Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста.




От 3 до 7 лет постепенно выпадают молочные зубы, их заменой на постоянные завершается т.н. период "молочных зубов". В этом временном интервале явно физическое и умственное возмужание. К концу его дети вполне сносно говорят на родном языке, довольно правильно употребляют склонения и спряжения. Начинают проявляться индивидуальности. Эмоции становятся более сдержанными.
В связи с более широкими контактами детей среди них превалируют инфекционные заболевания, а также дыхательной системы.
Рост вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем увеличивается до 6-8 см в год. В весе прибавляют также неравномерно: 4-летний - 1,6 кг, 5-летний - около 2 кг, 6-летний - 2,5 кг.
Анатомо-физиологические особенности. Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность легко переохладиться или перегреться не снижается.Костная система. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но только по форме. С 3 до 7 лет также завершается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка - цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое - к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту.
Сердечно-сосудистая система: пульс продолжает урежаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление - 104/67 мм рт. ст.
Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается "подготовка" половых желез к периоду полового созревания.
Иммунная система: клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим - более легкое течение многих болезней.
Нервная система. Закладываются основы интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, забавно сочиняют, переиначивая услышанные сказки.

4.Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста Психологические исследования показали, что:максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 мину. Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.Устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3–4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения в ходе того или иного спортивного занятия, когда осуществляется противоборство двух команд или отдельных их представителей. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

5.Нарушение психофизиологического развития: причины, признаки и пути коррекции Психологами и физиологами выделяются несколько закономерностей в возникновении и развитии нарушений развития ребенка:1. Нарушение одной сферы (личности, психики) всегда оказывает негативное действие на другие сферы.2. Нарушения проявляются в поведении (что можно обнаружить наблюдением). Исключение - кризисные периоды в жизни ребенка и подростка, когда видимые нарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях развития.3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации - сужение круга людей, отвержение в группе.4. Психические нарушения - барьер на пути воспитательского воздействия.5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям

Основная сфера проявления и появления нарушений - мотивационно-эмоциональная и как следствие - волевая сфера. Причины нарушений могут быть внешними и внутренними, соответственно нарушения - первичными и вторичными.

Характер появления нарушений:- деформация уже развитых структур (например, травматический страх),- недоразвитие структур (слабоволие).

А.В. Потапова и С.К. Нартова-Бочавер выделяют виды нарушений:1. Первичные нарушения в результате воздействия (например, боязнь собак, возникшая после нападения злой собаки);2. Первичные нарушения в результате негативного воздействия, приводящего к недоразвитию или отсутствию социально-важных структур (например, ухудшение произвольной памяти как следствие нарушения формирования волевых процессов из-за заболевания);3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие какой-либо деформации психики (развод родителей ведет к повышению тревожности и снижению произвольности мышления);

Г.М. Бреслав к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относит:1. отсутствие эмоциональной децентрации - ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;2. отсутствие эмоциональной синтонии - ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;3. отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции - ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания ("Это я сделал") и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.

Ю.М. Миланич разделяет детей с эмоциональными нарушениями на три группы. В первую входят дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих детей отмечаются тревожность, необоснованные страхи, частые колебания настроения.Вторую группу составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью.Третью группу составляют дети как с внутриличностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи - с другой стороны.

Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю.М. Миланич выделяет три группы:1. острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;2. напряженные эмоциональные состояния - более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, подавленное настроение, боязливость, робость;3. нарушения динамики эмоциональных состояний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и наоборот)

И.О. Карелиной. выделяет три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:- расстройства настроения;- расстройства поведения;- нарушения психомоторики.К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно-агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно-враждебную агрессию.

.К нарушениям психомоторики относят:1. амимию - отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;2. гипомимию - легкое понижение выразительности мимики;3. маловыразительную пантомимику Как подчеркивает Т.И. Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его "способность "прочитывать" эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться"

Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Выделяют три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:- расстройства настроения;- расстройства поведения;- нарушения психомоторики.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин1. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).2. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением 10. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой - семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:- если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его "Я-концепции", воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации.- при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.- семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов - также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития дошкольника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является "объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, … формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания".Именно эмоциональная сфера, как "первичная форма психической жизни", является наиболее уязвимой по отношению к неблагополучным условиям и воздействиям среды, что влечет за собой искаженное развитие некоторых других сфер психики и личности в целом.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:1. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).2. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Пути коррекции эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрастеВоспитатель пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным ребенком.Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризован коррекционный процесс, является понятие психолого-педагогической помощи. Психолого-педагогическая помощь - это система мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности людей с целью стабилизации их психического здоровья и преодоления психологических затруднений.Коррекция - одна из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и индивидуальному развитию ребенка.

Ведущим методом коррекции эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:1. активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;2. благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;3. у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи;4. имитация осуществляет функцию "начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза".5. имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания;6. имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;7. имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе.

Итак, под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

6.Социальная ситуации развития ребенка дошкольного возраста Л.С.Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие "социальной ситуации развития". Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов. "Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени".Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется предоставлением ребенку высокой степени самостоятельности и независимости. В предшествующем, раннем возрасте (до 3 лет) его свобода была крайне ограничена из-за недостаточного уровня развития движений, навыков и психических функций. В последующем младшем окольном возрасте самостоятельность ребенка ограничивают весьма жестки; рамки школы, распространяющиеся и на внешкольную жизнь (например, в виде необходимости готовить уроки).Социальная ситуация развития детей в детском саду, рассматривается и оцениваться по следующим показателям:1.организация жизни детей в группе2.стиль взаимоотношения воспитателя с детьми3.воспитание у детей соц. качеств и навыков сотрудничества4.вовлечение родителей в образовательный процесс. Социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

7.Характеристики ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. ведущей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:правильная речь;непроизвольная память;анализирующее восприятие;наглядно-образное мышление;творческое воображение;зачатки произвольной памяти;словесное мышление;эмоциональная регуляция поведения.

Ребёнок старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей.

Игра сюжетно-отобразительнаяК трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая играДля старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует. Основная роль папы, мамы, воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение детей. Необходимо ребят водить на экскурсии, побольше рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр. Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и особенности поведения. Старшим, не обращая внимания на свой возраст, следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать образцы поведения и реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им демонстрируемые роли. Лишь тогда игра, как и любой другой вид ведущей деятельности, будет полезна и сыграет свою важную роль в развитии ребенка, формируя необходимые новообразования в психике дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.

8.Игра как условие психического развития дошкольника Игра развивает целенаправленность действий. У детей-четырёхлеток интерес к действию преобладает, из-за чего цель часто забывается. На пятом году жизни детей можно научить выбирать игру обдуманно, распределяя роли и ставя цели. А в следующие пару лет дети начинают проявлять интерес к некоторым событиям жизни, различным занятиям взрослых, появляются любимые книжные герои – объекты подражания, поэтому так важно знать, какие игры необходимы дошкольникам. Замыслы игр становятся более стойкими, надолго овладевающими воображением. Появление у игры длительной перспективы свидетельствует о более высоком этапе сложности психики. Под воздействием жизненных впечатлений в игру вводятся новые элементы. Исполняя в игре ту или иную роль, ребёнок не просто переносится в чужую личность формально. Когда он входит в роль и примеривает её на себя, то тем самым он углубляет и обогащает и собственную личность. Поэтому влияние игры на психическое развитие дошкольников, где его личность формирует отношение к данной роли, сказывается не только на развитии мышления, воображения и воли, но и на развитии его личности в целом. Роль личности в жизни имеет громадное значение, а в ролевых играх ребёнок, примеривая к себе разные роли, формирует тем самым и свою собственную личность. Игра очень тесно связана с развитием детской личности, а особое значение она приобретает именно в период интенсивного развития последней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: