Особенности каждого из типов организационной культуры




Задание по дисциплине «корпоративная культура»

Для студентов заочной формы обучения

 

Методические указания

Эффективность деятельности любой организации определяется эффективностью ее организационной культуры. С помощью типологии и методики К. Камерона и Р. Куина проведите диагностику организационной культуры организации. Результаты представьте в виде двух диаграмм и профиля имеющейся и желаемой организационной культуры. На основе полученных данных проведите анализ расхождения между желаемым и имеющимся. Разработайте рекомендации, как его сократить, чтобы повысить эффективность организационной культуры. Что необходимо изменить в деятельности организации.

Диагностика проводится среди сотрудников предприятия с помощью анкеты. По итогам исследования оформляется отчет. Структура отчета представлена ниже.

 

Описание типологии и методики корпоративной культуры

К. Камерона, Р. Куинна

Данная методика представляет интерес для целей практической диагностики и изучения организационной культуры. Она охватывает ключевые характеристики культур, позволяет получить их качественные и количественные оценки и осуществлять диагностику изменений культуры компаний.

В основе типологии лежит рамочная конструкция конкурирующих ценностей.

В качестве главных индикаторов эффективности компании К.Камерон и Р.Куинн выделяют:

· гибкость, склонность к переменам или стабильность, предсказуемость;

· внутренняя ориентация, интеграция, единство или внешняя ориентация, дифференциация, соперничество.

Так, фирмы, как Microsoft или Nike, считают себя эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и движением вперед. Другие организации рассматриваются эффективными, если стабильны, предсказуемы и целостны: правительственные органы, научные институты, университеты, армия и т.п. Внутренняя гармония считается эффективной в IBM, Hewlett-Packard, настрой на внешние факторы и конкуренцию – для Honda и Toyota.

Оба эти измерения образуют четыре квадрата, каждый из которых соответствует своим представлениям об эффективности, ценностях, стилях руководства и образует свою культуру. Таким образом, выделяются четыре типа культуры: иерархическая (бюрократическая), рыночная, клановая и адхократическая. Схематично это выглядит следующим образом:

Гибкость и дискретность

 

 
 

 

 


И интеграция дифференциация

 

Стабильность и контроль

Рамочная конструкция конкурирующих ценностей различных организационных культур.

Особенности каждого из типов организационной культуры

Клановая культура Адхократическая культура
Появилась на Западе после изучения японских фирм в конце 1960-х -веков. начале 1970-х гг. Очень дружественное место работы, где у людей многоспециализированную, динамичную общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры и главы организаций воспринимаются как воспитатели, и, возможно, как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие. Критерии эффективности - сплоченность организации, высокий уровень морали, удовлетворенность наемных работников условиями труда, развитие человеческих ресурсов, бригадная форма работы. Роли лидера. Пособник -поощряет личную инициативу и ориентирован на людей и процессы. Личность, улаживающая конфликты и занятая поиском консенсуса. В основе личности - стимулирование людей в принятии решений. Поощряются участие в бизнесе и открытость. Наставник - заботливый и проявляющий участие. В основании личности - взаимное уважение и доверие. Поощряется следование моральным принципам и преданность делу. Появилась в конце XX - начале XXI. Слово «адхократия» (от лат. Adhoc) означает временную, специализированную, динамичную организационную единицу. Главная цель - ускорять адаптивность, обеспечивать гибкость и творческий подход к делу в ситуациях, для которых типична неопределенность, двусмысленность и перегрузка информацией. Динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство, предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу. Критерии эффективности - творческое решение проблем, новая продукция, идеи на передовом рубеже знаний и рост на новых рынках. Роли лидера. Новатор - талантлив и созидателен. Личность, предвидящая изменения. Активно поощряются новаторство и приспособляемость. Провидец - ориентирован помыслами в будущее. Признак этого стиля - стратегическое направление и непрерывное улучшение текущей деятельности.
Иерархическая культура Рыночная культура
Базируется на работе немецкого социолога М.Вебера. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат. Управление наемными рабочими озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости. Критерии эффективности – рентабельность, своевременность, плавное функционирование и предсказуемость. Роли лидера. Инструктор - технический эксперт. Личность, отслеживающая детали и знающая дело. Активно поощряются документирование и информационный менеджмент. Координатор - заслуживает доверия и надежен. Личность, поддерживающая структуру и поточный рабочий процесс. Активно поощряются стабильность и контроль.   Обрела популярность в конце 1960-хгг. Базируется на работах О.Уильямсона, Б. Оучи. Организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывают воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех - общая забота. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и увеличения рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Критерии эффективности - достижение целей, опережение соперников в конкурентной борьбе, увеличение рыночной доли и обретение достойных подражания уровней оборота финансов. Роли лидера. Боец - агрессивный и решительный. Личность, активно участвующая в решении задач и достижении целей. Достижение победы - доминантная цель, фокус внимания - на внешних конкурентах и позиции на рынке. Постановщик ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов упорным трудом. В основе личности - настойчивая аргументация в пользу доведения дела до конца.

Инструментарий методики

Анкета

Инструкция: Перед вами ряд утверждений. Каждый из семи вопросов предполагает альтернативы ответов. Распределите баллы 100-бальной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом отношении, которое в наибольшей степени соответствует вашей организации. Обязательно убедитесь, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных вами баллов равна 100. На предложенные вопросы не существует ни правильных, ни неверных ответов. В ответах на вопросы предлагается дать оценку вашей организации. Обратите внимание, что существует две колонки «Теперь» и «Предпочтительно». В колонке «Теперь» вы оцениваете свою организацию такой, какова она в текущее время. В колонке «Предпочтительно» вы занимаетесь рейтинговой оценкой того, чем, по вашему мнению, та же организация должна стать через пять лет, чтобы оказаться на вершине успеха.

Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Отвечайте как можно более искренне, вы можете быть уверены в том, что ваши ответы не будут разглашены. Спасибо за сотрудничество!

  Важнейшие характеристики Теперь Предпочтительно
А Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего.    
В Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск.    
С Организация ориентирована на результат, на выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение цели.    
Д Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей определяются правилами, инструкциями, процедурами    
  Всего 100% 100%
  Общий стиль лидерства в организации Теперь Предпочтительно
А Общий стиль лидерства в организации представляет пример мониторинга, стремления помочь или научить.    
В Стиль лидерства служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску.    
С Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат.    
Д Общий стиль лидерства являет собой пример координации, четкой организации, плавного ведения дел в русле рентабельности.    
  Всего 100% 100%
  Управление наемными работниками Теперь Предпочтительно
А Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением бригадной работы, единодушия и участия в принятии решений.    
В Стиль менеджмента в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности.    
С Стиль менеджмента организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений    
Д Стиль менеджмента в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях.    
  Всего 100% 100%
  Связующая сущность организации Теперь Предпочтительно
А Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность организации находится на высоком уровне.    
В Организацию связывают приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах.    
С Организацию связывают воедино акцент на достижение цели и выполнение задач. Общепринятые темы – агрессивность и победа.    
Д Связывают формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации.    
  Всего 100% 100%
  Стратегические цели Теперь Предпочтительно
А Организация заостряет внимание на гуманном развитии. Настойчиво поддерживаются высокое доверие, открытость и соучастие.    
В Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и изыскания возможностей.    
С Организация акцентирует внимание на конкретных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.    
Д Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего рентабельности, контроль и плавность всех операций.    
  Всего 100% 100%
  Пол Муж. Жен.
  Возраст 20-30 31-40 41-50
             


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: