ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебной и методической работе

университета

_____________/И.И. Егорова/

«____» ______________20____г.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Рабочая программа дисциплины

 

 

Направление подготовки/ специальность 38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) программы Экономика предприятий и организаций
Уровень высшего образования бакалавриат

 

Составители:

___________ д.п.н., профессор Пашковская И.Н.
___________ к.п.н., доц. Королева Н.И.

___________ к.п.н., доц. Якимов Ю.М.

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры социологии и психологии   методического совета факультета экономики и финансов
протокол № ____ от «___» ___20___г. протокол №____ от «___» ___20___г.
Заведующий кафедрой ___________/ И.Н. Пашковская   Председатель МСФ/И ___________/ И.Ю. Евстафьева  

 

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП.. 3

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 3

4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 4

5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРСКОГО ТИПА.. 6

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 6

7.1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины.. 6

7.2. Организация самостоятельной работы.. 7

8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 8

9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

9.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 9

9.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. 9

10. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 10

Приложение А..

 

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины: формирование системы знаний в области психологической науки для формирования основ психологической культуры, личностного и последующего профессионального развития, самоорганизации и самообразования выпускника направления подготовки «Экономика».

Задачи:

- сформировать у студентов понятийный аппарат в области психологической науки;

- дать представление о существующих в психологии подходах, принципах и методах исследования личности;

- продемонстрировать достижения представителей различных направлений и школ психологии в исследовании психики и поведения человека;

- ознакомить с теоретическими и прикладными работами по вопросам психологии саморазвития и самообразования личности;

- научить студентов понимать закономерности психического развития человека;

- рассмотреть психологические аспекты организации учебной и профессиональной деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП

 

Дисциплина «Психология» направления подготовки 38.03.01 «Экономика» относится к базовой части блока 1 (код Б1.Б.5).

Пререквизиты дисциплины: изучение «Психологии» опирается на знания основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Обществознание».

Постреквизиты дисциплины: изучение «Психологии» предшествует освоению дисциплин «Социология», «Менеджмент».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, указанных в ФГОС ВО (№1327 от 12 ноября 2015 года):

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП

Код формируемых компетенций Уровень освоения компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине характеризующие этапы формирования компетенций (показатели освоения компетенции)
1 2 3
ОК-4 З1 Знать: психические свойства личности; психологические средства анализа и оценки психического состояния другого человека или группы;
У1 Уметь: выявлять особенности психологического состояния другого человека или группы, организовывать коммуникативное взаимодействие;
В1 Владеть: навыками анализа закономерностей функционирования психики и особенностей межличностных отношений, а также навыками работы с научной литературой по изучаемым психологическим проблемам.
ОК-7 З1 Знать: основные категории изучаемой дисциплины и психологические закономерности формирования когнитивной, эмоциональной, конативной сфер личности в рамках самостоятельной образовательной деятельности;
  У1 Уметь: выявлять основные признаки психологических феноменов, зафиксированные в категориальном аппарате психологической науки, а также пользоваться научными источниками, обобщать и анализировать полученную психологическую информацию;
  В1 Владеть: навыками выявления основных закономерностей психических явлений при самостоятельном изучении материала данной дисциплины.

 

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Форма промежуточной аттестации: экзамен – 1 семестр.

Распределение фонда времени на одного обучающегося представлено в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1 – Распределение фонда времени на одного обучающегося

Виды работ Объем в часах по формам обучения
очная очно-заочная заочная
1 2 3 4 5
  Занятия лекционного типа (ЗЛТ)      
  Занятия семинарского типа (ПЗ и ЛР)     -
  Проведение консультаций по учебной дисциплине   2,2 2,4
  Проведение консультаций перед экзаменом промежуточной аттестации      
  Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме экзамена 0,33 0,33 0,33
  Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме зачета - - -
  Руководство курсовой работой по дисциплине (модулю) - - -
  Проверка всех видов работ в контрольных точках по БРС 0,6 0,6 0,3
Общее количество часов контактной работы по дисциплине 76,93 59,13 21,03
Самостоятельная работа обучающегося (СРО): 67,07 84,87 122,97

 

 


Распределение фонда времени по темам дисциплины «Психология» по очной форме обучения представлено в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2 – Распределение фонда времени по темам дисциплины (очная форма обучения)

Номер и наименование разделов и тем Объем дисциплины (ак. часы)
Контактная работа СРО
ЗЛТ ПЗ ЛР КиА
1 2 3 4 5 6
РАЗДЕЛ 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Особенности психологии как науки     -    
Тема 1.2.Природа психики человека     -    
РАЗДЕЛ 2. Психология личности
Тема 2.1. Познавательная сфера личности     -    
Тема 2.2. Эмоции и чувства личности     -    
Тема 2.3. Мотивационно-волевая сфера личности     -    
Тема 2.4. Темперамент и характер личности     -    
Тема 2.5. Способности     -    
Тема 2.6. Психология личности     -    
РАЗДЕЛ 3. Психология межличностного взаимодействия
Тема 3.1. Психология общения     -   7,07
Тема 3.2. Психология малых групп     - 8,93  
Всего за семестр:     - 76,93 67,07
Всего по дисциплине:       76,93 67,07

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в психологию

Тема 1.1. Особенности психологии как науки

Сфера психологии и формы психологического знания. Предмет, основные принципы и методы психологии. Структура современной психологии. Этапы и особенности развития психологической науки. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Место психологии в системе научного познания. Роль психологии в формировании способности к самоорганизации и самообразованию.

 

Тема 1.2. Природа психики человека

Понятие психики, ее свойства и функции. Психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание. Основные функции психики. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Сознательное и неосознанное в психике. Классификация психических явлений.

 

РАЗДЕЛ 2. Психология личности

Тема 2.1. Познавательная сфера личности

Ощущение и восприятие. Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы. Виды и свойства ощущений. Чувствительность и ее изменение. Свойства и виды восприятия. Феномены восприятия, иллюзии восприятия. Внимание и память. Виды и свойства внимания. Память и представления. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти. Законы памяти. Приемы развития памяти. Мышление и воображение. Мышление и речь. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции. Основные логические формы мышления. Воображение, его функции и виды. Интеллект и творчество. Основы развития творческого мышления.

Тема 2.2. Эмоции и чувства личности

Понятие эмоций и чувств. Физиологические механизмы эмоций. Субъективные переживания и экспрессивное поведение. Функции и виды эмоций. Качественные характеристики эмоций. Классификация эмоций. Теории эмоций. Теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, С. Шехтера. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Понятие стресса, его стадии (Г. Селье). Управление стрессом. Приемы саморегуляции. Формирование эмоционального интеллекта.

 

Тема 2.3. Мотивационно-волевая сфера личности

Мотивационная сфера человека. Потребности, мотивы, мотивация. Понятие потребностей. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Понятие мотива и мотивации. Виды мотивов. Основные концепции мотивации. Теории потребностей. Психоаналитические теории мотивации. Теория Курта Левина. Гуманистические теории. Понятие воли, ее функции, структура волевого акта. Личностные волевые качества. Первичные и вторичные волевые качества. Безволие и его преодоление. Формирование мотивационной сферы личности как условие осуществления учебной и профессиональной деятельности.

 

Тема 2.4. Темперамент и характер личности

Понятие темперамента, история его изучения. Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Характеристики четырех типов темперамента. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности. Понятие характера. Характер и отношения личности. Роль самовоспитания в формировании характера.

 

Тема 2.5. Способности

Задатки и способности. Общие и специальные способности. Склонность как устойчивое стремление к определенным видам деятельности. Эмпирические характеристики способностей. Развитие специальных и общих способностей.

 

Тема 2.6. Психология личности

Проблема личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Индивидные свойства личности. Индивидуально-типические свойства индивида. Самосознание личности и формирование Я-концепции. Составляющие Я-концепции: когнитивная составляющая (образ «Я»), оценочная составляющая, поведенческая составляющая. Механизмы психологической защиты «Я». Индивидуальность и ее проявления. Собственная активность личности как условие профессионального развития.

 

РАЗДЕЛ 3. Психология межличностного взаимодействия

Тема 3.1. Психология общения

Общение как условие формирования личности. Виды и функции общения. Структура общения. Общение как обмен информацией. Вербальная коммуникация. Психологические барьеры общения и способы их преодоления. Невербальная коммуникация. Общение как межличностное восприятие. Эффекты социальной перцепции. Общение как взаимодействие. Социально-психологические механизмы познания партнера по общению. Основы коммуникативной компетентности. Формирование умений и навыков эффективного общения.


Тема 3.2. Психология малых групп

Понятие и виды малых групп. Классификация малых групп. Численность малых групп. Групповая динамика. Структура малой группы. Групповая сплоченность. Критерии сплоченности группы. Ценностно-ориентационное единство. Исследования групповой сплоченности. Лидерство. Стили лидерства. Развитие лидерского потенциала личности. Психологические основы организации работы в команде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: