Конституциональный уровень психики




Раздел 1. Человек и его познание

Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Многообразие форм человеческого знания. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Мировоззренческие картины мира. Источники гуманитарного знания и способы работы с ним. Психологическое совершенствование – условие профессионального и личностного роста специалиста.

Объект и предмет психологии

Соотношение субъективной и объективной реальности. Психология как наука и практическая деятельность. Основные формы психики. Научные школы в западной и отечественной психологии. Современные личностно-ориентированные и познавательно-ориентированные направления. Отражение психологических концепций в современной педагогической практике. Психологическая компетентность специалиста как элемент его профессиональной компетентности.

Способы приобретения психологических знаний

Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Методы психологии. Психологическое тестирование. Тесты развития и успешности. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

Постулаты и принципы построения психологической реальности

Предположительные знания в психологии: аксиомы и постулаты. Соотношение возрастных новообразований и психического развития человека. Соотношение наследственности и социальной среды. Взаимоотношение телесного и духовного в человеке. Зона ближайшего развития и ведущая деятельность. Сензитивные периоды. Принципы – основа научных исследований. Исторический, системный и деятельностный подходы.

Раздел 2. Чувственное и рациональное познание

Структура психики

Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей. Когнитивная теория мотивации. Познавательные процессы. Общая характеристика, произвольность и опосредованность психики. Психологические особенности восприятия, каналы получения и переработки информации. Эмоционально-волевая сфера. Мышление, память, общение. Внутренний мир и состояние сознания. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным.

Чувственное познание

Психические функции, реализующие чувственное познание: ощущения, восприятие, внимание, эмоции, память. Стереотипы восприятия. Восприятие человека человеком. Внимание и его психофизиологическая характеристика. Свойства и виды внимания. Психологические закономерности памяти. Условия, влияющие на продуктивность запоминания. Эмоции и чувства. Простейшие приёмы психической саморегуляции.

Рациональное познание

Мышление как психологический феномен. Средства рационального познания: действие, образы, логика. Эмпирическое и теоретическое мышление. Мышление как процесс разрешения проблем и решения задач. Продуктивное и репродуктивное мышление. Пространственное мышление. Стратегии в решении задач. Речь как способ оформления мысли и образа. Культура мышления. Целевые, смысловые и операционные установки. Учёт психологических установок в работе профессионала. Продукты рационального познания. Понятийное отражение действительности. Диагностика интеллекта. Способность к анализу собственных возможностей и саморазвитию. Приёмы логического и психологического обоснования принятия решения. Мышление, творчество, коммуникация и рефлексия в деятельности современного профессионала.

Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике

Целостное и парциальное описание психологии человека

Уровни, правила, способы построения психологических характеристик. Понятие нормы в психологии. Отклонения от норм. Индивид как родовая форма индивидуального бытия. Понятие о субъекте и его психической организации. Личность как социокультурная реальность. Личность и индивидуальность человека. Уникальность жизненного пути личности.

Конституциональный уровень психики

Физиологические основы психики и здоровья человека. Строение и основные свойства нервной системы. Психика и строение мозга. Темперамент и его психологические особенности. Неравномерность представленности в сознании объективного и субъективного мира. Личностная и ситуативная тревожность. Половые и возрастные особенности человека, их влияние на карьеру и социальный успех. Волевая регуляция поведения человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: