УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебной и методической работе
университета
_____________/И.И. Егорова/
«____» ______________20____г.
ПСИХОЛОГИЯ
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки/ специальность | 38.03.01 Экономика |
Направленность (профиль) программы | Экономика предприятий и организаций |
Уровень высшего образования | бакалавриат |
Составители:
___________ д.п.н., профессор Пашковская И.Н.
___________ к.п.н., доц. Королева Н.И.
___________ к.п.н., доц. Якимов Ю.М.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании | |
кафедры социологии и психологии | методического совета факультета экономики и финансов |
протокол № ____ от «___» ___20___г. | протокол №____ от «___» ___20___г. |
Заведующий кафедрой ___________/ И.Н. Пашковская | Председатель МСФ/И ___________/ И.Ю. Евстафьева |
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП.. 3
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 3
4. ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ... 4
5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРСКОГО ТИПА.. 6
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 6
7.1. Методические указания для обучающегося по освоению дисциплины.. 6
7.2. Организация самостоятельной работы.. 7
8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 8
9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
9.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 9
9.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса. 9
10. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 10
Приложение А..
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины: формирование системы знаний в области психологической науки для формирования основ психологической культуры, личностного и последующего профессионального развития, самоорганизации и самообразования выпускника направления подготовки «Экономика».
Задачи:
- сформировать у студентов понятийный аппарат в области психологической науки;
- дать представление о существующих в психологии подходах, принципах и методах исследования личности;
- продемонстрировать достижения представителей различных направлений и школ психологии в исследовании психики и поведения человека;
- ознакомить с теоретическими и прикладными работами по вопросам психологии саморазвития и самообразования личности;
- научить студентов понимать закономерности психического развития человека;
- рассмотреть психологические аспекты организации учебной и профессиональной деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Психология» направления подготовки 38.03.01 «Экономика» относится к базовой части блока 1 (код Б1.Б.5).
Пререквизиты дисциплины: изучение «Психологии» опирается на знания основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Обществознание».
Постреквизиты дисциплины: изучение «Психологии» предшествует освоению дисциплин «Социология», «Менеджмент».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, указанных в ФГОС ВО (№1327 от 12 ноября 2015 года):
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ООП
Код формируемых компетенций | Уровень освоения компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине характеризующие этапы формирования компетенций (показатели освоения компетенции) |
1 | 2 | 3 |
ОК-4 | З1 | Знать: психические свойства личности; психологические средства анализа и оценки психического состояния другого человека или группы; |
У1 | Уметь: выявлять особенности психологического состояния другого человека или группы, организовывать коммуникативное взаимодействие; | |
В1 | Владеть: навыками анализа закономерностей функционирования психики и особенностей межличностных отношений, а также навыками работы с научной литературой по изучаемым психологическим проблемам. | |
ОК-7 | З1 | Знать: основные категории изучаемой дисциплины и психологические закономерности формирования когнитивной, эмоциональной, конативной сфер личности в рамках самостоятельной образовательной деятельности; |
У1 | Уметь: выявлять основные признаки психологических феноменов, зафиксированные в категориальном аппарате психологической науки, а также пользоваться научными источниками, обобщать и анализировать полученную психологическую информацию; | |
В1 | Владеть: навыками выявления основных закономерностей психических явлений при самостоятельном изучении материала данной дисциплины. |
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Форма промежуточной аттестации: экзамен – 1 семестр.
Распределение фонда времени на одного обучающегося представлено в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Распределение фонда времени на одного обучающегося
№ | Виды работ | Объем в часах по формам обучения | ||
очная | очно-заочная | заочная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Занятия лекционного типа (ЗЛТ) | ||||
Занятия семинарского типа (ПЗ и ЛР) | - | |||
Проведение консультаций по учебной дисциплине | 2,2 | 2,4 | ||
Проведение консультаций перед экзаменом промежуточной аттестации | ||||
Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме экзамена | 0,33 | 0,33 | 0,33 | |
Аттестационные испытания промежуточной аттестации в форме зачета | - | - | - | |
Руководство курсовой работой по дисциплине (модулю) | - | - | - | |
Проверка всех видов работ в контрольных точках по БРС | 0,6 | 0,6 | 0,3 | |
Общее количество часов контактной работы по дисциплине | 76,93 | 59,13 | 21,03 | |
Самостоятельная работа обучающегося (СРО): | 67,07 | 84,87 | 122,97 |
Распределение фонда времени по темам дисциплины «Психология» по очной форме обучения представлено в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Распределение фонда времени по темам дисциплины (очная форма обучения)
Номер и наименование разделов и тем | Объем дисциплины (ак. часы) | ||||
Контактная работа | СРО | ||||
ЗЛТ | ПЗ | ЛР | КиА | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
РАЗДЕЛ 1. Введение в психологию | |||||
Тема 1.1. Особенности психологии как науки | - | ||||
Тема 1.2.Природа психики человека | - | ||||
РАЗДЕЛ 2. Психология личности | |||||
Тема 2.1. Познавательная сфера личности | - | ||||
Тема 2.2. Эмоции и чувства личности | - | ||||
Тема 2.3. Мотивационно-волевая сфера личности | - | ||||
Тема 2.4. Темперамент и характер личности | - | ||||
Тема 2.5. Способности | - | ||||
Тема 2.6. Психология личности | - | ||||
РАЗДЕЛ 3. Психология межличностного взаимодействия | |||||
Тема 3.1. Психология общения | - | 7,07 | |||
Тема 3.2. Психология малых групп | - | 8,93 | |||
Всего за семестр: | - | 76,93 | 67,07 | ||
Всего по дисциплине: | 76,93 | 67,07 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Особенности психологии как науки
Сфера психологии и формы психологического знания. Предмет, основные принципы и методы психологии. Структура современной психологии. Этапы и особенности развития психологической науки. Психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Место психологии в системе научного познания. Роль психологии в формировании способности к самоорганизации и самообразованию.
Тема 1.2. Природа психики человека
Понятие психики, ее свойства и функции. Психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание. Основные функции психики. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Сознательное и неосознанное в психике. Классификация психических явлений.
РАЗДЕЛ 2. Психология личности
Тема 2.1. Познавательная сфера личности
Ощущение и восприятие. Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы. Виды и свойства ощущений. Чувствительность и ее изменение. Свойства и виды восприятия. Феномены восприятия, иллюзии восприятия. Внимание и память. Виды и свойства внимания. Память и представления. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти. Законы памяти. Приемы развития памяти. Мышление и воображение. Мышление и речь. Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции. Основные логические формы мышления. Воображение, его функции и виды. Интеллект и творчество. Основы развития творческого мышления.
Тема 2.2. Эмоции и чувства личности
Понятие эмоций и чувств. Физиологические механизмы эмоций. Субъективные переживания и экспрессивное поведение. Функции и виды эмоций. Качественные характеристики эмоций. Классификация эмоций. Теории эмоций. Теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, С. Шехтера. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Понятие стресса, его стадии (Г. Селье). Управление стрессом. Приемы саморегуляции. Формирование эмоционального интеллекта.
Тема 2.3. Мотивационно-волевая сфера личности
Мотивационная сфера человека. Потребности, мотивы, мотивация. Понятие потребностей. Иерархия потребностей (А. Маслоу). Понятие мотива и мотивации. Виды мотивов. Основные концепции мотивации. Теории потребностей. Психоаналитические теории мотивации. Теория Курта Левина. Гуманистические теории. Понятие воли, ее функции, структура волевого акта. Личностные волевые качества. Первичные и вторичные волевые качества. Безволие и его преодоление. Формирование мотивационной сферы личности как условие осуществления учебной и профессиональной деятельности.
Тема 2.4. Темперамент и характер личности
Понятие темперамента, история его изучения. Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Характеристики четырех типов темперамента. Свойства темперамента как регулятор стиля деятельности. Понятие характера. Характер и отношения личности. Роль самовоспитания в формировании характера.
Тема 2.5. Способности
Задатки и способности. Общие и специальные способности. Склонность как устойчивое стремление к определенным видам деятельности. Эмпирические характеристики способностей. Развитие специальных и общих способностей.
Тема 2.6. Психология личности
Проблема личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Индивидные свойства личности. Индивидуально-типические свойства индивида. Самосознание личности и формирование Я-концепции. Составляющие Я-концепции: когнитивная составляющая (образ «Я»), оценочная составляющая, поведенческая составляющая. Механизмы психологической защиты «Я». Индивидуальность и ее проявления. Собственная активность личности как условие профессионального развития.
РАЗДЕЛ 3. Психология межличностного взаимодействия
Тема 3.1. Психология общения
Общение как условие формирования личности. Виды и функции общения. Структура общения. Общение как обмен информацией. Вербальная коммуникация. Психологические барьеры общения и способы их преодоления. Невербальная коммуникация. Общение как межличностное восприятие. Эффекты социальной перцепции. Общение как взаимодействие. Социально-психологические механизмы познания партнера по общению. Основы коммуникативной компетентности. Формирование умений и навыков эффективного общения.
Тема 3.2. Психология малых групп
Понятие и виды малых групп. Классификация малых групп. Численность малых групп. Групповая динамика. Структура малой группы. Групповая сплоченность. Критерии сплоченности группы. Ценностно-ориентационное единство. Исследования групповой сплоченности. Лидерство. Стили лидерства. Развитие лидерского потенциала личности. Психологические основы организации работы в команде.