За курс основной или средней(полной)школы для 9 или 11 класса по предмету «Мировая художественная культура»
ученика_______класса школы №________
_______________________________________
(Ф.И.О.)
на тему:
«________________________________________________»
1. Тема, выбранная учащимся для реферирования, необычайно важна сегодня (далее – описание актуальности темы).
2. Источники по данной теме (рассчитаны на слишком низкий уровень обобщения фактов, слишком трудны для понимания в 9(11) классе, по теме мало источников, источников слишком много и их трудно структурировать).
3. Данный реферат показывает, что учащийся свободно владеет (владеет, недостаточно владеет) подобранной им исторической литературой (библиографией, документальными данными, иллюстративным материалом и т.д.).
4. Главная идея данного реферата______________ хорошо (недостаточно) отражена в структуре текста.
5. В реферате преобладает научный (свободный, публицистический и т.д.) стиль изложения, что позволяет (не позволяет) хорошо выразить содержание.
6. В ходе работы над рефератом учащийся показал (не показал) владение исследовательскими (поисковыми, аналитическими) методами. При этом становится ясно, что учащийся не только получил знания по предмету, но и овладел практическими навыками (указать какими).
7. Реферат показал достаточный (недостаточный) уровень интеграции знаний учащимся данных различных областей знания (указать каких).
8. Данная работа может быть оценена на
______________.
Учитель (предмет) /Ф.И.О./
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"Рязанский государственный университет имени С. A. Есенина"
Факультет русской филологии и национальной культуры
Доклад
По дисциплине "Методика обучения и воспитания по профилю культурология" на тему:
«Специфика тематического планирования курса «Мировая Художественная Культура»»
Подготовила:
Студентка 1 курса
Направление подготовки
"Педагогическое образование"
("Культурологическое образование")
Орловa Ю.Д.
Рязань
2016 год
Планирование конкретного урока
При планировании урока по мировой художественной культуре учителю необходимо ясно определить:
− Содержание раздела;
− Суть темы урока и ее место в содержании раздела;
− Тип урока, его жанр;
− Художественно-педагогическую идею данного урока, раскрывающую концепцию курса МХК, избранную учителем в качестве объединяющего стержня, и в связи с этим – возможность постановки проблемы и ее разрешения;
− Драматургию логического и эмоционального развития (сценарий);
− Основные задачи урока, отражающие различные виды деятельности (какое впечатление, эмоциональное потрясение должны испытать учащиеся; какое новое знание они получат; каким новым умением они овладеют в результате урока);
− Выводы на различных этапах урока и его итог (режиссура урока);
− Необходимое оборудование и материалы;
− Расчет времени по разделам урока.
Урок искусства должен развиваться по законам искусства.
Эмоциональное, художественное содержание урока должно быть организовано в стройную логическую систему.
Цель урока должна быть такой, чтобы в его конце можно было сделать вывод, достигнута она или нет. Например:
− «Раскрыть образный и содержательный смысл понятия «храм – модель мира» - на уроке, посвященному искусству Византии.
− «Выявить суть нового понимания реализма в творчестве художников Мане, Моне, Ренуа, Дега» - на первом уроке темы «Импрессионизм».
Цель урока должна определить путь воплощения его темы и идеи в конкретные формы, виды деятельности, в конкретное драматургическое строение.
Также важно определить тип, жанр и форму урока.
Типы уроков: урок введения в тему (вводный); урок расширения и углубления в тему: урок повторения и закрепление материала; обобщающий урок.
Жанры уроков: урок – путешествие, урок – прогулка, урок – концерт, спектакль, драма, викторина, урок – импровизация, деловая или ролевая игра, интервью.
Формы урока: урок – диалог, лекция, семинар, зачет. Наиболее важной для урока искусства представляется форма урока – диалога.
Ученики, и учитель, на уроке могут быть слушателями, зрителями, читателями, докладчиками, режиссерами, исполнителями.
Например, план урока:
Раздел: «Культура Древнего Египта»
Тема урока: «Великий реформатор»
(Данный урок следует за уроком – лекций об основных видах искусства, отражающих особенности мировоззрения и образа жизни в Древнем Египте).
Тип урока: урок расширения и углубления темы.
Жанр урока: урок – драма.
Форма урока: урок – диалог.
Задачи:
1. Создание атмосферы восприятия «собственно искусства» в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояние, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.
2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей. Суть различий искусства Древнего, Среднего Царства и Нового Царства. Смысл реформ Эхнатона.
3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, рельефов, скульптуры. Канон, его формы проявления в различных жанрах.
Материально-техническое обеспечение урока: магнитофон, эпипроектор, диапроектор.
Репродукции: альбом «Весь Египет» (портрет Эхнатона).
Слайды. (Комплект №1): Пирамида Джоссера, Пирамиды в Гизах, храмы Хатшепсут, Карнака, Луксора; скульптура Рахотепа и Нофрет; погребальная маска; «Сельский староста», «Зодчий Хесира», Сфинкс; фрески «Осирис», «Солнечная ладья», «Анобис и мумия фараона», «Последний путь». (Комплект № 2): «Семья Эхнатона «Эхнатон» (рельеф), «Дочери Эхнатона», «Юноша и девушка», «Девушка», «Охота фараона», «Нефертити», «Меритатон», пртрет Нефертити в 3-х ракурсах. (Комплект №3): Маска Тутанхамона, «Тутанхамон с женой», «Гробница Тутанхамона».
Литература. Библиотека Всемирной литературы.
Вывод: Искусство- не только часть культа, но уже самоценное явление, отражающее жизнь человека, его любовь, внутреннее состояние. Оно появляется тогда, когда меняется мироощущение человека и условия его жизни в сторону духовной свободы. Возникает момент эстетического восприятия и отражение жизни в искусстве, что является свойством Личности, осознающей себя.
Пример(2):
Тема раздела: «Искусство Византии».
Тема урока: «Расхождение путей».
Цель: раскрыть образный и содержательный смысл понятия «храм – модель мира».
Задачи урока:(определяя конкретные задачи урока, следует учитывать такие позиции взаимоотношений, как «учитель – ученику», «учитель и ученик вместе», «ученик - для себя», «ученик - ученику» (ситуация когда ученик выступает в роли учителя или партнера в диалоге); «ученик - учителю») имеется ввиду обмен впечатлениями.
1. Выделить основные черты, принципиально отличающие христианское мировосприятие от языческого, (Учитель – ученику; учитель и ученик вместе; ученик для себя).
2. Проанализировать внешний вид интерьер византийских храмов с точки зрения отражения в искусстве представления о мире, боге и человеке. (Учитель и ученик вместе; ученик для себя; ученик - ученику).
3. Найти общее в различных видах искусства и средствах выразительности, объяснить смысл такого единства. (Ученик – ученику; ученик – учителю; ученик – для себя).
4. «Москва – третий Рим». Информация к размышлению. Домашнее задание: выяснить, кто - автор этого высказывания, какова история его появления, наблюдаем ли мы воплощение этой идеи в окружающей жизни.