Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.




Семинар 1.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Объект науки   1. Общество, или социальная реальность, которая окружает людей.
Предмет науки   2. Локальные теории, приспособленные к объяснению отдельных сторон, элементов общественной жизни.
Объект социологии   3. Теория, с точки зрения которой, общество – единый организм, состоящий из элементов, выполняющих определенные функции.
Предмет социологии   4. Часть окружающего мира, на которую направлен исследовательский интерес
Общесоциологическая теория   5. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Функционализм   6. Сторона объекта, угол зрения под которым он изучается.
Теория конфликта   7. Ценности, нормы. Традиции, убеждения. Модели поведения и материальные предметы, которые вместе формируют образ жизни людей, объединяя их в единую целостность – общество.
Специальные социологические теории   8. Исследование общества как единой системы, взаимодействия ее основных элементов, механизмов функционирования общества как целостного организма.
Эмпирические исследования   9. Вид культуры современного общества, ориентированный на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
Ценности   10. Система ценностей и норм, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
Символы   11. Теория, которая рассматривает общество через призму социальных конфликтов, возникающих из-за неравномерного распределения ресурсов.
Массовая культура   12. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы другой культуры с позиции стандартов собственной культуры.
Этноцентризм   13. Выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.
Культура   14. Сбор, описание, классификация и интерпретация фактов социальной реальности.
Субкультура   15. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Родоначальником социологии является Огюст Конт?    
2. Развитие социологии возможно как в условиях демократии, так и при тоталитаризме?    
3. В социологии социальное в узком значении – это принадлежать к обществу, стремление к солидарности друг с другом?    
4. Общая социологическая теория изучает конкретные социальные процессы?    
5. С помощью методологической функции социологии определяются оптимальные пути решения практических задач и принимаются управленческие решения?    
6. В предметную область микросоциологии входит изучение небольших социальных систем?    
7. Теория ролей сравнивает социальный мир с рынком, где люди обмениваются ресурсами?    
8. В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?    
9. Животные наравне с человеком могут понимать и оперировать символами?    
10. Технологии – способ производственной деятельности и знания, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?    
  Хиппи, панки и гопники являются примерами контркультуры?    
  Массовая культура стирает границы между высокой и народной культурой?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Социология как научная дисциплина сформировалась раньше философии?    
2. Предметом социологии является совместная жизнь людей?    
3. В социологии социальное в широком значении – это сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов?    
4. Термин «эмпирический» означает – основанный на опыте, наблюдении?    
5. Социология образования – это теория среднего уровня?    
6. Прогностическая функция – это разработка социальных технологий?    
7. Теория конфликта – это макросоциологическая теория?    
8. Духовная культура – это нематериальные формы общественной жизни?    
9. Культуре не свойственна функция социальной адаптации?    
10. Нормы всегда регулируют поведение людей согласно ценностям определенной культуры?    
11. Культурный релятивизм подчеркивает своеобразие каждой культуры?    
12. Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?    

Задание 3.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

 

Наука Определение науки  
ПСИХОЛОГИЯ   1. Изучает народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни и т.д.
социология   2. Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
экономика   3. Изучает происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
демография   4. Изучает прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
этнография   5. Изучает особенности поведения человека и животных, процессы восприятия, мышления, памяти и т.д.
антропология   6. Изучает отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления и т.д.
история   7. Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
политология   8. Изучает производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.

 

Задание 4.

Приведенные ниже суждения могут принадлежать экономисту, психологу, политологу или социологу. Определите кому именно они принадлежат. Для этого вам необходимо знать, каков предмет этих наук и что именно они изучают.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы).

1. Длительная безработица вызывает деградацию личности.

2. Цены на продукты питания за год выросли на 20%.

3. В течение одного дня в обществе происходит около одного миллиарда коллективных действий – социальных актов.

4. Оптимисты более открыты для общения с другими людьми

5. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т.д.

6. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных состоит в том, что человек может представить ожидаемый результат деятельности с помощью фантазии.

7. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

8. Стабильность политического строя зависит от согласованности действий правительства и парламента.

9. Явление коррупции можно объяснить экономическими, социальными и психологическими причинами.

10. Социальный статус определяет стиль и образ жизни людей.

 

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы).

1. Инфляция оказывает существенное влияние на покупательную способность потребителя.

2. В Украине доля участвующих в выборах среди людей с низкими доходами больше, чем среди людей со средними и высокими доходами.

3. Экономическая организация общества часто зависит от форм религиозных верований.

4. Вспышки влюбленности в большей мере присущи молодым людям.

5. Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение.

6. Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные.

7. В Украине строится независимое, демократическое, унитарное государство.

8. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.

9. Безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

10. Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.

 

Задание 5.

Определите к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения.

1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена.

2. Телесериал «Доктор Хауз».

3. Роман Л.Толстого «Война и мир».

4. Колядки, щедривки.

5. Цирковое представление.

6. Музыкальный шлягер.

7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро».

8. Сказка «Котигорошек».

9. Танец «гопак».

10. Детективные романы Д. Донцовой.

Задание 6.

Определите к какой культуре – материальной или нематериальной – относятся следующие объекты?

1. Ритуал

2. Праздник

3. Чулки

4. Географический атлас

5. Научное открытие

6. Клубы по интересам

7. Управленческие решения

8. Автомобиль

9. Слово

10. Наконечник стрелы.

Задание 7.

Охарактеризуйте причины появления массовой культуры. Назовите позитивные и негативные стороны ее функционирования. Свой ответ проиллюстрируйте примерами из повседневной жизни.


Семинар 2.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Статус   1. Статус, в котором человек рожден или приобретаемый в зависимости от обстоятельств
Роль   2. Наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм.
Главный статус   3. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной или нескольких социальных ролей.
Предписанный статус   4. Способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.
Приобретенный статус   5. Процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Ролевой конфликт   6. Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
Потребность   7. Социальное положение человека в обществе
Индивидуальность   8. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению
Личность   9. Особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий
Социальные санкции   10. Ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.
Социализация   11. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой
Социальный контроль   12. Нужда, необходимость в том, что обеспечивает существование и развитие личности.
Девиантное поведение   13 Набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого.
Власть   14. Социальное в человеке.
Социальные нормы   15. Поступок не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.  

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Характеристики личности будут отличаться в разные исторические этапы развития общества?    
2. Один человек имеет много статусов?    
3. Стимул – это внутренний побудитель к действию?    
4. Средний американец – это модальныйтип личности?    
5. Социализация включает освоение социальных ролей?    
6. Социализация заканчивается в зрелом возрасте?    
7. Социализацию можно представить как вид дрессировки человека обществом?    
8. Социальная норма – это когда на язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом?    
9. В узком смысле термин девиантность подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм?    
10. Гении, духовные лидеры и национальные герои – это девианты?    
  Является ли характерной чертой девиантного поведениякультурный релятивизм?    
  Самой податливой к девиации группой населения являются пенсионеры?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Только гениальные и великие, одаренные и яркие люди рассматриваются социологами как личности?    
2. Младенец – это личность?    
3. Ценности выполняют роль связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом?    
4. Один статус включает только одну роль?    
5. Социализация присуща не только человеку, но и животному?    
6. Структура социализации включает в себя процесс адаптации?    
7. Агенты первичной социализации – представители администрации предприятия, армии, государства?    
8. Система социальных норм осуществляет самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп?    
9. Санкции приобретают легитимность на основе норм?    
10. Власть реализуется только путем прямого насилия?    
11. Девиантное поведение всегда является преступным?    
12. Первичная девиация – это девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях?    

Задание 3.

Распределите приведенные потребности по группам, согласно теории А. Маслоу (составьте таблицу): потребность в развитии личности; потребность в дыхании; потребность в творческом самовыражении; потребность в гармонии; потребность в знании; потребность в красоте; потребность в признании; потребность в безопасности существования; потребность в заботе, опеке; потребность в уверенности в завтрашнем дне; потребность в реализации способностей; потребность в понимании; потребность в уважении; потребность в еде; потребность в карьерном росте; потребность в жилье; потребность в стабильности условий жизни; потребность в компетентности; потребность в статусе; потребность в одежде; потребность в общении.

Задание 4.

Распределите приведенные ценности на две группы – ценности-цели и ценности-средства активная жизненная позиция, здоровье, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие, согласие в обществе, верные друзья, свобода, красота, воспитанность, толерантность, творчество, образованность, аккуратность, самореализация, истина, интересная работа, любовь, рационализм, ответственность, самостоятельность, общественное признание, социальная справедливость, жизненная мудрость.

Задание 5.

Человек, живущий в обществе, принадлежит одновременно к множеству социальных групп. В каждой из них он занимает определенный статус. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Опишите свой статусный набор (10-15 статусов). Какие статусы в нем являются предписанными, а какие – достигаемыми? Определите свой главный статус. Объясните, почему Вы так считаете?

Задание 6.

Составьте статусный портрет украинского общества по трем периодам:

а) до 1917 г.,

б) с 1917 по 1990 г.,

в) после 1990 г.

Основная цель – выяснить, какие статусы в социальной структуре нашего общества появлялись, а какие исчезали в указанные периоды. Назовите для каждого этапа – 10-15 статусов.

Задание 7.

Заполните таблицу применительно к студенту.

  Формальные санкции Неформальные санкции
Позитивные 1. 2. 3. 1. 2. 3.
Негативные 1. 2. 3. 1. 2. 3.

СЕМИНАР 3.

Задание 1 .

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Социальная стратификация   1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов и их отношений.
Каста   2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства.
Маргинальность   3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном.
Социальная структура   4. Перемещение индивидов и социальных групп в обществе.
Социальная группа   5. Совокупность социальных групп, которые отличаются по возрасту, полу, семейному положению, наличию детей, миграционному статусу.
Первичная группа   6. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей.
Вторичная группа   7. Совокупность социальных групп, отличающихся типом поселения и типом региона, в котором живут.
Референтная группа   8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое.
Класс   9. Форма стратификации, когда отсутствуют формальные запреты на переход из одной страты в другую.
Сословие   10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур.
Открытая стратификация   11. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Межпоколенная мобильность   12. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии.
Социально-территориальная структура   13. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности.
Социально-демографическая структура   14. Группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной.
Социальная мобильность   15. Изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом родителей.

 

Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вариант 1 (для тех, у кого нечетный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Категориальные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют большие группы людей, которые имеют похожие черты?    
2. Среди профессионалов, специалистов, технических служащих мужчин больше, чем женщин?    
3. Численное преимущество женщин над мужчинами в Украине, связано с короткой продолжительностью жизни мужчин?    
4. Большая часть украинских трудовых мигрантов работает в России?    
5. Для Украины характерна стабилизация процесса урбанизации?    
6. Перепис2001 г. фиксирует уменьшение доли украинцев в составе населения Украины и увеличение доли русских?    
7. Харьковская область относится к русскоязычной этнической зоне?    
8. В последнее время преобладает функциональная точка зрения на неравенство и стратификацию?    
9. Профиль стратификации украинского общества напоминает пирамиду?    
10. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому справедливо, считают представители конфликтологического подхода?    
  Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность?    
  Средний класс включает как наемных работников, так и собственников капитала?    
  Мобильность – это перемещение людей в обществе?    
  Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?    
  Эталонная модель маргинальной личности – мигрант из села в город?    

Вариант 2 (для тех, у кого четный номер по списку в журнале группы)

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Ценностно-норматиивные модели в качестве основных компонентов социальной структуры выделяют социальные статусы и роли?    
2. Украину можно назвать страной «разведенных женщин»?    
3. В Украине сверхсмертность характерна для крупных городов?    
4. В Украине отмечается увеличение удельного веса детей и уменьшение доли пожилых групп населения?    
5. Важным признаком дифференциации профессиональной занятости в Украине является возраст?    
6. Положительное сальдо внешней миграции в Украине отмечается, начиная с 2005 г.?    
7. Самый высокий уровень урбанизированности отмечается в западном регионе Украины?    
8. Уменьшение доли русских в составе населения связано, прежде всего, с деруссификацией в русскоязычной зоне Украины?    
9. Классы опираются на силу религии или закона?    
10. К.Маркс считал, что класс – это группа людей, которые имеют одинаковое отношение к средствам производства?    
11. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом?    
12. Высший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов?    
13. Пол влияет на вертикальную мобильность?    
14. Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания?    
15. Современная Украина – общество с закрытой стратификацией?    

 

Задание 3

Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: преподаватель вуза, руководитель банка, фермер, продавец, министр ученый, учитель, водитель, врач, депутат, адвокат, официант, строитель, медсестра, военнослужащий, парикмахер, директор завода, инженер, слесарь, швея, предприниматель, тракторист, бухгалтер, агроном, актер.

Задание 4.

Безработица является неотъемлемой чертой общества с рыночной экономикой, что наглядно видно по данным таблицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: