Требования к содержанию и оформлению методических и других разработок.
Методическая разработка представляет собой описание подходов к изучению какой-либо темы, раздела, предмета с целью методического обеcпечения образовательной деятельности.
В перечень учебно-методических и других разработок входят:
- комплекты методического обеспечения образовательных стандартов;
- различная учебно-программная документация, включая комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения;
- комплекты наглядных пособий;
- методические пособия для педагога;
- учебные пособия для учащихся.
Примерная структура методической разработки:
- теоретические основы темы или раздела;
- сравнительный анализ её изложения в различных источниках;
- дидактический анализ (место темы в курсе, её цель, основные понятия, анализ практической части);
- возможности и удобства практического использования;
- методика изучения темы (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения с учётом психологических, индивидуальных, возрастных особенностей обучаемых);
- обоснование целесообразности её внедрения, а также описание форм и методов реализации.
При рецензировании методической разработки должны оцениваться её актуальность, новизна, эффективность, оригинальность.
Требования к оформлению методической разработки.
На титульном листе вверху указывается полное название органа управления образованием и полное название учебного заведения; в центре листа – название работы; ниже справа – фамилия, имя и отчество исполнителя; в последней строке – место и год подготовки работы.
На втором листе работы оформляется оглавление с указанием страниц. Все страницы текста нумеруются. Содержание работы приводится в соответствие с оглавлением.
В конце работы (до приложений) располагается список используемой литературы, составленный по алфавиту.
Приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются (приложение 1, приложение 2 и т.д.). В приложения можно включить конспекты уроков, работы учеников, анкеты и другие материалы, характеризующие практическую деятельность по теме разработки.
Работа над рефератом
(этапы работы, структура, требования к оформлению, защита, критерии оценки)
Реферат (от лат. refero - сообщаю) – краткое изложение содержания научного труда (трудов), литературы по теме в письменном виде или в форме публичного доклада. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ-ные точки зрения и собственные взгляды на неё.
Этапы работы над рефератом.
1.Формулирование темы.
Тема должна быть не только актуальной, но и оригинальной по содержанию. Она выбирается учителем (руководителем) исходя из собственной практики преподавания (руководства), назревших проблем или желания углубить зна-ния в определённой области.
2.Подбор и изучение основных источников по теме. Составление библиографии.
Как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников
3.Обработка и систематизация информации.
Разработка системы мер по использованию положений теории в практике ра-боты учителя, педагогического коллектива. Составление планов, графиков, таблиц и т. д.
4.Разработка плана реферата.
5.Написание реферата.
6.Публичное выступление с анализом результатов исследования.
Примерная структура реферата.
1.Титульный лист.
2.Оглавление.
В нём последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.
3. Введение.
Представляется обоснование темы, определяется её значимость и актуаль-ность, указываются цель и задачи реферата, формулируется исследуемая проблема, даётся характеристика использованной литературы. Кроме того, отмечается уровень освещённости проблемы, наиболее важные положения и
Практические рекомендации, отношение к ним автора работы.
4. Основная часть.
Каждый раздел, в котором рассматривается отдельная проблема или одна из её сторон, логически является продолжением предыдущего. Необходимые таблицы, графики, схемы могут быть представлены в основной части рефера-та или в приложениях к нему.
5.Заключение.
В нём подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации.
6.Список использованной при подготовке реферата литературы.
7.Приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата.
На титульном листе вверху указывается полное название органа управления образованием региона и полное название учебного заведения; в центре листа – тема реферата; ниже справа – фамилия, имя и отчество испол-нителя; в последней строке – место и год подготовки работы. На втором лис-те работы оформляется оглавление с указанием страниц. Все страницы текста нумеруются. Содержание работы приводится в соответствие с оглавлением.
В конце работы (до приложений) располагается список используемой литературы, составленный по алфавиту.
Приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются (при-ложение 1, приложение 2 и т.д.).
Ссылки на источники в тексте можно давать в нижней части листа (под чертой) или в квадратных скобках с указанием номера источника в спи-ске литературы и страницы, например:[5, стр. 46].
Приложения к работе не входят в её объём.
Защита реферата.
В ходе защиты делается устное сообщение, в котором освещается те-ма, цель и задачи реферата, обосновывается актуальность работы, коротко характеризуется основное содержание изученного теоретического материала, раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зре-ния, а также собственные взгляды на неё, делаются выводы. Время выступ-ления не должно превышать 10 минут.
Критерии оценки реферата.
- Обоснованность актуальности темы реферата.
- Соответствие содержания реферата его теме.
- Знание теории и практики исследуемого вопроса, многоаспект-ность рассмотрения проблемы.
- Обоснованность выводов.
- Соответствие оформления реферата стандартам.
- Стиль выступления в ходе защиты (лаконичность, убедитель-ность).