Ресурсный потенциал аграрного сектора экономики России.




На заседании президиума Госсовета Российской Федерации в г. Элисте 17 июня 2005 года Министр сельского хозяйства А.В. Гордеев обратил внимание на то, что значит сельское хозяйство для страны, для гражданского общества.

Во – первых, оно обеспечивает население страны физической и экономической доступностью к основным видам качественных продуктов питания.

Во – вторых, сельское хозяйство стимулирует развитие других секторов экономики: автосельхозмашиностроение, транспорт, сферу услуг, пищевую промышленность, топливно–энергетическую отрасль. Оно обеспечивает 6-7 рабочих мест в других отраслях. Сельское хозяйство потребляет 20 % дизельного топлива, строительные материалы и многое другое, а доля затрат на продовольствие в общем объёме товарооборота на потребительском рынке ежедневно составляет 46 %.

В – третьих, оно является источником трудовых ресурсов для городов и призыва в армию (80 % - жители села).

В – четвёртых, остаётся основным видом хозяйственной деятельности и занятости в сельской местности, которая занимает 2/3 территории России. Именно сельское хозяйство играет определяющую роль в муниципальной экономике, создавая экономическую базу самоуправления в большинстве административных районов. Тем самым оно обеспечивает административный и социальный контроль на большей части территории России, особенно в удалённых и малодоступных местностях, приграничных районах. Он определяет продовольственную безопасность страны.

В – пятых, сельское хозяйство сохраняет исторический уклад жизни с культурными, национальными особенностями и традициями.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в перспективе[8].

На преодоление проблем агропромышленного комплекса России направлен приоритетный проект «Развитие АПК» и принятая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. Программа призвана реализовать триединые социо-эколого-экономические цели, замыкает в единую систему разнообразные меры аграрной политики. В целом на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551,3 млрд. руб.

Объём государственной поддержки аграрного сектора за 5 лет увеличился в 2 раза. В наибольшей степени возрастёт финансирование, нацеленное на устойчивое развитие сельских территорий в 5,7 раза, а наиболее крупной статьёй расходов является обеспечение достижения финансовой устойчивости сельского хозяйства – 53,1 %.

Предполагается, что в тех же объёмах будет обеспечено софинансирование мероприятий программы со стороны бюджетов субъектов России. С учётом этого, консолидированная поддержка сельского хозяйства за 5 лет составит около 1 трлн. 100 млрд. руб. (или примерно 42 млн. долл.); в среднем на один год – 8,6 млрд. долл.

Такой рост господдержки объективно обусловлен, поскольку отечественным производителям приходится конкурировать как на внешнем, так и на внутреннем рынке с высоко субсидированной зарубежной продукцией. Пока же уровень совокупной поддержки отечественной сельскохозяйственной отрасли примерно вдвое ниже, чем в развитых странах.

В качестве приоритетного направления выбрано животноводство, что определяется растущим спросом на животноводческую продукцию по мере увеличения доходов населения. Кроме того, усиливаются требования потребителей к качеству продукции; покупатель заинтересован в приобретении охлаждённого, а не замороженного мяса, натурального, а не порошкового молока.

В целях привлечения бизнеса к реализации программы предусмотрено широко развивать субсидированный кредит, стимулировать участие союзов и ассоциаций в осуществлении намеченных планов и даже в финансировании прикладных и научных исследований.

Несомненно, намеченные меры будут стимулировать сельско-хозяйственную деятельность. Но, как показала практика, такие меры не в состоянии решить все с позиций многофункциональности отрасли.

Во-первых, существует большая разница между общим количеством и численностью тех из них, которых государство считает сельскохозяйственными производителями, деятельность которых оно целенаправленно регулирует и поддерживает. Такое положение обязывает разработать более чёткие критерии отнесения как организаций, так и хозяйств населения к сельскохозяйственным производителям.

Во-вторых, Госпрограмма направлена прежде всего на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, внедрение в отрасль индустриальных технологий.

Реализация этих задач ускорит высвобождение из сельского хозяйства части работников, приведёт к свёртыванию деятельности мелких сельско-хозяйственных форм, что в целом создаёт риски для производства общественных благ[9].

Необходимо принять меры по развитию малых форм хозяйствования, прежде всего по расширению их доступа к кредитам, по адаптации высвобождающегося из аграрного производства населения, по модернизации структуры сельской экономики. Наибольшее значение имеют задачи развития неаграрных альтернативных систем занятости на селе, создания торговли, ремесленничества, кустарных промыслов, «деревенского туризма».

Необходимо регулировать и реализовать специальную федеральную целевую программу по упорядочению землеустройства в сельской местности, включая оформление за счёт средств федерального бюджета.

В-третьих, для усиления эффекта перечисленных мер необходимо, в первую очередь, активизировать сельскую политику.

В Госпрограмме приоритет отдан устойчивому развитию сельских территорий, решению социальных проблем деревни. И дело не только в недостаточных средствах, выделяемых на социальное обустройство села, но и в несовершенстве самих механизмов аграрной политики. Бюджет образования, здравоохранения, культуры не имеет разделения на город и село. Запросы села часто оказываются ущемлёнными. Отсутствует стандарт доступности качества общественных услуг. По этой причине запросы села оказываются ущемлёнными. Необходимо дальнейшее совершенствование сельской политики, увеличение объёмов финансирования, что не запрещено даже правилами ВТО[10].

Заключение.

Ресурсный потенциал аграрного сектора России огромен, однако при его изучении, нельзя не столкнуться с рядом проблем, которые требуют своей ликвидации.

Так, решение проблемы вывода аграрного сектора России из кризисного состояния требует проведения последовательной аграрной политики, которая включала бы ряд основных направлений:

- улучшение демографической ситуации на селе, уровня жизни сельского населения;

- стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что, в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

- придание аграрной реформе основной целевой функции – роста производства;

- осуществление протекционистской аграрной политики;

- внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами[11].

Каждая из этих проблем требует серьезных мер своего решения.

Прежде всего, нужно уделять больше внимания развитию сельских территорий, решению социальных проблем деревни.

Необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных субсидий на основные виды средств производства. Большинство сельхозпредприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьезной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции[12].

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путем, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию, причем носящему не конъюнктурный, а структурный характер.

Внесение коррективов в социальную политику потребует создания резервов и переходящих запасов сельскохозяйственной продукции. Общее снижение мировых запасов, рост цен на продовольствие делает задачу внутреннего самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным продовольственным товарам, все более актуальной, особенно в условиях падения производства и сильной зависимости от мирового рынка.

Сельское хозяйство России, коснувшись дна кризиса в 1990-е годы, начиная с 2001 года находится в состоянии постепенного возрождения, что способствует лидерским устремлениям России превратиться в серьезного глобального экономического игрока - поставщика продовольствия мирового масштаба[13].

И хотя Россия сталкивается с международной конкуренцией со стороны современного агробизнеса США, Канады, ЕС, Австралии, вступление российской экономики в ВТО и укрепление Таможенного союза создает дополнительные конкурентные вызовы и преимущества для российского сельского хозяйства.

Государственная политика, руководствующаяся, прежде всего приоритетами производства, не выделяет достаточно ресурсов для поддержки человеческого капитала, от которого, в конечном счете, и зависит производство продовольствия.

Хотя в некоторых отношениях Государственная программа 2013-2020 годов - как и ряд предшествующих ей правительственных документов, представляет собой комплексный и всеобъемлющий подход к развитию сельскохозяйственного сектора, Правительство Российской Федерации может быть подвергнуто критике за недооценку значимости социальной сферы.

Очевидно, например, что бюджетные ассигнования на сельские социальные нужды незначительны в сравнении с ресурсами, выделяемыми на развитие животноводства[14].

Реальность такова, что сельская социальная сфера остается во многих отношениях недоразвитой и именно эта недоразвитость влияет на качество сельского труда, подталкивая сельскую молодежь к исходу в города.

В конечном счете, недостатки сельского человеческого капитала ограничивают экономический рост в нашей стране, вызывая определенный скептицизм в отношении возможности достижения целей, поставленных российским руководством в плане укрепления международной аграрной конкурентоспособности Российской Федерации[15].

Список литературы.

1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] Код доступа - https://ecsocman.hse.ru/text/22889583/

2. Свободная энциклопедия «Википедия». Понятие диверсификации. [Электронный ресурс] Код доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

3. Экономика. Аграрный сектор [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.pravda.ru/economics/agriculture/

4. Свободная энциклопедия «Википедия». Понятие паритета. [Электронный ресурс] Код доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

5. Национальная экономика. Экономика России. Аграрный сектор экономики. [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/agrarnyy-sektor-ekonomiki.html

6. Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/IssWWW.exe/Stg/html/2-14.htm

7. Акционерное общество «Росагролизинг». Статья «Сельское преображение». [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.rosagroleasing.ru/smi/publications/15553866/

8. Гордеев А. «О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // АПК: экономика, управление, 2007, № 9.

9. Лужков Ю.М. «Сельский капитализм в России. Столкновение с будущим. Аграрный вопрос правительству».// Газета «Сельская жизнь», 2006 г., №1.

10. Назаренко В.И., академик РАСХН «Дж. М. Кейнс и его вклад в экономическую и аграрную теорию». (Кейнс написал книгу «общая теория занятости, процента и денег».) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005г, №6.

11. Ушачёв И.Г. «Устойчивое развитие агропромышленного сектора: основные направления и проблемы» // АПК: экономика, управление, 2006, № 4.

12. Ушачёв И.Г. «Перспективы развития агропромышленного комплекса России» // АПК: экономика, управление, 2007, № 11.

13. «О Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы». Из выступления на заседании Правительства РФ 12 июля 2007 года. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007г, №9.

14. Хлыстун В.Н. Структурные преобразования и развития земельных отношений // Земледелие. – 2010. - №3.- С.14-15.

15. Топсахалова Ф.М. Основные направления развития агропромышленного комплекса в РФ Финансы и кредит. 2011. – №2.-С.17-19.


[1]Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.» [Электронный ресурс] Код доступа - https://ecsocman.hse.ru/text/22889583/

[2] Свободная энциклопедия «Википедия». Понятие диверсификации. [Электронный ресурс] Код доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[3] Экономика. Аграрный сектор [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.pravda.ru/economics/agriculture/

[4] Свободная энциклопедия «Википедия». Понятие паритета. [Электронный ресурс] Код доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

[5] Национальная экономика. Экономика России. Аграрный сектор экономики. [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/agrarnyy-sektor-ekonomiki.html

[6] Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.gks.ru/bgd/regl/b08_47/IssWWW.exe/Stg/html/2-14.htm

[7] Акционерное общество «Росагролизинг». Статья «Сельское преображение». [Электронный ресурс] Код доступа - https://www.rosagroleasing.ru/smi/publications/15553866/

[8] Гордеев А. «О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // АПК: экономика, управление, 2007, № 9.

[9] Лужков Ю.М. «Сельский капитализм в России. Столкновение с будущим. Аграрный вопрос правительству».// Газета «Сельская жизнь», 2006 г., №1.

[10] Назаренко В.И., академик РАСХН «Дж. М. Кейнс и его вклад в экономическую и аграрную теорию». (Кейнс написал книгу «общая теория занятости, процента и денег».) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005г, №6.

[11] Ушачёв И.Г. «Устойчивое развитие агропромышленного сектора: основные направления и проблемы» // АПК: экономика, управление, 2006, № 4.

[12] Ушачёв И.Г. «Перспективы развития агропромышленного комплекса России» // АПК: экономика, управление, 2007, № 11.

[13] «О Государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы». Из выступления на заседании Правительства РФ 12 июля 2007 года. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007г, №9.

[14] Хлыстун В.Н. Структурные преобразования и развития земельных отношений // Земледелие. – 2010. - №3.- С.14-15.

[15] Топсахалова Ф.М. Основные направления развития агропромышленного комплекса в РФ Финансы и кредит. 2011. – №2.-С.17-19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: