Раздел 5. Краткосрочные обязательства




1. Займы и кредиты на срок менее 12 месяцев.

2. Кредиторская задолженность (долги нашей организации другим ФЛ и ЮЛ).

Например, долги моей организации перед поставщиками, перед покупателями за полученные у них авансы, задолженность перед персоналом по заработной плате, задолженность перед государством и различными внебюджетными фондами, задолженность перед участниками при выплате дохода и т.п.

3. Обязательства, связанные в резервами предстоящих расходов, доходов будущих периодов.

Итого:

ББ – это двустороння таблица, эти обе части которого равны. Актив должен равняться пассиву.

Почему? Потому что это две стороны одной медали.

Источники средств и сами средства хозяйствования. То есть это одно имущество, но в разных «плоскостях»!

Балансы разделяются по различным видам:

По периодичности баланса

1. Месячные

2. Квартальные

3. Полугодовые

4. Годовые

Есть еще вступительный баланс – когда предприятие только начинает действовать. Там указано имущество, которое внесли в УК и источники образования этого имущества.

Это очень важно – еще никаких операций не было произведено – вот только-только внесли имущество в организацию!

Есть и такая характеристика – заключительный баланс (ЗБ).

ЗБ – это отчетный документ, который составляется на конец отчетного периода (31 декабря он составляется). Он формируется на основе проверенных бухгалтерских записей, проведения инвентаризации и средств расчета (сверки различные и т.п.).

Тот случай с НТВ – должны были дождаться заключительного баланса.

Ликвидационный баланс.

Нужен для имущественной характеристики организации на дату прекращения его деятельности. Споры о банкротствах заключаются составлением ликвидационного баланса, который можно оспорить.

Есть еще сводный баланс.

Есть организация, у которой есть несколько филиалов/представительств. В этом смысле филиалы/представительства предприятия составляют свои балансы, которые вместе составляют «сводный баланс предприятия». Ведь филиалы и представительства – не ЮЛ!

Консолидированный баланс.

Есть, допустим, холдинг, группа предприятий – консолидированный баланс дает представление о составе имущества группы.

Разделительный и соединительные балансы.

Ст. 59 ГК РФ «Передаточный акт и разделительный баланс».

Это документ, по которому от одного ЮЛ (реорганизующегося) права и обязанности переходят к другому ЮЛ. Каждому в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности другого лица.

Этот баланс должен содержать все права и обязанности реорганизующегося лица, в отношении всех его кредиторов и должников, включая те обязательства, которые оспариваются.

Передаточный акт и разделительный баланс – подаются вместе с документами на государственную регистрацию.

Компании «Ликвидация в кротчайшие сроки» - это компании, которые переводят на себя долги организаций, которые хотят ликвидироваться.

Допустим – одна компания не заплатила другой за поставку. Первая компания – в суд, дело выиграли. Проигравшая сторона по-быстрому сливается с компанией «Ликвидация в кротчайшие сроки» и все, потом ничего с них не возьмешь.

Эти компании «нанизывают на себя» долги других компаний и не собираются ничего выплачивать.

Как это они зарегистрировали такое «слияние»? А регистраторы в такие тонкости не вникают. Что делать дальше?

08.10.2011 г.

Баланс – это документ, характеризующий имущественное состояние предприятие на определенную дату.

Цели могут быть утилитарные – использовать баланс в качестве баланса по делу.

Для того, чтобы оценить имущественное положение предприятия, здесь достатчно сложно не прибегаю к помощи определенных аналитических приемов что-либо проанализировать.

Если мы возьмем исползьование баланса в качестве доказательства по делу.

Пример: есть предприятие, оно взяло кредит в размере 1.5 млн. долл.

И при банкротстве этого предрпиятия, нашли платежный документ - стали требовать возвращения 1,5 млн. долл. В делах не было никаких договоров, было только платежное поручение и назначение платежа – на развитие промысла. Предприятие стало говорить, что вы нам безвозмездно перечислили денежные средства. Атанесян – если это было дарение, то оно не допустимо между ЮЛ. Тем более это должно было быть отражено на балансе.

Истребовали баланс и по балансу выяснили, что деньги числятся на пассиве баланса – кредиторской задолженности (т.е. то, что предприятие должно вернуть). Суд удовлетворил иск.

Было еще такое дело – Атанесян в Стокгольмском арбитраже. ООО «Усадьба центр» (крупный ареднодатель). Потребовали с него 3,5 млн долл. Было встречное требование со стороны ООО «Усадьба центр» для того, чтобы взыскать с другой стороны неисполненные обязательства в срок по договору. Атанесян – представили мы ББ – по нему оно встало на учет только после приемки государственной комиссии и попало в баланс только в декабре, а не с сентябре. Следовательно, не надо было удовлетворить требования в полном объеме.

Дело Атанесян в Стокгольмском арбитраже проиграл – он разозлил одного шведского арбитра своими ходатайствами и он написал особое мнение. Наш арбитр – тоже написала особое мнение.

После этого, нужно было признавать и приводить в исполнение это решение третейского суда adhoc. Есть перечень обстоятельств в Конвенции, на основании которой можно признать или не признать решение. Если есть два особых мнения – то решения нет (т.к. решение должно быть подписано всеми судьями). И суд согласился с Атанесяном – дошло до ВАСа и он подтвердил это решение.

Тут даже анализа не надо, надо просто сослаться на статью баланса. Но иногда бывают ситуации, когда нужно анализировать состояние предприятия, его имущественное положение.

Анализ количественных и качественных его показателей (баланса) и тенденции его развития производится на основании экономических показателей. Экономические показатели характеризуют определенную динамику изменений этих показателей.

Анализ баланса – это систематизированное исследование динамики изменения показателей баланса во взаимосвязи источников средств и средств хозяйства.

Нам нужен источник для сравнения – мы берем предшествующий баланс, который был (и получил отметку) в налоговой инспекции. Мы должны на основании нашего систематизированного исследования выяснить определенные интересующие нас вопросы.

Мы должны понять, как мы будем анализировать на основании сравнения.

Что из себя представляет этот анализ?

Как правило, он осуществляется с помощью сравнения (определяем источники за соответствующие периоды времени).

Это анализ сходных понятий и явлений. Но это сравнение должно быть технологичным, оно должно вписываться в определенные рамки, они должны быть официальными и документальными (должны быть заверены и иметь все необходимые реквизиты).

Этапы

1. После того, как имеем балансы, осуществляем вертикальный анализ – анализируется каждая статья баланса и то, как она изменилась эта статья баланса во времени.

Можем выяснить как изменилась прибыльность предприятия во времени. Если увеличилась прибыльность, значить усилилось имущественное положение предприятия.

Но на статьи баланса оказывают влияние различные сферы хозяйственной деятельности. Но что конкретно послужило причиной изменения той или иной статьи баланса нужно понять размер, объем изменений.

Любое изменение в динамике показателей – нужно понять за счет конкретно чего оно произошло. Увеличилось количество основных средств. Это может быть связано и с тем, что предприятие взяло кредит и приобрело их.

2. Далее следует горизонтальный анализ.

Теперь мы смотрим на все остальные статьи баланса и пытаемся выяснить взаимосвязь изменений (взаимосвязь с той статьей, которая нас интересовала).

Был «концепт Левина» - мошенническая схема.

У него была квартира. Он приходил в банки, терпящие бедствие и говорил, что поставит на их баланс имущество.

Шел в другие компании и говорил – что эти предприятия получат кредиты, только надо будет поставить на баланс имущество.

Банки заинтересованы, компании заинтересованы. И если много было средств у банков, они могли эмитировать ценные бумаги. Но Центробанк был против (т.к. ЦБ не стал утверждать подобное увеличение уставного капитала – т.к. появятся новые конкурентные, которые будут эмитировать различные ценные бумаги).

Тем более не понятно для ЦБ – откуда у вас такое количество активов появилось за такое количество времени. Начали задавать конкретные вопросы – и схема эта рушилась.

3. Изучение внутренних взаимосвязей между разделами баланса.

Связаны не только статьи баланса, связаны и разделы баланса.

Источники средств хозяйства и сами средства – это две стороны медали. Поэтому две части баланса равные – источники средств и сами средства должны друг другу соответствовать.

Когда начинаем прослеживать взаимосвязь между активом и пассивом – можно много чего нового для себя выяснить.

4. Анализ привлечения количественных и качественных показателей отчетности.

Привлечение отчета по прибыли, по движению денежных средств, по финансовому состоянию предприятия и т.п. – нужно выяснить получить более конкретные количественные и качественные показатели отчетности.

Что мы выясняем:

1. Состояние активов;

2. Состояние собственного капитала;

3. Состояние обязательств у организации

Обязательства – это вообще обязательства (краткосрочные и долгосрочные). Обязательства – могут быть краткосрочные, операционные (долгосрочные и краткосрочные долги предприятия, связанные с его деятельностью).

Мы устанавливаем платежеспособность и ликвидность предприятия. Кризис 2008 г – связан был с острой не хваткой ликвидностью предприятий (предприятия понахватали кредиты за границей; был пункт в кредитных договорах – если падает стоимость активов, то кредитор может потребовать досрочного возврата денежных средств). И чего сейчас все боятся – есть такие токсичные активы, которые находятся на активах банков (которые «улучшали ликвидность в свое время»)- и если иностранные кредиторы потребует возвратить подобные денежные средства, то они банки этого сделать не смогут. Государство говорит -

Ликвидность – это определение способности предприятия погашать свои краткосрочные и долгосрочные обязательства (способность быстро один ресурс переводить в другой ресурс).

Очень ликвидны – денежные средства, оборотные средства. Чуть менее ликвидны – сырье. Низколиквидные – недвижимость.

Если ликвидных активов у предприятия больше, чем краткосрочных обязательств, то структура баланса удовлетворительна.

Если ликвидных активов у предприятия столько же, сколько и краткосрочных обязательств = это слабая ликвидность баланса.

Ели ликвидных активов меньше, чем краткосрочных обязательств – это неудовлетворительная ликвидность баланса (означает, что нельзя в ближайшем периоде «ликвидировать» краткосрочные обязательства).

Абсолютная ликвидность – только за счет ликвидных активов можем обеспечить исполнение своих обязательства.

Текущая ликвидность – когда мы можем обеспечить исполнение своих обязательств за счет ликвидных активов и материально-производственных запасов

Коэффициент покрытия – это соотношение текущих активов (в числителе) к краткосрочным обязательствам знаменателя. Когда текущих активов больше в два раза, чем краткосрочных обязательств, то у вас высокий коэффициент покрытия (и кредит дадут, и договор можно заключить).

Но если коэффициент покрытия меньше 1, то у нас больше обязательств, нежели активов. Тогда вряд ли кредит дадут.

Итого, нужно, чтобы коэффициент покрытия был больше 1.

Есть и такие коэффициенты, которые характеризуют рентабельности деятельности.

Рентабельность – это эффективность производства. Это соотношение, которым мы определяем несколько видов рентабельности.

1. Рентабельность всего капитала;

2. Рентабельность собственных средств;

3. Рентабельность инвестиций;

4. Рентабельность реализованной продукции.

Как ее технически определить.

Рентабельность = (в числителе) чистая прибыль / (деленная на знаменатель) – а там уже будет разные показатели (в зависимости от того, какую конкретную рентабельность нам нужно подсчитать). Пример:

Среднегодовая стоимость активов в знаменателе (если, например, нас интересует рентабельность продажи и т.п.)

Рентабельность – важнейший критерий, по которому кредитоспособность заёмщика подсчитывается.

Средняя рентабельность в промышленности равна примерно 12%.

При ставке кредита 25% - мы не сможем погасить кредит, использую собственную рентабельность.

В с/х очень низкая рентабельность. Почему? Рискованная деятельность – неурожай и все, беда. Поэтому и кредиты банки под с/х не очень охотно выдают.

Где высокая рентабельность – в казино! Купил стол и автоматы и все. Рентабельность – 98% (поэтому и крышуют казино). При такой рентабельности нужно как следует продумать налоги.

Кроме рентабельности, очень важный показатель – финансовая устойчивость предприятия. Какое имеется у вас количество собственных средств по отношению к заемным средствам (долгосрочным и краткосрочным).

Вспомни дело НТВ – там собственных активов было 180 млн. долл. Сумма «набранных» кредитов – 980 млн. долл. Вот это финансово неустойчивое предприятие.

Есть еще показатель такой: деловая активность.

Деловая активность – это не просто активность на рынке, активность, выраженная через сумму счетов к оплате, которая в конце года вы получили по отношению к той хозяйственной деятельности, которую вы осуществили.

Нужно сопоставить объем реализации продукции, которую вы изготовили со среднегодовым объемом счетов.

(объем реализации/ (деленный на) то, сколько вы получили за счет этого объема реализации).

Был Байкал ФинансГруп (ООО). Он вышел на конкурс на приобретение активов ЮКОСа за 13.2 млрд. рублей (зарегистрировано недавно, сумма уставного капитала – 10.000 р). Никто не посмотрел на это. Купили они эти активы за 13.2 млрд. рублей. А потом данные активы перекочевали в Роснефть.

Конкурсная комиссия должна была спросить – откуда у вас деньги?

Было еще дело – было зарегистрировано предприятие, которое пришло в банк и просило дать гарантию за обязательства этого предприятия. Банк за эту гарантию получил денежные средства.

Банк дал гарантию. Под эту гарантию предприятие получило денежные средства. Тот, кто взял деньги – убежал. И потом, тот, кто выдал кредит, пошел истребовать денежные средства у гаранта и заемщика. Гаранту пришлось платить.

А размер кредита был – 150 млн. рублей.

Нужно было просто посмотреть на деловую активность предприятия. В апреле зарегистрировали предприятие, в мае пришел получать деньги, ни одной хозяйственной операции до этого не было.

В сговоре был банк и заемщик. Крайним оказался гарант.

Баланс:

1. Должен быть реальным;

2. Должен быть преемственным (он не может изменить радикально за один день);

3. Должен быть ясным;

4. И баланса можно получить все необходимые сведения;

Чтобы правильно читать баланс, нужно воспользоваться этапами Атанесяна, а также посмотреть на коэффициенты.

Баланс – это таблица, характеризующая имущественное состояние предприятия на определенную хозяйственную дату.

Баланс изменяется в зависимости от хозяйственных операций.

Может быть и так – баланс на одну дату, потом были определенные существенные предприятия.

Могут быть получены деньги с расчетного счета в кассу, могут быть оприходованны материалы от поставщика и т.п.

Есть 4 вида изменений баланса под влиянием хозяйственных операций:

1. Происходит изменение только в активе баланса.

Одна его статья увеличивается, а другая уменьшается. Например, на расчетном счете (актив баланса) есть 20.000р. 5.000 р. – мы перечислили в кассу (это тоже в разделе актива). В итоге баланс не изменился (статьи друг друга уравновесили).

Актив + стоимость операции – (минус) стоимость операции = Пассив.

В итоге баланс не изменился.

2. То же, только с пассивом.

Меняется структура источников баланса.

Есть нераспределенная прибыль. Мы решили ее перевести в уставный капитал. И та и другая статья в пассиве.

Пассив + стоимость операции – стоимость операции = Актив.

Перегруппировка в статьях пассива, баланс в итоге неизмененный.

3. Произошли изменения и в активе и в пассиве.

Например, наш поставщика поставил материалы на 20.000 р. Мы должны были поставщику 40.000. Он поставил нам еще на 20.000. В итоге актив баланса возрастет (он же поставил материалы). Но и наша задолженность ему возрастет – то есть возрастет и пассив (мы же ему должны за поставки).

Актив + стоимость операции = Пассив + стоимость операции.

4. Когда и актив и пассив уменьшается на одинаковую сумму.

Из расчетного счета погасили часть кредита. На расчетном счете уменьшится сумма (в активе это) и уменьшится задолженность (в пассиве) по кредитным банкам.

Актив – стоимость операции = Пассив – стоимость операции.

Итого

Всю совокупность балансовых операций можно распределить на эти 4 группы.

15.10.2011 г.

Из баланса мы не можем получить данные о конкретной финансовой операции. Можем ли мы на основании общих данных делать юридически значимые действия?

Увеличение товаров на складе – увеличение ответственности. Поэтому другой элемент метода БУ (счета) дает нам ответ на эти вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: