многобожие (большое многобожие).
Второй вид – разрешенное многобожие.
Третий вид – запрещенное многобожие.

52 - Что означает слово "раджа" (надежда)? Это – желание человека получить какую-то желаемую вещь [11].

53 - Всякая ли надежда является поклонением?
Если ты надеешься получить какую-то вещь от кого-либо, и тот, от кого ты надеешься получить эту вещь, владеет этой вещью, то это – обыкновенная надежда. «Я надеюсь, что ты придешь», потому что у тебя есть возможность прийти. «Надеюсь, что ты сделаешь», потому что ты можешь это сделать. Этот вид надежды не является поклонением.

54 - Каков довод, что надежда является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
Это – надежда получить что-то такое, чем владеет только Всевышний Аллах. Например, когда кто-то надеется получить выздоровление от болезни. Надеется, что он выздоровеет. Надеется зайти в рай и спастись от огня. Надеется, что Аллах не пошлет на него какие-то испытания или наказания. Это – виды надежды. Поэтому нельзя, чтобы они требовались или чтобы надеялось получение этих вещей кроме как от Всевышнего Аллаха. Это и есть смысл надежды поклонения. Надежда бывает связанная с поклонением и бывает не связанная с поклонением. Здесь же шейх привел довод на надежду поклонения. Сказал Всевышний Аллах:
«…Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (18:110).

55 - Каково толкование слова " встреча " (ликъа) в словах Всевышнего: "А тот, кто желал встречи со своим Господом…"?
Первое толкование «اللقاء», это – встреча, а второе – увидеть Аллаха. И «فَمَنْ كَانَ يَرْجُوا لِقَاءَ رَبِّهِ»:
1. «Тот, кто надеется на встречу с Аллахом и возвращение к Нему…».
2. «Тот, кто надеется увидеть Всевышнего Аллаха…».
Потому что «اللقاء» содержит в себе и этот, и этот смысл. Эти две известные толкования пришли от праведных предшественников этой общины.

56 - Каков довод, что упование (таваккуль) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«…Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5:23).
довод мы берем это из слов Всевышнего Аллаха, приказ Всевышнего Аллаха:
«…Уповайте на Аллаха!…» (5:23).
_________________________________________________________________________
[5] Т.е. в этом виде поклонения. Довод у нас бывает двух видов: «عَامٌّ» (общий) и «خَاصٌّ» (конкретный), «عَامٌّ» делится на два: «خَاصٌّ» и «عَامٌّ». Давайте теперь это практиковать. Всевышний Аллах говорит: «…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (3:175). Что такое поклонение? Это – любые слова и любые дела, которых любит Аллах и доволен ими. Из этого аята: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». Аллах приказывает то, что Он не любит? Нет же, правильно? Получается, Всевышний Аллах любит страх и доволен тем, чтобы люди боялись Его. Потому что Он приказал нам это делать. Т.е. мы привели конкретный довод на то, что страх – это поклонение. И также Аллах говорит: «Совершайте намаз…» (2:43). Или: «…Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (2:185). Или: «…Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе)…» (3:97). Аллах приказывает же, значит это из поклонений. Если приказывает, значит любит. Значит доказали, что страх – это поклонение. И потом приведи в довод следующий аят: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18). Если ты согласен со мной, что это – поклонение, Аллах сказал: «Все мечети принадлежат Аллаху, поэтому не поклоняйся никому кроме Всевышнего Аллаха». Значит, страх можно кому-либо посвящать кроме Аллаха? Точно также, надежда входит в поклонение? Входит. Почему? Потому что мольба у нас бывает двух видов: «دعاء عبادة» и «دعاء مسألة». И в «دعاء عبادة» страх заходит автоматически. Т.е. мы сначала конкретно доказали, что страх – это поклонение. Потом привели общий довод, что это поклонение нельзя посвящать никому кроме Всевышнего Аллаха. Это – общее. Сначала доказали, что какое-то дело является поклонением, потом привели любой довод на то, что нельзя поклоняться кому-либо кроме Всевышнего Аллаха. Если мы узнали, что нельзя поклоняться никому кроме Всевышнего Аллаха, значит нельзя бояться никого кроме Всевышнего Аллаха. Почему нельзя никого бояться кроме Всевышнего Аллаха? Потому что боязнь – это поклонение. Поклонение надо посвящать только Одному Всевышнему Аллаху. Из аята: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими», мы видим, что Аллах обусловил веру тем, что мы должны бояться только Его. «Если ты верующий, бойся только Меня!», т.е. сразу напрямую показывает, что бояться надо только Одного Всевышнего Аллаха.
[6] Здесь вопрос: а если я боюсь кого-то кроме Всевышнего Аллаха, например собаки, дикого животного, милиции и т.д., это что, многобожие и неверие? Здесь шейх отвечает.
[7] Т.е. боится без явных причин. Я боюсь Аллаха без явных причин, потому что Аллах в любой момент может послать на меня болезнь, правильно же? Потому что я – Его раб. В любой момент может меня умертвить, потому что я – Его раб. Говорят ученые: можно собаку бояться. Потому что есть явная причина, что она тебя укусит. Пришел человек, угрожает тебе ножом, и ты боишься, что он тебя может ударить ножом. Или, например, пришел вызов в милицию, и ты боишься, что тебя могут посадить или мучить там. Явные причины есть же? А когда нет явной причины, вот, это является многобожием. Когда человек боится колдовства, это тоже явная причина. Например, кто-то может тебя отравить. Идешь к нему домой, и боишься кушать у него, вдруг он положил в пищу яд? Может, он тебе угрожал или кто-то тебя предупредил. Это – явная причина. И колдовство тоже к этому относится. Кто боится джина, нет у него причин. Джины придут, мне так-так сделают, и давай ему жертвоприношение. Этот человек два раза в многобожие попадает. Первое: боится джинов тем страхом, которым надо бояться только Всевышнего Аллаха, второе: то, что он потом делает какие-то виды поклонение, например как жертвоприношение.
[8] Аллах может в один день землетрясение сделать, причины же раб не знает. Или послать какой-то град, или же взрывать вулкан и т.д.
[9] Всевышний Аллах рассказал про Мусу: «Муса покинул город, оглядываясь со страхом…» (28:21). Т.е. когда он убил человека из семьи фараона, боялся, что и его тоже убьют.
[10] В толковании пришло, что смысл «أَوْلِيَاءَهُ» - это «بِأَوْلِيَاءِهِ».
[11] Т.е. «الرجاء» и «الرغبة», они похожи.

Посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
"Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми".
(ат-Тирмизи)

57 - В чем заключается суть упования?
Предоставлять дело Аллаху и не обращать внимания на те причины, как ты сделал, все это исходит из сердца. И верующий раб, если сделает какую-то причину, это и есть то, что следует за истинностью упования. Он не обращает внимания на эту причину, потому что он знает, что результат из-за причин сам по себе не бывает [12]. Однако может быть так, что результата может и не быть.

58 - Как происходит достижение желаемого?
результат случается некоторыми вещами.
1. Причина. Т.е. чтобы мы знали то, что Аллах создал в этой причине то, что эта причина является результатом причины [13]
2. Чтобы место было подходящим для этих причин [14].
3. Чтобы ничто не противоречило этой вещи.

59 - Что сказали ученые по единобожию из числа имамов-саляфов относительно причин со стороны того, чтобы придавать им большее значение, чем нужно, или наоборот, проявлять полное безразличие в их отношении?
Обращать внимания на причины – недостаток единобожия, отрицать причины как причин, т.е. отказываться от причины – недостаток в разуме [15]. Если сердце обратит внимания на причины, и думает, что эта причина сама по себе приведет результат, это – недостаток в единобожии. Поэтому говорим, что упование собирает в себе две вещи: предоставление дела Всевышнему Аллаху, потому что вся власть в руках Всевышнего Аллаха и не обращать внимания на те причины, которые ты уже сделал.

60 - Какова разница между поручительством (викаля) и упованием?
Есть другая вещь, но это не упование, связанное с поклонением. Это называется تَوْكِيلٌ» – полагаться, «تَوْكِيلٌ» – доверять. Есть в книгах по фикху раздел, который называется «Доверие». Например: говорят: «Я доверился какому-то человеку в каком-то деле». Как пришло в хадисе: «ووكل علي عقيلا في خصومة», т.е. «Али доверился разуму в своем споре». Это из раздела «Доверие». Это не упование, т.е. доверять не значит полагаться. И «تَوَكُّلٌ» и «تَوْكِيلٌ» – это две разные вещи. Что касается «تَوَكُّلٌ», это – поклонение, дело сердца. А «تَوْكِيلٌ» – внешнее, явное, не связанное с сердцем дело.

61 - Каков довод, что надежда (рагба), страх (рахба) и смирение (хушуъ) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«…Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (21:90).
В этом аяте указывается на стремление к хорошим делам и к поклонению, боясь, надеясь. И в этом аяте идет описание пророков, что они были смиренны перед Аллахом, и приведено несколько видов поклонения. Шейх указал и привел довод именно на три вещи: а это – надежда, страх и смиренность. Лицо довода: Аллах похвалил посланников и пророков в этом аяте, описав вот этими действиями, т.е. «Они поклонялись Нам, обладая надеждой, страхом и смиренностью»; и все это указывает на хвалу их. Хвала пророков и посланников. И если Всевышний Аллах похвалил их, значит, это – те поклонения, которыми доволен Аллах и заходят в правила поклонения.

Смирение – это спокойствие, в котором есть унижение и подчинение. Вот такое смирение является видом поклонения. И та же надежда, и тот же страх – все это являются поклонением, исходящим из сердца, следы которых выявляются на органах.
Если ты обратишь внимание на положение многобожников у их божеств, те, кто поклоняются могилам, у их идолов, у могил, ты их найдешь в смирении. Не найдешь в них такого смирения в мечетях Аллаха, в которых нет могил или купола. Это действительно наблюдается. У них бывает конкретный страх, желание и «الرغبة» (больше чем «رجاء»), смиренность, спокойствие, они боятся шевельнуться, даже лишних движений не делают, даже глубоко не вздыхают, даже они в лишний раз, куда попало, не смотрят. Все это запрещено посвящать кому-либо кроме Всевышнего Аллаха. Потому что мусульманин в своей молитве, когда молится, у него обязательно есть «الرغبة» (надежда на то, что Аллах примет), страх перед Аллахом. Откуда он это берет? Из слов Всевышнего Аллаха:
«Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» (1:3-4).
Когда он говорит: «الرحمن الرحيم», это открывает ему двери надежды, то, что он надеется на милость Всевышнего Аллаха, то, что Всевышний Аллах простит его. Когда он читает: «ملك يوم الدين», начинает бояться Всевышнего Аллаха, т.е. это ему открывает дверь страха. Задумываясь над этим аятом, человек начинает поклоняться Всевышнему Аллаху, надеясь на Его милость, боясь Его, со смирением, в спокойствии, в подчинении, отсутствием лишних движений в его голосе и в его делах. Это все для Всевышнего Аллаха в поклонении молитве. Смирение бывает как в голосе, так и в делах. Как сказал Всевышний Аллах:
«… Их голоса перед Милостивым будут смиренны, и ты услышишь только тихие звуки» (20:108) [17].
Это положение молящегося, когда он обращается к Аллаху. Он в положении надежды, страха и смирении перед Всевышним Аллахом. Это добавляется у него в сердце. И даже дойдет той степени, что он достигнет великого места в поклонении. Может быть, наоборот, у него меньше будет и слабеет он до той степени, что ему пишется только десятая или девятая часть. Потому что это – те виды поклонения, которые любит Аллах и которыми Он доволен.

63 - Каков довод, что возвращение (инаба) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» (39:54).
«الإنابة» – это обращение или же возвращение или еще можно сказать, что «الإنابة» подобно покаянию [18]. Возвращение сердца от всех кроме Всевышнего Аллаха к Одному Всевышнему Аллаху. Если смысл «الإنابة» возвращение, если сердце обратится к кому-либо кроме Всевышнего Аллаха, то оно как бы связывается с ним [19]. Если сердце связано с чем-то, то оно оставляет все кроме этого. И оно возвращается или обращается к этой вещи, как это случается с теми, кто связывает свое сердце не с Всевышним Аллахом. Их сердца связаны с мертвыми, с приближенными к Аллаху людьми, с праведными, со святыми, с пророками, с посланниками, с джиннами и т.д. И ты находишь сердца пустые либо полностью пустые, или же в основном пустые. Они опустошены от всего, кроме того, с чем связаны их сердца. Это называется «الإنابة», т.е. покаяние, возвращение или обращение. Глагол «أَنَابَ» означает «возвратился». Что-то оставил и вернулся к нему. Это возвращение не просто возвращение. Однако это возвращение сердца со связью, т.е. связывается сердце с тем, к чему оно возвращается и надеется. И «الإنابة» сама по себе одна не бывает, т.е. не бывает просто возвращение. Однако сердце, возвращающее или обращающее к Всевышнему Аллаху, если возвращается или обращается к Нему, то это и есть обращение. Вместе с этим возвращением есть некоторые виды поклонения, а это – надежда, страх, любовь и т.д. Возвращающийся или кающийся перед Всевышним Аллахом, это – тот, кто возвращается к Всевышнему Аллаху и оставляет все кроме Всевышнего Аллаха. И это возвращение будет только тогда, когда также в сердце у него будет несколько видов других поклонений. Самое великое – это любовь, также страх и надежда. Любовь к Аллаху, страх перед Аллахом, надежда в Аллахе [20]. И таким образом «الإنابة» (возвращение или покаяние) является поклонением, исходя из этого довода:
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему…» (39:54).


64 - Каков довод, что просьба о помощи (истиъана) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«… и Тебя одного молим о помощи» (1:5).
Это аят из суры «аль-Фатиха». Великая сура, которая называется «матерью Корана», эта – та сура, которую мусульмане повторяют в своих молитвах. В этой суре уединение Всевышнего Аллаха в поклонении. И человек как бы говорит, молясь: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», т.е. «Только Тебе, о, Всевышний Аллах, я поклоняюсь!»[21]. «… и Тебя одного молим о помощи», т.е. «Просим помощи только у Всевышнего Аллаха!».

66 - Каков довод, что поиск убежища (истиъаза) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
Потом шейх привел хадис: «إذا استعنت فاستعن بالله», т.е. «Если просишь помощи, проси у Аллаха!».
Лицо довода: прошение помощи у Аллаха - последовать за желанием делать «الاستعانة».
«إذا استعنت فاستعن بالله» – «Если ты хочешь попросить у кого-либо помощи, ни у кого не проси кроме как у Аллаха!». Потому что приказ. Обусловлено и потом ответ. И «إذا» – как бы условное; «استعنت» – это глагол условия. Значит, «إذا استعنت» – если у тебя есть нужда просить помощи, то проси (это приказ) у Аллаха. Если мы видим из этого хадиса, что приказано делать «الاستعانة», узнаем, что это – поклонение. И когда мы видим, что пришел ответ на условие, это указывает на то, что это ограничивается только Одним Всевышним Аллахом.

67 - Что означает поиск убежища (истиъаза)?
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей» (114:1-2). Требование убежища бывает языком, человек говорит: «أعوذ بالله من الشيطان الرجيم», и как, например один другому говорит: «أعوذ بك» – «Я ищу убежища у тебя или прибегаю к тебе», «أعذني» - «Дай мне убежища!» и т.д. Однако «الاستعاذة» исходит из сердца. В сердце у нас будет поиск прибежища, прибегание к тому, от кого требуется это прибежище. Сердце как бы обращается к тому, или ищет прибежища у того, на кого он надеется, что у него есть это прибежище, т.е. кто ему поможет в этом предостережении. Если в сердце у него будут эти вещи, т.е. требование убежища, человек становится ищущим прибежища, даже если человек это языком не сказал [22]. Значит, «الاستعاذة» является поклонением, связанным с сердцем или исходящим из сердца.
«الاستعاذة» как мы сказали, это – требование прибежища или убежища. Что такое «أعوذ»? По-русски будет «Ищу убежища, остерегаюсь». Ты говоришь: «أعوذ بالله من الشيطان الرجيم», т.е. «Я ищу прибежища или убежища у Аллаха или остерегаюсь, прошу остеречь у Аллаха от шайтана». Смысл: «Ищу убежища или же остерегаюсь Всевышним Аллахом от зла шайтана». Отсюда следует, что «الاستعاذة» – это требование убежища, требовать то, что даст тебе убежища, требовать того, что тебя спасет, это и есть «الاستعاذة».

69 - Каков довод, что просьба о помощи (истигаса) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей» (114:1).
В этом аяте пришло то, что Аллах приказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он прибегал к Господу миров. Если Он приказал, то это – поклонение, связанное с сердцем. Потому что Всевышний Аллах не приказывает ничего, кроме того, что Он любит и доволен. Как сказал Всевышний Аллах:
«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха» (16:98).
Приказ делать «الاستعاذة» указывает на то, что это – поклонение.

71. Каким условиям должен удовлетворять тот, к кому обращаются за помощью?
1. Чтобы был живым, а если мертвый, то запрещается просить спасения.
2. Чтобы был присутствующим. Человек может быть живой, мощный, но он отсутствует. Кто-то просит у Джибриля. Джибриль же не присутствует с нами. Да, он живой. Он мощен, что если кто-то попросит, он в силах это делать. Однако он не присутствует. Как, например человек требует у живого, мощного из людей, или просит у человека, который чем-то владеет или у правителя, просит у них помощи: «Помоги мне, о, такой-то!». А это у него нет. Если бы это у него было, он помог бы своей силой. Однако он не присутствует (например, кто-то у царя просит, а этого царя нет рядом и т.д.), этим самым прошения спасения, т.е. связь сердца с тем, кто отсутствует, становится многобожием [23].

3. Чтобы человек был мощным, чтобы имел мощь. Если он не мощен, «الاستغاثة» является многобожием. Если он просит у создания то, что он не может, тогда он свое сердце свяжет с этим созданием, даже если он живой, присутствует и слышит. Если он свое сердце связал с этим созданием, который не может ему помочь и думает, что этот человек действительно может его спасти, тогда связывание сердца с тем, у кого он просит спасение, становится многобожием [24].
4. И также он должен слышать. Если он живой, мощный, однако не слышит, как например спящий, запрещено просить у него помощи. Можешь запутаться в некоторых вопросах, исходя из этих вопросов. В некоторых местах оно может быть большим многобожием, в некоторых местах это может быть запретным, чтобы не привело к многобожию и т.п. Например, тот, кто просит у мертвого или просит слепого рядом с ним, или просит у какого-то парализованного и т.д., чтобы мы в этом разбирались.[25]

72 - Каков довод, что жертвоприношение (забх) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей…» (6:162-163).
«Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:1-2).[26]
Из этого аята мы видим, что Всевышний Аллах приказал пророку (да благословит его Аллах и приветствует) молиться Одному Господу. И также приказал приносить жертвоприношение Одному Всевышнему Аллаху. Отсюда мы понимаем, что под «النسك» здесь подразумевается «الذبح» (жертвоприношение).

73 - Каков вид частицы "лям" в словах Всевышнего Аллаха "Скажи: поистине моя молитва и мое жертвоприношение и моя жизнь, и моя смерть принадлежат Аллаху" (лялляхи)?
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху…» (6:162). Молитва кому? Аллаху. В слове «لِلَّهِ» «لام» (лям) означает «اسْتِحْقَاقٌ», т.е. достоинство. Перед ним стоят слова «Моей молитвы достоин только Всевышний Аллах». Это – лицо довода. «Мое жертвоприношение принадлежит Аллаху», т.е. «Жертвоприношение, а это мой «الذبح» достоин только Всевышний Аллах…». Т.е. что значит «достоин»? Можно посвящать только Всевышнему Аллаху.

____________________________________________________________
[12] Как мы говорили: тот, кто кушает, надеясь, полагаясь на то, что еда его сытым делает, этот человек не прав.
[13] Например, чтобы потушить огонь, у нас должна быть вода, бензином никто огонь не тушит же. Т.е. всем известно, что причина тушения огня, это – вода.
[14] Например, у человека болит голова. Он должен выпить аспирин. Этот аспирин, куда должно попасть? В рот? Или же в порошок измельчить и в голову себе потрет? Скажет: «У меня же голова болит». Т.е. чтобы место подходило.
[15] Что значит «не обращать внимания?». После того, как ты взял их – полагаться на них. Что значит «недостаток в разуме»? Это как некоторые суфисты, которые собираются на хадж, полагаются на Аллаха, и с собой ни кушать, ни пить не берут. Это и есть недостаток в разуме.
[17] «هَمْسًا», в одном из толкований пришло, что это – топот. Когда люди воскреснут, и будут идти в то место сбора, где Аллах будет проводить суд, и люди даже побоятся сказать что-либо в тот день из-за смирения. И еще пришло, что «هَمْسًا» – это дыхание, когда человек дышит. Это не противоречит смирению в голосе.
[18] Потому что покаяние – это и есть возвращение. Т.е. когда человек кается, он же возвращается к Аллаху. Например, раб. Убежал от хозяина, ослушался его и потом возвращается и кается. Таким же образом, Аллах запретил нам что-либо делать, а мы, делая это, как будто удаляемся от Всевышнего Аллаха. Аллах наоборот нам приказывает: «Идите к Аллаху, стремитесь к Аллаху!». А мы наоборот. Поэтому «الإنابة» как бы возвращение к Аллаху, как бы покаяние.
[19] А поклонение – это и есть связь сердца с Всевышним Аллахом.
[20] Т.е. надежда на то, что Аллах вознаградит его.
[21] Получается человек, который читает этот аят, потом совершает молитву и говорит: «О, Хусейн! О, такой! О, сякой!» и т.д., этот человек – просто-напросто лгун.
[22]Т.е. иногда человек может требовать убежища сердцем, надеется на что-то сердцем, что ему что-то поможет, даже если он это не сказал языком, это уже является «الاستعاذة».
[23] Такой вопрос: если человек в Америке, и он в силах нам помочь, мы можем попросить у этого человека помощь? Да, можем. Каким образом? По телефону. Потому что слышит жеJ? Это – тоже очень важный вопрос.
[24] Например, человек лежит парализованный. И ты просишь у него помощи, думая, что у него есть какая-то сила, и он может тебе помочь, вот это – многобожие. И если ты тонешь, и просишь помочь человека, который не умеет плавать, думая, что он может тебе помочь, что он имеет какую-то силу, это является многобожием. Вот такая вот тонкая разница.
[25] Аллах создал причины и создал результаты. Весь мир, все бытие, любая вещь состоит из этих двух вещей, кроме Аллаха. Аллах не является ни причиной, ни результатом. Некоторые мусульмане говорят: «Аллах стал причиной», Аллах причиной никогда ни к чему не является. Аллах – Создатель причин и результатов. А Сам Он – не причина, и не результат. Какой у нас довод? «Он не родил и не был рожден» (112:3). Потому что тот, кто родил, он – причина. А тот, кто рожден, он – результат. Поэтому ученые, исходя из этого аята, говорят, что этот аят не ограничивается тем, что Он не был рожден, и не родил, как многие мусульмане понимают. А то, что Аллах хотел указать нам то, что Он не является ни причиной, и ни результатом. Это – раз. Если мы сказали, что весь этот мир создал Аллах как причины и результат, то причины и результаты бывают двух видов: «كَوْنِيَّةٌ» (связаны с бытием) и «شَرْعِيَّةٌ» (связаны с шариатом). Что касается «كَوْنِيَّةٌ», то это – испытанные и всем человечеством в основном признанны вещи. Пример: вода является причиной того, что ею можно потушить огонь. И всем известно, что бензин не является причиной тушения. Если человеку холодно, он укрывается одеялом или одевается. Т.е. причина для тепла – одеться. Если ему жарко, он включает вентилятор. Значит, причина отсутствия жары – вентилятор. Для того чтобы стать сытым, надо покушать. А чтобы утолить жажду, надо пить. Результат – утоление жажды, а причина – напиток. Это «أَسْبَابٌ» и «كَوْنِيَّةٌ نَتَائِجُ». Есть «أَسْبَابٌ» и «شَرْعِيَّة نَتَائِجُ». Например: чтобы поднялся иман, надо делать праведные дела. Если, например, где-то болит, если прочтет аль-Ихлас, аль-Фалакъ, ан-Нас, аль-Фатиха, аятуль-Курси, иншаАллах выздоровеет. Т.е. причины и результаты, которых в бытие нет, но есть в шариате. Аллах и пророк e рассказали нам это в Коране и в достоверной сунне. И если человек использует причины и результаты «كَوْنِيَّةٌ», в этом проблем нет. Еда является причиной для сытости. Поэтому не говоришь: «Если бы Мухаммада не было бы, его сына Ибрахима не было бы». Как будто создал Ибрахима Мухаммад и его жена Аиша. Они не создали, они взяли причину. Аллах создал причину, то, что они поженились. И потом они поженились, Аллах создал результат. А если достаточно было бы пожениться, сколько на земле людей женятся, и у них дети не рождаются? Правильно? Довод на эти слова: «Видели ли вы семя, которое вы извергаете? Вы создаете его или Мы создаем?» (56:58-59). Т.е. Аллах – Создатель причин и результатов. Причина появления на свет Ибрахима – женитьба Мухаммада и Аиши. И как мы говорим, человек голодный, поел, сытый стал. Кто сытым сделал? Аллах. Если человек думает, что еда, то это точно так же, как и то, что создал Ибрахима Мухаммад и Аиша. Это «كَوْنِيَّةٌ». И «شَرْعِيَّةٌ» точно также. Если человек болеет, пророк e сказал, читать «رُقْيَةٌ». В шариате есть читать «رُقْيَةٌ», например: если голова болит, то можно поставить руку и прочесть Аль-Фатиха, и иншаАллах выздоровеет. Аллах сказал, что Коран «…является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали…» (41:44). Здесь у нас самое главная вещь, то, что не приписывать то, что создатель результатов – причины. Нет, причины создал Аллах, и результат тоже создал Аллах. Однако есть такие результаты. Например: человека сглазили. Пророк e сказал: «Поистине, сглаз – это истина». И человек говорит: «Надо повесить амулет, красную нитку, бусинки и т.д.». Они амулет, красную нитку, бусинки берут причиной для того, чтобы спасти себя от сглаза. Кто берет причины, которые являются не причинами не «كَوْنِيَّةٌ» и не «شَرْعِيَّةٌ», этот человек попадает в маленькое многобожие. Но с условием, что он думает, что эти бусинки, причины через которые Аллах спасает его от сглаза. Если он так думает, он попал в маленькое многобожие. Если же он думает, что эти бусинки сами его спасают, то попал в большое многобожие. Если мы это как следует поймем, то мы такие вопросы легко изучать будем. Например: есть такие фонтаны и моря, куда люди бросают копейки для того, чтобы сюда еще раз вернуться. Причина «كَوْنِيَّةٌ» или «شَرْعِيَّةٌ»? Не то, и не другое. Если человек думает, что по причине копейки Аллах вернет его сюда, то он в маленькое многобожие попал. Если думает, что копейка сама по себе его сюда вернет, то он попал в большое многобожие. Точно так же, когда люди первый раз в своей жизни или в этом сезоне что-то попробует, то желание сбудется. Если человек думает, что по причине этой вещи Аллах исполнит его желание, то он в маленькое многобожие попал. Если думает, что эта вещь сама по себе исполняет желания, то он попал в большое многобожие. Почему в маленькое многобожие попадает? Потому что думает, что кроме Аллаха есть еще один правитель. Т.е. он сам себя ставит правителем. Потому что он сам придумывает вот эти вот причины, которые не «كَوْنِيَّةٌ» и не «شَرْعِيَّةٌ». «Что хочу, то и беру причиной», так не годится. Может быть так, что появится такое сомнение. Однажды привели к Умару маленького мальчика. Очень-очень красивый был. И он сказал: «Нарисуйте ему черную точку!». Многобожники приводят тебе этот довод. Ученые говорят, что Умар не хотел брать черную точку причиной, он просто хотел испортить его красоту.
[26] Т.е. приказ приносить жертвоприношение Аллаху.

 

74 - На какие виды единобожия (таухида) указывается в этом аяте "Скажи: поистине моя молитва и мое жертвоприношение и моя жизнь, и моя смерть принадлежат Аллаху"?
на два вида единобожия: таухид ульухия (молитвы и жертвоприношения достоин только Всевышний Аллах) и таухид рубубия (Всевышний Аллах – владелец моей жизни и моей смерти). Если Всевышний Аллах владеет моей жизнью и моей смертью, и поэтому Он достоин моей молитвы и моего жертвоприношения. Сказал Всевышний Аллах Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей…» (6:162-163).
Сначала сказал про рубубия: «Господу миров», а потом сказал про ульухия: «у Которого нет сотоварищей». А потом сказал, что это из великих признаков Ислама, сказав:
«Это мне велено…» (6:163).
Это – другое лицо довода. Мы явно видим из этого аята, что Всевышний Аллах приказал эти вещи. И сказал:
«… и я являюсь первым из мусульман» (6:163).

75 - Когда жертвоприношение является просто дозволенным, а когда оно является поклонением? Объясни классификацию.
Также в сердце иногда может вообще ничего не быть, только внешнее поклонение. Как, например кто-то просто режет, не поклонение, а просто режет для гостей. И внешне это должно принадлежать только Всевышнему Аллаху. Если в этом жертвоприношении соберутся и внешнее поклонение, и внутреннее поклонение, т.е. поклонение сердца, это будет полнота в надежде взять вознаграждение. А если же в обыкновенных вещах, как принятие гостей и т.д., внешне за этим должен быть только Всевышний Аллах, только с Его именем, чтобы поминалось только Его имя. И потом чтобы в сердце была смиренность перед Всевышним Аллахом, возвеличивание Всевышнего Аллаха, надежда на вознаграждение только одного на Него. И поэтому собираются внешние и внутренние поклонения [27]. Поэтому жертвоприношение является великим поклонением [28]. Но иногда люди часто могут забывать о связи сердца и действиях органов во время жертвоприношения.

76 - Каков довод, что обет (назр) является поклонением? И объясни, как именно этот довод указывает на это.
«Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (76:7).
Что такое обет? Это когда человек себя обязывает тем, чем не обязал его Всевышний Аллах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: