Психогенно-невротический синдром




Т5. Психогенно-психотический синдром

В клинике психогенно-психотическому синдро­му соответствуют реактивные психозы.

Реактивные психозы представляют собой раз­нообразные в клиническом отношении расстрой­ства психотического уровня, возникающие в ре­зультате действия психических травм, превыша­ющих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. Одним из характерных качеств этой группы психических расстройств является их вре­менный и обратимый характер. Вместе с неврозами они составляют группу реактивных состояний. Од­нако патогенез, закономерности развития и особен­ности психопатологических расстройств при реак­тивных психозах отличаются от таковых при неврозах. Основным клиническим признаком реак­тивных психозов является продуктивная психоти­ческая симптоматика, которая отсутствует при не­врозах. Наряду с этим для них характерны острота, большая глубина и лабильность нарушений психи­ческих функций, что сопровождается утратой чело­веком способности критически оценивать свое со­стояние, ситуацию и адаптироваться к ней. Вместе с тем очевидна нозологическая общность неврозов и реактивных психозов. Об этом свидетельствует возможность перерастания неврозов в психозы, и наоборот. К реактивным психозам относятся аффек­тивно-психогенные шоковые реакции, истерические психозы (истерическое сумеречное помрачение со­знания, псевдодеменция, пуэрилизм, истерический синдром бредоподобных фантазий, синдром регрес­са психики, истерический ступор), реактивная пси­хогенная депрессия, реактивные психогенные параноиды.Реактивные психозы развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. Психические травмы отличаются большой силой, интенсивностью и внезапностью действия (стихий­ные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни). Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную сферу сами эти воздействия не осо­знаются человеком в полной мере, а в силу быстро­ты действия не вызывают сознательной интрапси-хической переработки их содержания и значения. Поэтому такие психические травмы обычно приво­дят к реактивным психозам типа аффективно-шо­ковых реакций (с психомоторным возбуждением либо, напротив, с обездвиженностью), а также к ре­активным психозам с более сложными психопа­тологическими картинами — истерическим, бредо­вым и депрессивным.Основным клиническим критерием реактивного психоза является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождает­ся отсутствием переживания психопатологических расстройств как личностно чуждых и болезненных, для клиники характерна «реактивная триада» Ясперса.

Психогенно-невротический синдром

В клинике психогенно-невротическому синдро­му соответствуют неврозы и невротические реак­ции. Неврозы. Термину «невроз» более 200 лет. Из первоначального определения этого заболевания со­хранилось только представление о неврозе как о фун­кциональном нарушении. Трудно выделить одну ка­кую-то черту, свойственную неврозу. Ни отсутствие патологоанатомических изменений, ни признак об­ратимости, ни критерий легкости нарушений, ни определение невроза как психогенного нарушения, ни социабельность этих больных, ни критическое отношение к своему состоянию, ни установка на получение лечения не могут быть достоверными признаками невроза. В. А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «Неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отноше­ниях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тен­денцией к активной переработке и компенсации». В отличие от реактивных психозов при неврозах имеется личностная переработка психотравмы, она болезненно переживается и проявляется комплек­сом преимущественно эмоционально-поведенчес­ких и соматовегетативных расстройств. При невро­зах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расст­ройств. Таким образом, основные особенности не­врозов: 1) психогенный фактор как причина; 2) вегетосоматические проявления; 3) личностный характер; 4) тенденция к переработке возникших на­рушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы. Психические травмы, лежащие в основе невро­зов, обычно не отличаются такой остротой и интенсивностью, как при реактивных психозах. Однако явно прослеживается их зависимость по степени патогенности от сложившихся в течение жизни осо­бенностей личности, создающих различную степень свободы реагирования человека на возникшую си­туацию. При этом важнейшим элементом личност­ного реагирования (с комплексом расстройств не­вротического уровня) на патогенные события яв­ляются особенности функционирования системы «психологической защиты». Невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстрой­ство, которое проявляется преимущественно эмо­циональными нарушениями, а также нарушениями поведения и нейровегетативной регуляции внут­ренних органов. Невроз — это следствие неразре­шимого внутриличностного мотивационного конф­ликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты. На фоне взаимодействия психической травмы и особенностей структуры личности формируется ключевое звено патогенеза неврозов — интрапсихический невротический конфликт. Невротический конфликт по своей сути есть конфликт психологи­ческий, мотивационный, однако он имеет значитель­ную устойчивость и силу, приводящую в конечном счете к продуцированию болезненных симптомов — невроза. В отечественной психиатрии наличие специфи­ческого внутриличностного конфликта служит одним из критериев позитивной диагностики невро­зов (Б. Д. Карвасарский, 1980). В. Н. Мясищев (1960) рассматривал три основных типа невротичес­ких конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический. Конфликт первого типа (истерический) опре­деляется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих. Данный тип конфликта отличается превышением требователь­ности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствием адекватного критического отношения к своему поведению («я хочу, хотя и не имею пра­ва»). В генезе этого типа конфликта существенную роль играют особенности семейного воспитания, когда стимулируется стремление ребенка быть в центре внимания окружающих (воспитание по типу «кумир семьи»). Такие лица отличаются превыше­нием требовательности к окружающим над требо­вательностью к себе, у них несколько ниже способ­ность тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам. Второй тип (обсессивно-психастенический) обусловлен противоречивыми собственными внут­ренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными прин­ципами и личными привязанностями («я хочу, но не могу решиться»). При этом, если даже одна из тен­денций становится доминирующей, но продолжает существовать сопротивление другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления психического напряжения и возникновения невро­за навязчивых состояний. Особое значение для фор­мирования такого конфликта имеет усиление лич­ностных черт неуверенности, нерешительности, которые появляются в детстве в процессе воспи­тания, когда имеет место предъявление противо­речивых требований к личности. Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможно­стями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой («я хочу, но у меня не хватает сил»). Особенности этого конфликта чаще всего формируются в условиях, когда постоянно стимулируется нездо­ровое стремление индивида к личному успеху без реального учета его сил и возможностей индиви­да. В определенной степени возникновению дан­ного типа конфликта способствуют и высокие тре­бования, предъявляемые к человеку в связи с возрастающим темпом современной жизни. По мере углубления невротических расстройств в динамике невроза наблюдаются и усугубление соматобиологических сдвигов, перестройка гомеостаза (психоэндокринных соотношений, вегетатив­ной регуляции), однако грубой органической де­струкции органов, как это наблюдается при пси­хосоматических заболеваниях, не происходит. Воз­можно, отмечают П. И. Сидоров, А. В. Парняков (2000), что невроз — это не только своеобразная личностная адаптация к психотравмирующим воз­действиям социальной среды, но и своеобразная «защита» организма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых, невротических меха­низмов перестройки гомеостаза.

Т.7. Олигофренический патопсихологический син­дром складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефици­та общих сведений и знаний, примитивности и кон­кретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств. Структура олигофренического патопсихологи­ческого синдрома включает в себя ряд особеннос­тей, среди которых наиболее яркими являются ха­рактеристики когнитивной сферы. Нередко, помимо мышления, у олигофренов оказываются нарушен­ными внимание, восприятие, память (Г. Н. Носачев, Д. В. Романов, 2001). Восприятие отличается сужением его объема, не­достаточной дифференцированностью. При этом плохо различаются сходные предметы при их узна­вании (при выраженной степени нарушения). В свя­зи с нечеткостью восприятия для правильного уз­навания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недо­статочно активно. При рассматривании картинок отмечается поверхностное узнавание отдельных объектов, изображенных на них. При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недоста­точно четкое. Это относится к восприятию зри­тельных образов, когда обследуемые путают изоб­ражения схожих предметов, плохо различают цвета. Дебилам трудно уловить целостное содер­жание картинок, поэтому они перечисляют отдель­ные детали рисунка.

Внимание характеризуется недоразвитием преж­де всего произвольного внимания, сужением его объема, плохим распределением, затрудненным пе­реключением и истощаемостью. Этим обусловлены трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. При отыскании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каждой от­дельной таблицей. Внимание, особенно произволь­ное, отличается узким объемом. В пробе на запоми­нание такой больной называет, например, четыре слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие четыре слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на дру­гой, неустойчиво.

Память также имеет ряд особенностей. Выявля­ются нарушения операционного, динамического, мотивационного компонентов процесса запомина­ния. Механическая память более развита, чем опос­редованная. Однако для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизво­дится небольшое их количество. Медленно и с тру­дом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро забыва­ется, а использование на практике каких-либо при­обретенных знаний затруднено. В методике пик­тограмм в связи с нарушением образования логических связей между словами и изображени­ем слабой оказывается опосредованная память. Лучше запоминаются внешние признаки предме­тов и явлений в их случайных сочетаниях, но внут­ренние логические связи и отношения запомина­ются плохо, так как недостаточно понимаются. Выраженность ослабления памяти часто соответ­ствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Представляет интерес соотношение между механи­ческой памятью и логической. При легкой дебиль­ности существенной разницы между показателя­ми, характеризующими оба вида памяти, нет. За­то при выраженной дебильности механическая память страдает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучивание представляется очень трудным, а пробы на ассоциативную память дают­ся труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливаются, и по­этому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов). Существенное значе­ние приобретает попытка исследующего корриги­ровать суждения обследуемого. Возможность кор­рекции свидетельствует о более легкой степени дебильности.

В структуре мышления выявляются нарушения его операциональной стороны по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динами­ки мышления по типу замедления протекания мыс­лительных операций (тугоподвижность мышле­ния), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобще­ний проявляется конкретно-ситуационным харак­тером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономер­ных связей затруднено. Плохо усваиваются прави­ла и общие понятия; при способности установления различий в предметах невозможным оказывается выделение существенных черт их сходства. При «сравнении понятий» внимание акцентируется на случайных, внешних признаках, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении больным «классификации предме­тов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в единую конкретную ситуацию из опыта испытуемо­го. Невозможным оказывается абстрагирование ка­кого-либо признака всех предъявляемых предметов, согласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в одну группу. Так, затруднено объе­динение в одну группу по признаку «живое-нежи­вое». При построении «простых аналогий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции; выполнение заданий «случайное» проводится по произвольному способу. «Сложные аналогии» не­доступны.Обнаруживаются также слабость регулирующей функции мышления и некритичность суждений при непоследовательности рассуждений.Возможность перенесения обследуемым уже ус­военного опыта на выполнение аналогичных зада­ний приобретает особое значение при установлении степени выраженности дебильности. Возможность перенесения усвоенного опыта свидетельствует о легкой степени дебильности.Чем глубже выражена дебильность, тем беднее оказывается лексикон больного. Речь изобилует штампами, часто неверно употребляются слова («пустая словесная абстракция»). Это легко ус­тановить при исследовании по методике подбора антонимов, Когда проверяется не только словар­ный запас, но и соответствие слов определенному смыслу. Устная речь имеет выраженные дефекты в произношении: наблюдается косноязычие, шепелявость, плохое различение звуков, путани­ца близких фонем, искажения слов (особенно сложных) при произношении. Словарь, как пас­сивный, так и активный, мал. Слово часто явля­ется не понятием, а названием конкретных объек­тов. Речь плохо оформлена грамматически, фразы односложные. Письменная речь часто не сформи­ рована.

Воображение характеризуется выраженным де­фектом развития фантазии. В эксперименте оказы­ваются невозможными составление рассказов из заданных слов, связная передача событий из соб­ственной жизни.В эмоциональной сфере пациентов с олигофреническим патопсихологическим симптомокомплексом наблюдается незрелость и малая дифференцированность эмоциональных реакций. Тонкие оттенки чувств пациентам обычно недоступны. Высшие чувства развиты слабо. В переживаниях доминируют элементарные чувства, которые неред­ко исчерпываются удовлетворением физических потребностей. Осознавание эмоций ограничено. Часты как переоценка своих возможностей, некри­тическое отношение к ним, так и переживание чув­ства своей неполноценности в связи с отрицатель­ным отношением со стороны других людей, обиды за свою несостоятельность.

Мотивационно-потребностная сфера отличает­ся низким уровнем мотивационной активности и малым мотивационным разнообразием. Отмечают­ся низкий уровень мотивационного опосредования, слабость целеполагания; несформированность соци­ально направленных мотивов; дефицитарность во­левой активности, высокая внушаемость. При этом можно отметить «угловатость» и несформирован­ность тонких двигательных навыков. Внешний облик пациентов часто отмечен дизонтогенетическими признаками, такими как выражен­ное ослабление мимической экспрессии, гипомимия, гипопантомимия. Существенное значение имеют ре­чевые нарушения, выраженные затруднения при усвоении инструкций, понимании смысла заданий. Работоспособность в эксперименте низкая, выраже­на истощаемость, существенно снижен темп психи­ческих процессов. Рабочий мотив не формируется, преобладает ведомость. Заинтересованность в ре­зультатах мала. Необходима активная стимуляция для получения продукции в эксперименте. Важным диагностическим аспектом является низкая обуча­емость испытуемых. С этой целью в течение всего исследования проводится обучающий эксперимент, где испытуемому предлагаются разные виды обу­чающей помощи — стимулирующая, уточняющая, организующая — и полный обучающий урок. От степени выраженности олигофренического дефек­та зависит использование испытуемым вида обуча­ющей помощи. Следовательно обучаемость будет различной — от небольшого снижения до полного отсутствия обучаемости. Виды нозологических форм, при которых встре­чается данный патопсихологический симптомокомплекс, это вся сборная группа олигофрении — от хромосомных аберраций до экзогенно-органических поражений головного мозга в первые три года жизни.

Т10. Практические функции клинических психологов:

1. Диагностика.

Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.

Ø нозологическая (с помощью нозологических единиц).

В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно классифицировать, систематизировать. Потом стали выделять симптомы - общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом - единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов - закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

Ø топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

Ø индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент, акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

Ø функциональная - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи – врачебно-трудовая, судебная и т.п.

Ø диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

Ø диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в том числе с психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

 

2. Психологическое воздействие.

Психологическоевоздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями.

1) как: психологическое воздействие осуществляется с помощью психологических средств - поведение, слово и т.п.

2) на что оказывает влияние: мотивация, система отношений, эмоциональная сфера, самооценка и самосознание.

3) к чему приводит: изменение поведения человека в целом, саморегуляции, телесных функций, состояния здоровья.

4) каковы цели воздействия: профилактические; лечебные, восстановительно-адаптационные.

5) кто воздействует: психотерапевт или человек, ведущий психологическую коррекцию.

Существует 2 формы психологического воздействия - психотерапия и психокоррекция.

Психотерапия – оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии. Психотерапевтические подходы: глубинный, когнитивный, экзистенциальный, имажинативный, соматический, коммуникационный.

Основной смысл психотерапии - вылечить пациента, купировать симптомы. Врач-психотерапевт может использовать и фармакологические средства. Психотерапия - задача врача, проводится с больными людьми с целью излечения.

Задачи при психотерапии (Карвасарский, Мед.пс.):

1) глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования структуры и функционирования его системы отношений;

2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов: способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики;

3) достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;

4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации: изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;

5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет как к улучшению субъективного самочувствия больного, так и восстановлению полноценности его социального функционирования.

Различные психологические воздействия, которые оказывают психологи - психокоррекция. Может быть коррекция:

- поведения

- психологических факторов риска заболеваемости

- психологических последствий перенесенных заболеваний.

- совершенствование адаптационных возможностей человека

- психологическая коррекция конфликтных отношений и др.

Таким образом, психокоррекция, в отличие от психотерапии - работа со здоровыми людьми. Это прерогатива психологов, а не врачей, но она (будучи вмешательством, во внутренний мир человека) используется только тогда, когда встает вопрос об охране здоровья человека.

Методы психотерапии и психокоррекции;

- психоанализ

- психодрама (Морено)

- гештальттерапия (Франкл, Перлз)

- гуманистическая (Роджерс)

- бихевиоральная терапия

- семейное консультирование и терапия (Спиваковская).

 

Экспертиза.

Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) Врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.

Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендуют другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.

2) Военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.

Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.

3) Судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:

основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат);

- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат);

- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания);

- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина).

4) Психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

Реабилитация.

Она же - социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач совместно с юристом, социологом и психологом). Клинический психолог решает три вида задач:

- коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, мотивации, послеболезненных синдромов;

- восстановление нарушенных высших психических функций;

- восстановление и нормализация отношений в среде.

Профилактика.

Существует три этапа профилактики:

Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

Психогигиена – раздел медицинской психологии, который посвящен проблемам обеспечения нервно-психического здоровья человека. Психогигиена изучает влияние среды на психику человека, разрабатывает нормы труда, отдыха и быта, занимается психогигиенической пропагандой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: