Концептуальная и языковая картины мира и их соотношение




Чтобы узнать, что же такое концептуальная и языковая картины мира, необходимо дать определение понятию «картина мира».

¨ Картина мира –1. это представление человека об окружающей действительности, его системе взглядов на окружающую действительность.2. В современной лингвистике под картиной мира понимают а) совокупность знаний о мире, которая приобретается в деятельности человека, б) способы и механизмы интерпретации новых знаний.

 
 


языковая концептуальная(научная)

 

Также существуют

¨ языковая,

¨ научная,

¨ религиозная,

¨ культурная,

¨ философская,

¨ бытовая.

Языковая картина мира - этоисторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, с одной стороны, и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой.

Основными характеристиками языковой картины мира, которыми её наделяет Л. Вайсгербер, являются следующие:
1. языковая картина мира - это система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка,
2. языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а, с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития,
3. языковая картина мира как единый «живой организм» чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также свой паремиологический багаж. Другими словами, языковая картина мира обусловливает суммарное коммуникативное поведение, понимание внешнего мира природы и внутреннего мира человека и языковую систему,
4. языковая картина мира изменчива во времени и, как любой «живой организм», подвержена развитию, то есть в вертикальном (диахроническом) смысле она в каждый последующий этап развития отчасти нетождественна сама себе.
5. языковая картина мира создает однородность языковой сущности, способствуя закреплению языкового, а значит и культурного её своеобразия в видении мира и его обозначения средствами языка.

¨ Функциональная общность языков совмещается с наличием в языках существенного различия как в значениях слов, так и в грамматическом строе.

¨ Эти различия не могут быть объяснены только разным происхождением языков, потому что обнаруживаются и в генетически родственных языках:

Русский рука нога синий, голубой теща, свекровь

Английский hand, arm foot, leg blue mother-in-law

Чем обусловлены подобные различия?

Например, можно предположить, что:

¨ - различные типы языков могут быть обусловлены различием в характере мышления народов;

¨ - различные типы языков – это последовательные структурные ступени развития языка, возникшие в связи с исторической сменой типа мышления;

¨ - язык, как и другие знаковые системы, представляет собой определенную модель мира, и характер (тип) языка определяет характер мышления и отражения действительности.

ЛИЧНОСТЬ РЕЧЕВАЯ - ЧЕЛОВЕК КАК НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА, ВЗЯТЫЙ СО СТОРОНЫЕГО СПОСОБНОСТИ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Т.Е. ПО СУТИ – КОМПЛЕКС ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ИНДИВИДА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЕМУ ПРОИЗВОДИТЬ И ВОСПРИНИМАТЬ РЕЧЕВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

¨ А. В. Пузырев выделяет:

¨ личность мыслительную (точнее – мыслящую), как всеобщее;

¨ - языковую личность (точнее – владеющую определенным языком) как общее;

¨ - личность речевую (говорящую) как особенное;

¨ - личность коммуникативную (точнее – коммуницирующую) как проявление единичного. Именно единичное и создает уникальность и неповторимость языковой личности.

Существуют и характеристики языковой личности. Выделяют 3 основных сущностных характеристики языковой личности:

¨ - языковую способность (Языковая способность состоит из фонетических, морфологических, синтаксических, лексических компонентов.Языковая способность вместе с коммуникативной потребностью являются основными предпосылками для осуществления общения. Успешность речевого общения зависит от способности общающихся организовывать свое речевое и неречевое поведение согласно задачам общения, т.е. речь идет о коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция выступает проявлением языкового сознания в выборе средств общения в конкретной коммуникативной ситуации)

- языковое сознание

- коммуникативную потребность

 

 

Восприятие мира осуществляется мышлением, но с участием средств родного языка. «Языковая картина мира - это общекультурное достояние нации, она структурирована, многоуровневая. Именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека. Она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями», - так говорил Маслов. Понятие ЯКМ включает две связанные между собой, но различные идеи:
1)картина мира, предлагаемая языком, отличается от «научной» и
2) каждый язык рисует свою картину, изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки.

Концептуальная картина мира - это система информации об объектах, актуально и потенциально представленная в деятельности индивида. Единицей информации такой системы является концепт, функция которого состоит в фиксации и актуализации понятийного, эмоционального, ассоциативного, вербального, культурологического и иного содержания объектов действительности, включенного в структуру концептуальной картины мира. Проблема понимания должна рассматриваться прежде всего как проблема понимания мира субъектом на базе имеющейся у него концептуальной картины мира, которая объективируется и представляется в его деятельности.

Концепт - это информация относительно актуального «или возможного положения вещей в мире (т.е. то, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира)»

Соотношение картин мира:

Языковая картина мира - это отражённый средствами языка образ сознания - реальности, модель интегрального знания о концептуальной системе представлений, репрезентируемых языком. Языковую картину мира принято отграничивать от концептуальной, или когнитивной модели мира, которая является основой языкового воплощения, словесной концептуализации совокупности знаний человека о мире.

Концептуальная картина мира или «модель» мира, в отличие от языковой, постоянно меняется, отражая результаты познавательной и социальной деятельности, но отдельные фрагменты языковой картины мира ещё долго сохраняют пережиточные, реликтовые представления людей о мироздании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: