Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации. Этапы проектирования: анализ ситуации и учёт особенностей контингента обучающихся, целеполагание, выделение дерева проблем, построение системы понятий, отбор и структурирование информации, выбор технологии, организация совместной деятельности обучающего и обучающихся. Анализ учебно-воспитательных ситуаций. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Раздел 5. Организация образовательной деятельности
Формы организации учебной деятельности
Сущность процесса обучения как форма общения субъектов образовательного процесса. Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная (совместная). Характеристика основных конкретных форм организации учебной деятельности. Проблема выбора форм организации обучения, адекватных его целям и содержанию.
Культура умственного труда. Умения учиться: слушание, чтение, понимание, говорение и письмо, ведение конспектов, подготовка текстов устных выступлений, рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ. Особенности учебных, научных, научно-популярных, художественных текстов и основы рациональной работы с ними. Взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности. Влияние умственных нагрузок, зачётов и экзаменов на появление у обучающихся информационных неврозов, нервного переутомления и психоэмоционального перенапряжения. Основы организации правильного режима труда и отдыха, питания и физических занятий. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера.
Педагогический контроль и оценка качества образования
Понятие качества образования. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса. Психологические отличия учебной отметки и отметки. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.
Управление образовательными системами
Образовательная система России. Перспективы её развития и проблема поиска «своего» пути. Закон РФ «Об образовании» о структуре управления образовательными системами. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием. Роль педагогического сообщества, коллектива учебного заведения, родителей, общественных объединений учащихся, студентов в управлении образованием.
Методы обучения и контроля
В рамках учебного процесса используется применение так называемых кейс-технологий, предполагающих предоставление студенту индивидуального комплекта учебно-методических материалов по изучаемой дисциплине (на бумажных или электронных носителях с использованием мультимедийных средств, по усмотрению ВУЗа).
Имеется необходимый для изучения лекционный материал. Широко представлена тематика рефератов и практических работ для выполнения творческого и проблемного заданий. Для итоговой оценки знаний студентов применяются тесты и перечень вопросов для зачета по дисциплине.
При оценке знаний студентов применяется накопительная система баллов. Выполнение реферата оценивается на 50 баллов, выполнение одной практической работы – на 10 баллов, выполнение тестов – 30 баллов. Максимальное количество набранных студентом баллов не превышает 100. Зачет по дисциплине выставляется при условии получения студентом от 80 до 100 баллов.
План учебного процесса
№ п/п | Название разделов дисциплины | Вид промежуточного контроля | Трудоемкость | Срок сдачи |
1. | Человек и его познание | Тест Творческое задание на выбор | 4 часа | 24, 25 недели (февраль) |
2. | Чувственное и рациональное познание | Тест Практические работы Творческое задание на выбор | 10 часов | 26-30 недели (март) |
3. | Общее и индивидуальное в психике | Тест Практические работы Творческое задание на выбор | 10 часов | 31-35 недели (май) |
4. | Проблемы личности в различных образовательных процессах | Тест Творческое задание на выбор | 6 часов | 36-38 недели (май) |
5. | Организация образовательной деятельности | Тест Творческое задание на выбор | 2 часа | 39 неделя (май) |
Итого | 32 часа |
В ходе обучения вы всегда можете получить консультацию вашего преподавателя Шулаковой Елены Леонидовны по электронной почте.
ВНИМАНИЕ!
Электронный адрес:
shulakova.elena@mail.ru
или в своей группе Вконтакте