Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы




Успешное овладение содержанием дисциплины «Психология» предполагает не только интенсивную работу на аудиторных занятиях, но и систематическую самостоятельную работу. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Каждому занятию семинарского типа и самостоятельному изучению материала предшествует лекция по данной теме. Следует тщательно готовиться к практическим и семинарским занятиям. Подготовка включает кроме отработки конспекта лекции, поиск литературы (по рекомендованным спискам и самостоятельно), подготовку заготовок для выступлений по вопросам, выносимым для обсуждения. Такие заготовки могут включать цитаты, факты, сопоставление различных позиций, собственные мысли и примеры из жизни. Если проблема заинтересовала студента, он может подготовить эссе и выступить с ним на занятии. Занятия семинарского типа включают в себя тематические дискуссии, поэтому студенту желательно не только внимательно слушать выступающих, но и стараться высказать свое мнение. Необходимо сопоставлять изученное с собственным опытом, стремиться толковать поведение окружающих людей с точки зрения полученных знаний.

1. Подготовка устного выступления

Цель устного сообщения состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание.

Тема устного сообщения должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон.

Основными источниками могут быть: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; результаты опросов; собственные знания и опыт; размышления, наблюдения и т.п.

Структура устного сообщения:

a) Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

b) Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада.

c) Заключение, в котором подводятся итоги.

Продумывая структуру устного сообщения, не стоит забывать о поддержании внимания аудитории.

2. Подготовка мультимедийной презентации

Цель мультимедийной презентации - визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации. Содержание презентации должно соответствовать теме доклада.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов, т.е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике презентации. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.

Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды - слайды, перегруженные текстом - не осознаются. Лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, которые не могут быть в полной мере осмысленны слушающими. Основным инструментом для подготовки и показа презентаций в студенческой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

3. Разработка тематического кроссворда

Цель данной работы – освоение и закрепление категориального аппарата психологической науки, формирование приемов и навыков самообразования в контексте изучаемой проблемы.

Кроссворд составляется студентами по заданной теме. При составлении кроссворда рекомендуется использовать 20 терминов (10 слов – по вертикали, 10 слов – по горизонтали). На одном листе формата А4 необходимо представить сам кроссворд (незаполненный), на втором листе – вопросы к кроссворду, на третьем – ответы на кроссворд. На всех трех страницах указываются фамилия, имя, отчество студента и номер группы.

При составлении кроссворда следует пользоваться только учебной литературой и конспектом лекций.

4. Эссе

Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

При написании эссе:

- изучите теоретический материал;

- уясните особенности заявленной темы эссе;

- описать актуальность заявленной темы;

- выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

- определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам - раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

- составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи;

- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

- проанализируйте содержание написанного;

- проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

- внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структура эссе

а). Введение. Объем 0,5 -1,0 страницы. Является аннотацией, анонсом материала, который будет далее представлен в основной части работы. Указывается, какая проблема (проблемы) будет рассматриваться и почему автор считает ее важной для психологии. Во введении может быть приведено обоснование интереса к данной теме.

b). Основная часть. Объем 5-6 страниц - основной материал работы. Присутствует изложение разных точек зрения на проблему или представлены разные источники. Предполагается анализ и обобщение материала. Можно представить основные аргументы «за» и «против» заявленной темы/проблемы, сформулировать свою позицию и аргументировать ее.

c). Заключение. Объем 0,5 -1,0 страницы. В заключении подводится итог представленной темы, делаются выводы относительно того, как решение данной проблемы представлено в психологической науке и собственное отношение к представленному материалу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: