Экономическая социология




ЧАСТЬ 1.

Основные понятия социологии. Классические и современные теории социологии

1. Социология как наука: предмет, метод, объект. Функции социологии.

2. Категориальный аппарат социологии: общество, группа, индивид. Виды групп.

3. Категориальный аппарат социологии: статус, роль, норма. Виды норм.

4. Категориальный аппарат социологии: власть, социальный контроль, социальный конфликт.

5. Культура: ее функции и основные составляющие.

6. Понятие аномии, примеры проявления, причины и последствия.

7. Основные теоретические направления в социологии.

8. Современная теоретическая социология: основные школы и имена.

9. Современная эмпирическая социология: основные направления исследований, школы, имена.

10. Основные этапы социализации человека: их сущность и содержание с точки зрения различных теорий.

11. Социальное действие и социальное взаимодействие: основные теории.

12. Социальные институты: понятие и общая характеристика.

13. Социальный конфликт: основания, структура, функции, формы выражения и разрешения.

14. Социальный порядок, социальная стабильность и социальная динамика.

15. Социальное неравенство и социальная стратификация общества.

16. Основные задачи современной социологии: описание социальных процессов и явлений, их объяснение и предвидение.

17. Структура современного социологического знания.

18. Макро-, мезо- и микросоциология.

19. Независимость исследователя и свобода от ценностей в науке.

20. Социология и рынок.

 

Литература

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 529 с.

2. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 344 с.

3. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. - М.: Проспект, 2016. – 384 с.


 

ЧАСТЬ 2.

Методы социологического исследования

 

1. Социологическое исследование: элементы, виды.

2. Программа социологического исследования: функции и структура.

3. Особенности программы исследования в зависимости от вида социологического исследования.

4. Методы социологического исследования: методы сбора, обработки и анализа данных, их функции и взаимосвязь.

5. Надежность и валидность инструмента измерения (обоснованность, устойчивость, правильность).

6. Методы сбора социологической информации – общая характеристика.

7. Наблюдение как метод сбора социологической информации.

8. Сущность опросных методов.

9. Анализ документов в социологии.

10. Количественные и качественные подходы в социологии: методологические основания, особенности стратегий, соотношение.

11. Выборочный метод: основные понятия выборочного метода.

12. Измерение в социологии. Основные типы используемых в социологии шкал (номинальная, порядковая, интервальная), их применение и допустимые преобразования.

13. Методы статистического анализа и их применение в социологии – общая характеристика.

14. Понятие программы исследования: роль, функции, требования к программе.

15. Структура программы исследования: методологический и процедурный блоки.

16. Интерпретация и операционализация концептов исследования: теоретические подходы анализа изучаемого объекта; структурная схема объекта; концептуальные и операциональные определения как результат интерпретации и операционализации основных концептов и понятий исследований.

16. Схема последовательности действий по интерпретации и операционализации понятий.

17. Качественные методы в социологии: цели использования, области применения; различные основания классификации качественных методов.

18. Общее представление о выборочном методе в социологическом исследовании.

19. Преимущества и недостатки выборочного метода; типы выборок в социологии; случайная (вероятностная) выборка, способы ее построения; ошибка выборки (классификация, источники, оценивание)

20. Анализ одномерных и двумерных частотных распределений.

 

Литература

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с. - (Университетский учебник).

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: ФГАНУ «Центр социологических исследований», Институт социологии РАН, 2012. – 404 c.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Эмпирическая социология: учеб. для вузов. – Сургут [и др.]: РИО СурГПУ, 2016. – 313 с.


ЧАСТЬ 3.

Экономическая социология

1. Предмет экономической социологии

2. Экономическая теория и экономическая социология: междисциплинарные границы и точки соприкосновения.

3. Формальное и содержательное значения термина «экономический» (К. Поланьи). Экономическое действие как форма социального действия (М. Вебер).

4. «Идеальные типы» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное действия (М. Вебер).

5. Укорененность экономического действия в социальных отношениях (М. Грановеттер).

6. Методологический индивидуализм в экономической теории и экономической социологии.

7. Предпосылки модели «экономического человека».

8. Предпосылки модели «экономико-социологического человека».

9. Модель «социологического человека» и ее эволюция. Этапы развития в мировой и отечественной экономической социологии.

10. Экономико-социологические идеи классиков социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

11. Функционализм Т. Парсонса как ведущее направление экономической социологии середины XX века.

12. Новая экономическая социология (М. Грановеттер, Р. Сведберг) как ответ на вызовы «экономического империализма» (Г. Беккер).

13. Социальные регуляторы развития экономики. Социальный механизм развития экономики: его сущность, функции и роль в познании экономических процессов.

14. Институты и социальные практики. Понятие института. Формальные и неформальные институты. Механизмы изменения институтов и социальных практик.

15. Экономическая роль государства. Экономический либерализм Л. фон Мизеса, Ф.А. Хайека, Л. Эрхарда.

16. Экономическая культура: генезис, структура, функции.

17. Культура и экономика. Роль культурной составляющей в становлении капиталистической экономики.

18. Потребительское поведение. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребления.

19. Социология потребления. Различия в потреблении как показатель социальной дифференциации (эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена).

20. Теории демонстративной праздности и демонстративного потребления (Т. Веблен). Сообщества потребления (Д. Бурстин).

21. Социология финансового поведения. Классический социологический подход к изучению денег (К. Маркс, Г. Зиммель).

22. Теория социальной множественности денег (В. Зелизер). Страховое поведение (В. Зелизер).

23. Развитие рынка банковских карт. Кредитное поведение.

24. Социология занятости. Рынок труда и занятость населения. Социальные механизмы заполнения рабочих мест.

25. Формирование спроса на труд. Формирование предложения труда. Сегментация рынка труда.

26. Социальные механизмы трудового найма. Образовательные и квалификационные сигналы. Особенность рынка труда в современной России.

27. Концепция «человеческого капитала» (Г. Беккер, Я. Минцер, Т. Шульц). Социальные механизмы заполнения рабочих мест.

28. Концепция «социальных сетей». Понятия «сильных» и «слабых» связей (М. Грановеттер).

29. Социальные основания предпринимательской деятельности. Понятие «предпринимательство» (Й. Шумпетер) и его операционализация.

30. Экономические (К. Маркс, Й. Шумпетер), психологические (Д. Маклелланд) и социологические (М. Вебер, В. Зомбарт) теории предпринимательства. Понятие «этническое предпринимательство» (Р. Уолдингер, Х. Олдрич, Р. Уорд).

31. Современное предпринимательство. Мотивация ведения предпринимательской деятельности. Осознанные (Й. Шумпетер) и неосознанные (Д. Маклелланд) мотивы ведения предпринимательской деятельности. Дихотомия «добровольное / вынужденное предпринимательство» и ее критика (К. Уильямс). Предпринимательский потенциал общества.

32. Социология хозяйственных организаций. Основные типы хозяйственных организаций (М. Вебер, А. Этциони).

33. Причины возникновения хозяйственных организаций (Р. Коуз, А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон). Размывание границ хозяйственных организаций. Основные черты бюрократической организации (К. Маркс, М. Вебер). Причины изменений хозяйственных организаций (Х. Олдрич, Дж. Мейер, П. Димаджио).

34. Установление управленческого контроля над трудовым процессом. Критика традиционной системы управления и научная теория управления (Ф. Тейлор). Фордизм как практическое воплощение тейлоризма.

35. Концепция «человеческих отношений» (Э. Мэйо) и «новая философия управления».

36. Социология рынков как ведущее направление современной экономической социологии. Множественность определений понятия «рынок»: экономический, маркетинговый и экономико-социологический подходы.

37. Рынок как одна из форм интеграции хозяйства (К. Поланьи). Ограничения свободы рыночного обмена (М. Вебер, К. Поланьи).

38. Виды капиталов. Конвертация капиталов: механизмы и способы передачи.

39. Неформальная экономика: понятия и структура, сегментация, причины существования и развития. Структурный и институциональный подходы к анализу неформальной экономики. Неформальная экономика как сегменты хозяйства.

40. Структура неформальной экономики: криминальная экономика, теневая экономика, экономика дара (реципрокности), домашняя экономика. Формальные и неформальные институты. Формализация и деформализация правил. Парадоксы неформальной экономики (А. Портес).

 

Литература:

Радаев В.В. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / В.В. Радаев, 2-е издание – М.: Изд. дом гос. ун-т – Высшая школа экономики. 2008. – 602 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: