О демографической ситуации в Республике Беларусь в 2010 году




По состоянию на конец 2010 года в Республике Беларусь проживает 9481,1 тыс. человек, что на 18,9 тыс. меньше, чем на конец 2009 года. Естественная убыль населения в 2010 году составила 3,1 на 1000 населения, в 2009 году – 2,7 на 1000 населения.

В 2010 году число заключенных браков по сравнению с 2009 годом уменьшилось на 1,5 процента, число разводов увеличилось на 4,6 процента. В целом по республике коэффициент брачности составил 8,2 на 1000 населения, коэффициент разводимости – 3,9 (в 2009 году соответственно 8,3 и 3,7).

Число родившихся в 2010 году по данным текущей статистики составило 108 123 человек, что на 1690 человек или 1,5 процента меньше, чем в 2009 году. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как среди городского (99,2 процента), так и сельского (96,1 процента) населения. В 2010 году в целом по республике общий коэффициент рождаемости составил 11,4 на 1000 населения (в 2009 году – 11,5 на 1000 населения).

В 2010 году по сравнению с 2009 годом число умерших в Республике Беларусь увеличилось на 1,7 процента и составило 137 305 человек. Увеличение смертности отмечено в городских поселениях (103,0 процента). В сельской местности произошло незначительное снижение смертности (99,9 процента). Общий коэффициент смертности в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился с 14,2 до 14,5 на 1000 населения. Рост числа умерших по сравнению с 2009 годом произошел, от новообразований (101,3 процента), от болезней системы кровообращения (101,1 процента), от болезней органов пищеварения (104,0 процента), от болезней мочеполовой системы (102,3 процента) и от внешних причин (101,5 процента). В 2010 году коэффициент младенческой смертности составил 4,0 (в 2009 году – 4,7). Таким образом, наблюдается положительная динамика многих показателей. Но, несмотря на это, выше упомянутые проблемы остаются не решенными.

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целью настоящей Программы является создание условий, направленных на предотвращение дальнейшего ухудшения демографической ситуации и формирование предпосылок улучшения демовоспроизводственных процессов в Республике Беларусь. Учитывая значительную инерционность демографического поведения населения, долгосрочный характер мер по стимулированию рождаемости, наиболее быстрых положительных изменений можно достичь через реализацию мер, направленных на сокращение смертности и заболеваемости населения, в первую очередь от несчастных случаев, отравлений и травм.

Данная Программа предусматривает решение следующих задач: снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности и заболеваемости населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении; улучшение охраны репродуктивного здоровья женщин, мужчин, подростков; формирование у молодежи установок самосохранительного и ответственного репродуктивного поведения; обеспечение приоритета в социальной политике интересов полной среднедетной семьи; оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков. Программа состоит из следующих подпрограмм: «Снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности и увеличение продолжительности жизни населения»; «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи»; «Оптимизация миграции».

Подпрограмма «Снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности и увеличение продолжительности жизни» Серьезной проблемой для воспроизводства населения Беларуси является рост смертности. Крайне негативной особенностью нынешней ситуации является резкое увеличение уровня преждевременной и предотвратимой смертности, особенно среди мужчин. На протяжении последних десяти лет четвертая часть всех смертельных исходов в Беларуси приходится на население в трудоспособном возрасте, среди мужского населения на трудоспособный возраст приходится треть смертей. Среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста наиболее значимой является смертность от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм), за ними следуют болезни системы кровообращения и новообразования. На них приходится 83 процента от общего количества смертей мужчин этого возраста. Высокая смертность мужчин приводит не только к потерям трудового потенциала страны, но и к таким негативным последствиям, как овдовение, «безотцовщина», усиление диспропорций в брачной структуре населения. Острой социальной проблемой продолжает оставаться состояние условий и охраны труда. Ежегодно в результате несчастных случаев на производстве получают травмы около 5,5 тыс. человек, в том числе более двухсот – погибают. Численность лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями составляет около двухсот человек. Наиболее высокий уровень производственного травматизма в 2004 году отмечен в строительстве, агропромышленном комплексе, лесном и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте. Для обеспечения здоровых и безопасных условий труда в организациях республики необходимо продолжить работу по совершенствованию управления охраной труда, усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда, обеспечить реализацию мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков. Меры, направленные на сокращение уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, являются на современном этапе наиболее реальным путем сокращения депопуляции в Беларуси. Большую озабоченность вызывает распространение вредных привычек среди населения, особенно среди молодежи. С 1985 года вплоть до 1992 года – времени проведения антиалкогольной кампании для республики было характерно снижение заболеваемости как мужчин, так и женщин алкоголизмом и алкогольными психозами. Начиная с 1993 года отмечается как абсолютное, так и относительное увеличение данного показателя. Аналогичная тенденция с распространением наркомании и токсикомании. Уровень смертности населения отражается на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны. По сравнению с развитыми странами в Беларуси продолжительность жизни у мужчин ниже на 12–14 лет, у женщин – на 7–9 лет, тогда как в середине 60-х годов она приближалась к уровню европейских государств.

Цель подпрограммы – снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности населения, сокращение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни населения. Задачи подпрограммы: в области охраны здоровья населения и снижения преждевременной, особенно предотвратимой, смертности: реализация мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего на повышение эффективности мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также на развитие физической культуры и спорта и организацию досуга; реализация мер, направленных на улучшение здоровья населения трудоспособного возраста, в первую очередь на профилактику травматизма и отравлений, а также на раннее выявление и адекватное лечение болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней; содействие развитию психологической, психиатрической, наркологической помощи населению, прежде всего детям; разработка и внедрение автоматизированной системы мониторинга состояния здоровья населения; совершенствование организации оказания населению специализированной медицинской помощи независимо от места проживания и материальных возможностей семей и граждан; в области профилактики и снижения профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, создания условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности; в области формирования установок самосохранительного поведения, здорового образа жизни; реализация мер по пропаганде здорового образа жизни, искоренению вредных привычек, по формированию самосохранительного поведения (то есть, заботы самого человека о своих жизни и здоровье); выработке у населения поведенческих стереотипов, способствующих укреплению здоровья; формирование у населения интереса к занятиям физической культурой, спортом и туризмом; и т.п. В результате реализации подпрограммы будут созданы необходимые предпосылки для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни путем вовлечения в организованные формы занятия физической культурой и спортом до 15 процентов населения, сокращения заболеваемости, в том числе хроническими инфекционными заболеваниями, на 3–8 процентов, травматизма и инвалидности, снижения преждевременной, особенно предотвратимой, смертности, повышения качества жизни, сохранения здоровья и активного участия пожилых людей в жизни общества.

Подпрограмма «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи» Сегодняшний крайне низкий уровень рождаемости обусловлен снижением социальных норм детности и степени их реализации. В настоящее время преобладает ориентация супружеских пар на 1-2-детную семью. Согласно социологическим опросам в настоящее время только у 70 процентов молодых семей ожидаемое число детей соответствует желаемому. Закрепление социальной нормы однодетности в массовом сознании может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а следовательно, и численности населения. При условии принятия соответствующих мер, включая целенаправленные меры по оказанию всесторонней поддержки семье, можно повысить долю семей, которые смогут полностью реализовать свои планы. На уровень рождаемости оказывают влияние также плохое состояние репродуктивного здоровья населения, распространенность абортов, увеличение патологии беременности и родов. Анализ статистических данных, отражающих состояние здоровья беременных женщин, рожениц и родильниц, свидетельствует о том, что на сегодняшний день более 75 процентов беременных женщин имеют те или иные заболевания, которые снижают качество внутриутробного развития плода и приводят к ухудшению состояния здоровья детей. В результате реализации программных мероприятий по охране материнства и детства в последние годы отмечается улучшение ряда показателей службы родовспоможения. Отмечается снижение показателей материнской и младенческой смертности. Тем не менее обеспечение безопасного материнства остается одной из приоритетных задач. Все больше внимания уделяется развитию системы охраны репродуктивного здоровья. Целенаправленная работа в этом направлении позволила добиться некоторых положительных результатов. Серьезными проблемами, влияющими на репродуктивное здоровье и во многих случаях приводящими к бесплодию, являются инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), включая ВИЧ/СПИД. Благодаря проводимой комплексной работе по профилактике, ранней диагностике и лечению инфекций, передаваемых половым путем, в последние годы отмечается снижение уровня заболеваемости сифилисом и гонореей. В то же время растет численность ВИЧ-инфицированных. Целью подпрограммы является стимулирование рождаемости и укрепление семьи. Приоритетными направлениями в этой области являются: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; создание условий для реализации репродуктивных установок семей и укрепление семьи; сохранение и улучшение репродуктивного здоровья мужчин, женщин, подростков; охрана здоровья беременных женщин. Задачи подпрограммы: реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми; совершенствование системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; совершенствование законодательства в части предоставления льгот семье в зависимости от количества детей в ней, от наличия детей-инвалидов;совершенствование практики льготного кредитования строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений молодыми семьями; обеспечение строительства жилья социального пользования для малообеспеченных семей с детьми; совершенствование практики предоставления различных видов льготных потребительских кредитов семьям с детьми; улучшение условий для сочетания родителями профессиональной деятельности и семейных обязанностей, повышение статуса и престижности неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми; в сфере укрепления института семьи, формирования культуры брачно-семейных отношений: повышение эффективности системы социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на профилактику и разрешение проблем семейного неблагополучия; повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи; осуществление постоянной информационно-просветительской деятельности по повышению престижа семьи, ценности детей, роли отца в семье, формированию осознанного родительства; осуществление мер, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание детей, стимулирование изменения ролевых функций в сторону более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении семейных обязанностей; совершенствование различных форм информирования населения по вопросам, связанным с выбором супруга, с семейной жизнью, супружескими взаимоотношениями, с воспитанием детей; и т.п. в сфере сохранения и улучшения репродуктивного здоровья подростков: реализация мер по просвещению подростков в области репродуктивного здоровья и формированию ответственного сексуального и репродуктивного поведения; реализация мер, направленных на профилактику, своевременную диагностику и лечение заболеваний, связанных с нарушением репродуктивного здоровья подростков; предоставление подросткам и молодежи услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья; в сфере охраны здоровья беременных женщин: осуществление подготовки женщин к планируемой беременности; совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовый период; обеспечение дальнейшего развития и оснащения перинатальных центров первого, второго и третьего уровней современной аппаратурой для интенсивной терапии и реанимации новорожденных, беременных и рожениц; и т.д. В результате решения поставленных задач будут созданы условия, способствующие реализации существующих у супружеских пар репродуктивных установок; возрастет роль семьи и ее престиж в обществе; повысится ответственность отцов и матерей за воспитание детей; повысится эффективность системы предупреждения, профилактики и разрешения проблем семейного неблагополучия, возрастет культура брачно-семейных отношений, укрепятся нравственные основы семьи; возрастет информированность населения по вопросам, связанным с формированием семьи, семейной жизнью, супружескими взаимоотношениями, воспитанием детей. Реализация мер в области репродуктивного здоровья позволит совершенствовать подходы к планированию семьи, уменьшить частоту заболеваний в репродуктивной сфере у мужчин и женщин, снизить уровень бесплодия, уменьшить частоту беременностей у девочек-подростков, сократить количество искусственных абортов, которые влекут за собой негативные последствия для репродуктивного здоровья женщин, повысить удельный вес лиц, использующих современные средства контрацепции. Создание условий для реализации супружескими парами права на самостоятельный и информированный выбор в отношении количества и времени рождения детей будет способствовать тому, чтобы рождение каждого ребенка было желанным. Меры в области профилактики и борьбы с инфекциями, передаваемыми половым путем, должны привести к сокращению показателей заболеваемости, обеспечить понимание и применение методов двойной защиты (от нежелательной беременности и от инфекций) прежде всего лицами, подверженными риску; расширить доступ к эффективной многокомпонентной противовирусной терапии ВИЧ-инфицированных; обеспечить снижение частоты передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Меры в области безопасного материнства будут содействовать улучшению качества и расширению спектра медицинских услуг для беременных женщин; снижению уровня материнской смертности и заболеваемости, младенческой смертности, а также повышению уровня информированности населения по вопросам, относящимся к беременности и родам.

Подпрограмма "Оптимизация миграционных процессов" На протяжении длительного периода остается неизменной направленность внутренних миграционных потоков из сельской местности в городскую, в результате чего село в значительной мере утратило свой демовоспроизводственный потенциал. Другой особенностью внутриреспубликанской миграции является концентрация мигрантов в г. Минске. Основную часть (59,7 процента) миграционного потока из села в город составляет молодежь, выезжающая на учебу. Усиливается поток трудовой миграции из села, в составе которого также мигрируют специалисты, квалифицированные кадры. В результате обостряются проблемы обеспечения сельскохозяйственных отраслей экономики квалифицированными работниками. Кроме того, в составе мигрантов из села преобладают женщины, что нарушило соотношение полов: в сельской местности численность мужчин превышает численность женщин во всех возрастных группах до 55 лет. Регулирование внутренней миграции должно быть направлено на повышение территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе. В настоящее время это наиболее актуально для сельской местности, где первостепенной задачей является, с одной стороны, предотвращение оттока молодых специалистов из сельской местности, с другой стороны, привлечение в село молодежи, получившей образование и профессиональную подготовку по профессиям и специальностям, необходимым селу. Приток молодежи в сельскую местность будет способствовать улучшению демографической структуры сельского населения. Задача оптимизации внутренних миграционных потоков решается также в рамках реализации мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. Наблюдается положительное сальдо внешней миграции со странами СНГ и Балтии, отрицательное – с остальными государствами. Около 80 процентов прибывших составляли лица моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте. Учитывая значимость внешней миграции как фактора, компенсирующего естественную убыль населения, необходимо сохранить положительное сальдо за счет увеличения объемов иммиграции из стран ближнего зарубежья, в первую очередь соотечественников, сокращения оттока населения из страны. Цель подпрограммы - оптимизация внутренних и внешних миграционных процессов и управление потоками внешней миграции с учетом национальных демографических интересов. Задачи: в области регулирования внутренних миграционных потоков необходимо: стимулирование нанимателей, в том числе индивидуальных предпринимателей и глав фермерских хозяйств, к созданию рабочих мест в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда; улучшение информированности населения о возможности переселения на новое место жительства и новое место работы в сельскую местность; в области регулирования внешних миграционных потоков: обеспечение положительного сальдо внешней миграции; содействие оформлению документов для въезда на постоянное жительство в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в упрощенном порядке, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы; предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси и о порядке приобретения гражданства Республики Беларусь; содействие социально-бытовому обустройству иммигрантов, их интеграции в белорусское общество, реализации их конституционных прав и свобод; создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны; стимулирование возвратности внешних трудовых потоков; реализация мер по предотвращению и пресечению незаконной миграции. В результате реализации подпрограммы ”Оптимизация миграционных процессов“ будут созданы предпосылки для уменьшения оттока населения из сельской местности, активизации территориальной мобильности населения для удовлетворения потребностей экономики Беларуси в рабочей силе; улучшится демографическая структура населения в сельской местности посредством привлечения и закрепления молодежи; будут созданы условия для увеличения положительного сальдо внешней миграции в целях обеспечения демографической безопасности государства. Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета в объемах, запланированных Программой, в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год республиканским органам государственного управления, средств, предусматриваемых в местных бюджетах, а также и за счет внебюджетных средств. Кроме того, финансирование мероприятий, запланированных другими государственными программами, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных этими программами на их реализацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: