Документальная ревизия и ее использование правоохранительными органами




Обычная документальная ревизия это один из методов финансового контроля. Основные задачи, которые решаются при ее проведении:

1. Проверка законности операций, произведенных даны учреждением или организацией и соблюдение финансовой дисциплины

2. Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования денежных средств, материалов и иного имущества

3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные операции и правильности бухгалтерских записей

4. Проверка правильности материального учета складского хозяйства

Классификация документальных ревизий:

1. По основаниям назначения:

· Плановые, проводятся в соответствии с заранее составленным планом ревизионной работы

· Внеплановые, они проводятся внезапно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, п инициативе следственных органов

2. В зависимости от органов производящих ревизию:

· Ведомственные осуществляются вышестоящими ведомственными организациями

· Вневедомственные, осуществляются по инициативе государственных контролирующих органов

3. По составу ревизионной группы:

· Бухгалтерские проводятся специалистом в области бухгалтерского учета и контроля – бухгалтер-ревизор

· Комплексные проводятся группой ревизоров, которую кроме бухгалтера входят специалисты других отраслей знаний (экономисты, товароведы, технологи)

4. По объему проверяемой деятельности:

· Полные охватывают все стороны хозяйственной деятельности ревизуемого объекта

· Частичные охватывают одну или несколько сторон деятельности проверяемого объекта

5. По методу проведения:

· Сплошные проверяется вся документация, относящаяся к проверяемому объекту

· Выборочные проверяются отдельные, наиболее важные документы

· Комбинированные отдельные операции проверяются сплошным методом, другие выборочным

6. По повторяемости контрольных действий:

· Первичные проводиться в первый раз. Основания для проведения первичной ревизии по инициативе ПО:

v Наличие информации о конкретных фактов хищений и злоупотреблений, которые требуют проверки и документального подтверждения

v Задержание с поличным материально-ответственного или должностного лица при хищении товарно-материальных ценностей и денежных средств

v Сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по конкретно поставленным вопросам без предварительного проведения ревизии

v Ходатайство обвиняемого о проверке его показаний, опровергающих обвинение путем исследования в первичных документах и учетных регистрах

v Необходимость документального подтверждения признания обвиняемого в совершении хищения путем фальсификации бухгалтерских документов

v Обнаружение преступных связей проверяемого лица с другими организациями, включенными в сферу проверки либо его работы на аналогичной должности в другой организации

· Дополнительная. Основания проведения по инициативе ПО:

v Наличие обоснованных возражений по результатам ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых)

v Ревизором проверена лишь часть хозяйственных операций по которым могли совершаться преступления

v Наличие проверенных сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась

v Необходимость исследования отдельных операций, которые не проверялись

v Проведение первичной ревизии без участия специалистов других областей знаний, когда их участие было необходимо

v Не применение ревизором тех приемов и методов исследования, которые по мнению исследователя могут способствовать выявлению следов преступной деятельности

Дополнительную ревизию проводят как правило те же ревизоры.

· Повторная. Основания для проведения по инициативе ПО:

v Выявлена недобросовестность, необъективность ревизора, умышленное искажение им данных учета при проведении первичной ревизии

v Неполнота выводов ранее проведенной ревизии, противоречие документам и другим материалам проверки

v Противоречие между выводами первичной ревизии и материалами уголовного дела устранение которых возможно путем проведения повторной ревизии

v Установлен низкий методический уровень первично ревизии (в акте ревизии отсутствуют ссылки на нормативные акты, описание методов, которые использовались в ходе проведения ревизии). Повторную ревизию проводят другие ревизоры.

Оформление результатов документальной ревизии:

После окончания ревизии составляется акт ревизии, который состоит из трех частей:

1. Вводная, в ней указывается:

v Кум проводилась ревизия

v Основания проведения ревизии

v Место, время начала и окончания ревизии

v Содержание задания ревизора

v Какие документы были подвергнуты проверке

v Лица, присутствующие при проведении ревизии (руководитель, главный бухгалтер, их заместители)

2. Основная часть, указывается:

v Описываются имеющиеся данные по поставленному вопросу, заданию

v Какими методами осуществлялась ревизия, метод описывается

v Указываются фактические данные установленные ревизором с указание состояния бухгалтерского учета и его соответствия требованиям нормативных актов

3. Результативная:

v Выводы ревизора, которые дают ответы на поставленные задачи

v Подписи (ревизора, руководителя и главного бухгалтера)

v Приложение, составная часть акта ревизии (схемы, расчеты, таблицы, изъятые документы, объяснения материально ответственных и должностных лиц)

Требования, предъявляемые к акту ревизии:

1. В содержании акта характеризуются конкретные факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности и действия должностных лиц

2. Акт должен основывать не только на учетных, сводных данных, но и на первичных документах с обязательной ссылкой на е и на другие

3. Акт должен быть написан грамотно, четко, полно, в нем должны быть полно и объективно отражены результаты ревизии

4. Каждый факт нарушения, установленный ревизией, должен быть проверен и всесторонне охарактеризован с позиции правильности оформления учета, законности и целесообразности хозяйственной операции

Обстоятельства, которые устанавливаются следователем в ходе изучения материалов совершения преступления ревизии, по возбужденному уголовному делу.

1. Какие эпизод (факты) преступлений выявлены ревизией, есть ил еще обнаруженные факты

2. Определенный размер материального ущерба, причиненного преступлением, нуждается ли он в уточнении, возмещенный ущерб

3. Какие собраны сведения о способах и обстоятельствах, все ли они известны

4. Какие лица совершили преступление, есть и сведения, дающие основания полагать, что имеются еще необнаруженные сведения

5. Выяснены ли мотивы преступления, что еще стоит в этом отношении выяснить

6. Обоснованы ли выводы ревизии, каким образом выявлены и чем подтверждаются конкретные факты, какие из них требуют дополнительной поверки

7. Какие имеются сведения о личности преступников

8. Выяснены ли обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, что в этом направлении требуется установить

9. Имеются ли данные, которые ставят под сомнение доброкачественность ревизионных материалов, допущены какие – либо нарушения

10. Все ли документы приложены к акту ревизии, каких документов нет, и где они могут находиться.

Оценка материалов документальной ревизии следователем:

1. В полном ли объему выполнена задача, поставленная перед ревизией

2. Насколько полно осуществлена документальная проверка по каждому вопросу задания и применил ли ревизор рекомендуемые приемы и методы проверки

3. Достаточно ли полно установлены и документально подтверждены факты нарушений, какие из этих фактов требуют дополнительной проверки и каким путем

4. На каком этапе привлекались к участию в ревизии должностные лица, учтены ли ревизором их объяснения

5. Правильно ли оформлены отдельные ревизионные действия (промежуточные акты, например акт контрольных обмеров) и все ли документы приложены к акту ревизии

6. Обоснованы ли выводы ревизора о наличии выявленных им нарушений, подтверждаются ли эти выводы документами, расчетами и объяснениями, приложенными к актам, и имеются ли в акте противоречия

7. Сделаны ли ревизором общие выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, и в каком объеме реализованы эти предложения

8. Есть ли необходимость проведения дополнительной или повторной ревизии, возможно ли восполнение недостатков ревизии путем получения дополнительного заключения ревизора

9. Есть ли необходимость назначения судебно – бухгалтерской экспертизы

10. Какие организационные, оперативно – розыскные мероприятия и следственные действия необходимо провести с целью дополнительной проверки фактов нарушений, выявленных ревизией.

После изучения акта первичной ревизии следователь принимает одно из решений:

1. Признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу

2. При наличии существенных недостатков в материалах ревизии возвратить их органу, который проводил ревизию, для доработки

3. Признать первичную ревизию недостаточной по различным мотивам и потребовать ее повторного производства

На основе анализа материалов проведенной ревизии, а также с учетом новых данных, которые появились в уголовном деле, следователь может придти к выводу о назначении дополнительной или повторной ревизии.

Ревизор, который проводил ревизию, не является процессуальной фигурой, поэтому он может быть допрошен в качестве свидетеля по делу. Показания ревизора могут быть отражены в протоколе допроса, с которым следователь обязан ознакомить подозреваемых лиц.

Акты документальной ревизии относятся к иным документам, согласно УПК РФ и допускается в качестве доказательств, если они имеют значение для установления обстоятельств, которые подлежат доказыванию.

По результатам проверок и ревизии сотрудниками милиции принимается одно из следующих решений:

1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления статья 143. В дальнейшем на основании статей 144, 145 решается вопрос:

· О возбуждении уголовного дела, так как сведения, сообщенные в рапорте, о совершенном или готовящемся преступлении в соответствии со статьей 140 являются поводом для возбуждения уголовного дела

· Об отказе в возбуждении уголовного дела

· О передаче сообщения по подследственности на основании статьи 151

2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Материалы также могут быть переданы в налоговые органы при выявлении обстоятельств, которые требуют совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов для принятия по ним решения статья 116-122 НК.

3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях (например, сотрудником милиции может быть составлен протокол об административном правонарушении)

4. Завершение проверки в связи с тем, что нарушения законодательством РФ не установлены.

По принятым решениям в 3 дневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которого она проводилась.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: