Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста





в дошкольном возрасте у детей формируется система соподчинения мотивов, поведение постепенно становится волевым. Развитие волевой сферы осуществляется в тесной связи с формированием мотивационно-потребностной сферы, которое обусловлено возрастанием осознанности и опосредованности поведения. Наибольшее значение для развития волевой и мотивационно-потребностной сфер личности дошкольника имеет игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Этапы развития мотива достижения:1. 2,5 – 3,5 г. – ребенок проявляет способность выводить достигнутый результат исходя из собственных достоинств.2. 3,5 – 7 лет – возникает различение трудности задачи и оценка ее возможности решения.3. В 4 года прежде всего выделяется трудность, дети этого возраста не видят связи между трудностью и успехом. Некоторые дошкольники способны оценить свои возможности и предсказать результат действий на основе личного опыта.4. В 5-6 лет обнаруживаются различия в мотиве достижения (в выборе уровня сложности). Индивидуальные различия: поведение родителей, их одобрение, признание успехов, стиль воспитания.

Факторы дифференциации мотива достижения:1. Преуменьшение возможностей ребенка и гиперопека.2. Доминантность или авторитаризм обоих или одного из родителей.3. Слишком раннее требование самостоятельности от ребенка (слишком сложные задачи).4. Низкие стандарты совершенства. Правильно:1. Выдвигать высокие стандарты совершенства и вводить их тогда, когда ребенок может их достичь.2. выдвигать ребенку желаемые цели, при этом выражая свое искреннее удовольствие от результата достижений. Соподчинение мотивов. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностно помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать рейтузы. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив. Характеристика мотивационной сферы к концу дошкольного возраста: - интерес к миру взрослого, к новым видам деятельности;- сохранение видов деятельности с окружающими;- мотивы личных достижений, самолюбия;- соревновательный мотив;- познавательные мотивы;- нравственные мотивы(сочувствие, соучастие, желание сделать приятное другому, принести пользу).

22.Ведущие потребности дошкольника, их динамика МатериальноеЗдесь все просто до невозможности, каждый ребенок нуждается в здоровом, сбалансированном питании из свежих продуктов. И речь здесь не о разнообразии сладостей или оригинальности меню. Ежедневное питание должно покрывать потребность ребенка в энергии, витаминах и минералах. Конечно же, одежда, но здесь, опять же речь не о дизайнерских вещах, а об их нормальном состоянии. Еще одна важная потребность – в жилищных условиях.. Нематериальное Уважение – одна из базовых потребностей каждого ребенка. То, что он маленький, вовсе не значит, что можно относиться к нему неуважительно. Перед детьми можно и нужно извиняться, в беседе с ними употреблять вежливые слова, уважать выбор и желания.. Честность. Совсем без обмана жить не получается, я пыталась. Но вот минимизировать его количество в отношениях с ребенком – это то, к чему можно и нужно стремиться. Также детям необходимо ощущать собственную значимость, принимать решения и делать выбор.. Сопереживание. Часто то, что для нас, взрослых, является ерундой, для детей оказывается очень значимым. И именно в такие моменты детям нужна наша поддержка.
Наши дети – такие же люди, как и мы. И потребностей у них не меньше, не стоит забывать об этом

23.Формирование мотивов в период дошкольного детства Виды мотивов:

Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (семьи).

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. С познавательным мотивом напрямую связан феномен любознательности

В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной деятельности психологов и педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников

Три главные линии работы

Первая из них — поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы.

Вторая линия состоит в том, чтобы стимулировать проявление познавательного интереса. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет можно пускать в дело. Третья линия поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает от наказаний.

24.Мотивационная готовность к обучению в школе Во мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности Познавательные мотивы связаны с самим содержанием и процессом обучения Социальные мотивы порождаются различными социальными взаимоотношениями ребенка с другими людьми Это стремление к одобрит ения, к поддержке взрослых, к завоеванию авторитета среди сверстников, желание занять \"позицию школьника\" У младших школьников социальные мотивы занимают столь значительное место, что способны определять позы нормативное отношение детей даже к деятельности, лишенной для них непосредственной привлекательности, интересивості, інтересу. Для формирования у дошкольников правильного представления о школе в распоряжении воспитателей и родителей множество простых и доступных средств: чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы Можно рассказать детям о том, как изменится их жизнь, когда они станут школьниками: ученик должен каждый день ходить в школу, выполнять в классе и дома те задачи, задает учить эль Чтобы хорошо учиться, нужно быть внимательными, дисциплинированными, аккуратнымми. Формированию положительного отношения к школе помогают и различные режимные процессы, приучают ребенка к самостоятельности, дисциплинированности Во время экскурсий, прогулок можно подчеркнуть, что вести себя по отрибно, как будущим ученикам Следует добиваться того, чтобы ребенок все успевала делать вовремя, имела постоянный режим дння. Стремление в школу только ради внешних атрибутов свидетельствует о неготовности ребенка к обучениюДругой аспект мотивационной готовности - формирование познавательной активности детей Познавательная потребность заложена в ребенке самой природой Но ее можно развить или затормозить воспитанием Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности Поэтому так важно в этот время активно поддерживать любые проявления естественного влечения детей к познаниюння.

ошибками в воспитании познавательных мотивов являются:- игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового;- задача формирования мотивации переводится на школу К способам воспитания познавательной активности относятся:- создание благоприятного эмоционального фона (полноценное общение со взрослым, вовлечение ребенка в круг интересов семьи);- поддержка желание ребенка задавать вопросы, проявляется как одобрение, доброжелательность, внимательность, уважение, готовность ответить;- познавательные беседы с детьми;- использование игр

Заключение о мотивационной готовности дошкольника к школе:- мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности;- структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних;- развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования; эмоционально-положительного отношения к будущего обучения и развитие познавательной активности детей- педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками; игры \"В школуколу".

25.Формирование и становление ценностей дошкольника. Формирование представлений о здоровом образе жизни и его важности. Для правильного формирования представлений о здоровом образе жизни необходима определенная система знаний и умений, которые ребенок получит в процессе своей деятельности. В этом случае значительное место занимает проведение непосредственно образовательной деятельности различного характера: познавательного, развивающего, интегрированного. Практически в каждое занятие можно включать подвижные игры, трудовые действия, оздоровительные и физические упражнения. Все знания закрепляются в повседневной жизни детей, режимных моментах. 2. Формирование представлений у дошкольников о строении собственного тела.
По данному направлению необходимо:— создать и обогатить развивающую среду в группе, которая будет соответствовать возрасту детей и поставленным задачам;— пополнить программно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным материалом и пособиями («Изучаем себя», «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Одень по погоде» и др.);— оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на оздоровительную тематику («Скорая помощь», «Служба спасения»). Желательно совместно с детьми изготовить атрибуты из подручного материала: носилки, лекарственные препараты, кабинет компьютерной диагностики и др. 3. Формирование мотиваций для двигательной активности воспитанников.
Главная задача педагога по этому направлению — создать условия для достижения оптимального уровня двигательной активности детей, а именно:— повышать двигательную насыщенность режима дня дошкольников (включать большее количество подвижных игр и соревнований);— актуализировать положительные эмоции у дошкольников, так как радость и удовольствие – одни из наиболее значительных факторов привлечения детей к двигательной активности;— активизировать досуговую деятельность (организовывать экскурсии, походы, физкультурные праздники и соревнования);— творчески разрабатывать вместе с детьми варианты подвижных игр и упражнений.

При формировании ценностей здорового образа жизни у дошкольников важно соблюдать следующие методические принципы: — последовательность и системность в подаче материала (новое должно основываться на предыдущем материале);— доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка;— включенность детей в активную игровую, познавательную или поисковую деятельность;— наглядность, необходимую для восприятия правил здорового образа жизни;— психологический комфорт каждого ребенка.

 

26.Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста Вступление в период дошкольного возраста связано с переживанием кризиса 3- х лет, с появлением важнейшего новообразования личности – Я – концепции.Формирование личности связано с развитием самосознания, то есть представлением ребенка о самом себе. В речи ребенка начинает появляться местоимение «Я», он узнает себя в зеркале и на фотографиях.Суть кризиса 3- х лет состоит в том, что это новое, появившееся в мире «Я» требует своего подтверждения. Выготский называет этот кризис – «кризисом социальных отношений». Эльконин выделяет главные признаки: осознание «Я – сам», личные действия. Божович указывает на причины кризиса – потреьность в реализации собственного «Я».

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка.Психологические процессы самооценки и формирования Я – концепции имеют значительные отличия. Я – концепция, по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часть концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а так же оценка им этих качеств. Самооценку детей младше семи лет точно измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка.Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к девяти или десяти годам), у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.Старшие дошкольник с высокой самооценкой чувствуют себя в «детском обществе» уверенней и активнее себя проявляют, чем дети с заниженной самооценкой.В дошкольном возрасте дальнейшее развитие самосознания находит свое отражение не только в зарождающейся самооценке собственной личности, но и в умении давать объективные оценки окружающим людям.Критерии самооценки находятся в прямой зависимости от воспитательной работы.«Я концепция» это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. «Я концепция» включает в себя «образ Я» и самооценку.«Образ Я» это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя. Самооценка это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами когнитивным и эмоциональным.Существует множество факторов, влияющих на формирование «Я – концепции». Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.«Я – концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важным являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения «Я – концепция» сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, «Я – концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

27.Основные личностные характеристики дошкольника в 3-6 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно фиксируют его начальное и конечное состояния. Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок. Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом. Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.Дошкольник восприимчив и отзывчив. Он с любопытством смотрит на мир и выражает готовность принять участие в любой деятельности сверстников и взрослых. Вместе с тем желания дошкольника неустойчивы; ему быстро надоедают занятия, если они затягиваются; надоедают ему одни и те же игрушки и игры. Он требует смены впечатлений и занятий, и это, пожалуй, целесообразное проявление, так как оно обеспечивает постоянное расширение сферы познания и упражнения в поступках и действиях.Очень ярко проявляются социальные черты. Они выступают в непосредственно и ярко эмоционально в форме симпатии и антипатии. Дошкольник очень общителен, он легко устанавливает контакт как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Характерной его чертой является доброта, он охотно делится всем тем, что он имеет.Социальные черты личности не являются врожденными. Ребенок, чувствуя любовь и ласку родителей, окружающих, отвечает им тем же.Ненасытная любознательность и прекрасная запечатлеваемость обеспечивают дошкольнику большие возможности в познавательной и творческой деятельности.

28.Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста. Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а' что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное - создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:- у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;- возрастает действенность нравственных представлений;- возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

29.Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка. В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители. Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного,. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное и школьное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Принципы взаимодействия: Взаимное уважение и доверие.Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху. Верить в творческие силы ребёнка. Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь.

 

30.Общая характеристика поведенческих особенностей ребенка дошкольного возраста. В 3 года ребёнок:способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;может помогать взрослым;может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых. Но бывает так, что Ваше чадо: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;не хочет заботиться о других;эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;демонстрирует истерики, слезы, крик. В 4 года ребёнок: способен к сотрудничеству со сверстниками;может соблюдать правила очередности;может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным. Но бывает так, что: у ребёнка происходит временный регресс в поведении (напоминает поведение ребенка более младшего возраста). В 5 лет ребёнок: соблюдает распорядок дня;может ориентироваться во времени по часам;лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом;разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;ябедничает на сверстников. В 6 лет ребёнок: теряет непосредственность в поведении, поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой;способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;начинает осознавать свои переживания;активно интересуется отношением окружающих к себе;претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве. Но бывает так, что Ваш ребёнок: лжет в целях самозащиты;непоседлив и возбудим;продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

 

31.Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение - это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений.

Психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.Одним из важнейших достижений этого возрастного периода является осознание своего социального «Я», формирование «внутренней социальной позиции». Он впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для себя самого, но и для других людей деятельность. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступными осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.В дошкольном возрасте ребенок общается как с семьей, так и с другими взрослыми и сверстниками. Семья - это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок и складывается будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому необходимо обратить внимание как влияния семьи формирует готовность ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.Отношения детей со сверстниками так же оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, а так же снижается детский эгоцентризм. Подражая взрослым, дети переносят различные формы, способы общения в свои детские коллективы. Там, где преобладают демократические тенденции (мягкие воздействующие обращения доминируют над жесткими; положительные оценки - над отрицательными), имеет место высокий уровень коммуникативных умений и высокий уровень доброжелательности, созданы оптимальные условия для формирования положительных взаимоотношений между детьми, там царствует благоприятный эмоциональный микроклимат. И наоборот, авторитарные тенденции педагога (жесткие формы обращения, негативные оценочные обращения) вызывают конфликтность в детских отношениях, создавая тем самым неблагоприятные условия для нравственного воспитания и формирования гуманных взаимоотношений.важным компонентом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. Коммуникативная готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьник



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: