Периодические издания и сборники, издававшиеся в самиздате в 1960 - 1965 годах




«Синтаксис», Москва, 1959-1960

Самиздатский машинописный альманах, выпускавшийся в 1959–1960 молодым московским журналистом Александром Гинзбургом. Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял исключительно из стихов московских (№1, 2) и ленинградских (№3) поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры (Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Николай Глазков, Генрих Сапгир, Наталья Горбаневская и др.). Иллюстрировал выпуски альманаха московский художник и поэт, неформальный лидер «Лианозовской группы» Евгений Кропивницкий [По неподтвержденным данным (Иван Ахметьев), иллюстрации делал его сын Лев]. Большинство исследователей полагает, что именно «Синтаксис» следует считать первенцем самиздатской периодики. Принципиально новым стало то, что альманах издавался открыто: на его обложке были проставлены фамилия и адрес издателя. По свидетельствам современников, это обстоятельство производило большое впечатление на читателей. Во время работы над №4 «Синтаксиса» (июль 1960) Гинзбург был арестован, органы госбезопасности конфисковали весь архив «Синтаксиса», и издание альманаха было остановлено. (Самому редактору, вместо планировавшегося сначала политического обвинения, было предъявлено сфальсифицированное обвинение по уголовной статье, а дело о «Синтаксисе» было прекращено 11.01.1961). Альманах распространялся в основном среди любителей поэзии, «Синтаксис», пропагандировали видные московские ученые, бывшие узники сталинских лагерей Л.Е. Пинский и Г.С. Померанц. Данных об инкриминировании альманаха на политических процессах не обнаружено (есть упоминание о внесудебных преследованиях, которым подвергся автор «Синтаксиса», сценарист и поэт Александр Тимофеевский – его вызывали в КГБ, после чего студии расторгли с ним договоры).
Через пять лет все три номера «Синтаксиса» были перепечатаны в эмигрантском журнале «Грани» (1965, №58). А еще через тридцать лет, в октябре 1995, Федеральная служба безопасности РФ (преемник КГБ) вернула Гинзбургу архив «Синтаксиса», который был передан редактором в общество «Мемориал». Текст 3-х номеров (по публикации в «Гранях») размещен на сайте Русской виртуальной библиотеки.

«Феникс», Москва, 1961

 

Весной 1961 молодой московский поэт Юрий Галансков, участник собраний молодежи у памятника поэту Владимиру Маяковскому («Маяковка»), ставших неофициальным клубом любителей поэзии, составил и выпустил (размножил на пишущей машинке) альманах «Феникс». В сборнике были представлены разные жанры неподцензурного творчества молодых московских авторов конца 1950-начала 1960-х.

В августе-октябре 1961 четверо активистов «Маяковки» (Эдуард Кузнецов, Владимир Осипов, Илья Бокштейн, Анатолий Иванов) были арестованы органами госбезопасности, а собрания на площади пресечены властями. Дополнительной причиной малой распространенности сборника мог стать его объем - около 200 машинописных страниц. По свидетельству современника, уже в 1963 в Москве ходила легенда о «Фениксе», но достать его текст не удавалось.

Сирена

Журнал представлял собой книжечку объемом в пол стандартного листа (А4), страницы пробивались гвоздем и соединялись скрепками, переплет – из бархатистой бумаги зеленого цвета. Название - из вырезанных печатных букв.

Стихи были почти исключительно лирические и не подходили для официальной печати не из-за содержания, а исключительно по своей эстетике.

Например:

На ладони твоих колен
Положу эту песню,
Что давно уже бесит меня… (Мих. Каплан «На ладони твоих колен…»

Во многих стихах ощущается влияние В. Маяковского:

О прожитом
Прожитом и брошенном
Мы судим строже
И хорошее
Встает
Как человек
Из черепа
Перебинтованного дерева… (Аполлон Шухт «Один»)

Была в журнале и проза: рассказы Г. Недгара «Бунт» (абсурдистская проза в духе обериутов); В. Нарда «В конце», а также юмористические рассказы А. Гармина и Л. Роэ (обе фамилии – псевдонимы В. Скуратовского) – «…и Париж», о том, как советские бомбардировщики сбросили атомную бомбу на Вашингтон, Бонн, Лондон и Париж и последующих траги-комических событиях, и «Антисемитизм» - о зарождении бытового антисемитизма.

Внутри журнала – шмуцы, в конце - рисунок В. Соболя и А. Крамиса, изображающий русалку.

Ю. Галансков, отбирая материалы для своего журнала, прежде всего интересовался их политическим содержанием. В «Сирене» же №2, как и в №1, - в основном лирика, правда, почти исключительно пессимистического толка:

Вот, например, размышление Ю. Стефанова (в будущем известный переводчик) о судьбах искусства:

… Все погибнет культура и грамота,
Но, как время, бессмертен талант,
И пещеры рисунками мамонта
вновь украсит грядущий Рембранд.
(«Нет, искусство не делает убыли…»)

Авторы отделены друг от друга шмуцами. Некоторые из них выполнены В. Комаром.

Каждый номер «Сирены» выходил тиражом 5 экз. 1 оставался у М. Каплана, 1 – посылался в Ригу (через Г. Якобсона, уроженца этого города), один – в Ленинград, один – на Украину, один пускался по Москве, в надежде, что он будет перепечатан и «тираж» таким образом увеличен. И эти надежды сбывались.

«Сфинксы»

Самиздатский литературный журнал, его первый и единственный номер вышел в свет в июле 1965 (около 100 машинописных страниц). Редактор журнала, московский переводчик и прозаик Валерий Яковлевич Тарсис. Выпущенный из больницы с диагнозом «шизофреника», Тарсис был необычной фигурой для Москвы 1960-х: «<...> Тарсис с тех пор жил совершенно так, как будто никакой советской власти вокруг не существует, давал интервью, пресс-конференции, почти открыто отправлял за границу новые рукописи, даже машину себе купил – на зависть всему писательскому дому, в котором продолжал жить. И валом валил к нему народ, в особенности же иностранные корреспонденты и туристы, – посмотреть на восьмое чудо света <...> впервые появился в Советском Союзе человек, которого нельзя посадить. И если люди постарше, поопытней обходили Тарсиса стороной, то молодежь от него не вылезала» (из воспоминаний Владимира Буковского). «Сфинксы» были единственным изданием, выпущенным под его редакцией. В редакционном предисловии провозглашалось, что «Сфинксы» - «новый журнал, приподнимающий занавес молчания, опущенный на русскую литературу безграмотными политиканами и их лакеями». Хотя местом издания журнала на титульном листе обозначена «Россия», подавляющее большинство из 25 опубликованных там авторов – москвичи. Основное место в журнале занимает поэзия. Тарсис поместил в журнале (без согласия авторов) и произведения некоторых «официальных» советских писателей, не прошедшие цензуру и распространявшиеся в самиздате (стихотворения Бориса Слуцкого и Давида Самойлова, четыре песни Александра Галича, в том числе уже ставшая знаменитой «Облака»). Выход «Сфинксов» превратил их редактора в фигуру, объединяющую советскую литературную оппозицию (прежде всего молодежь), что, возможно, стало одной из причин, побудивших власти принять решение об удалении Тарсиса из СССР.

Журнал (машинописный сборник) «Чу!» вышел единственный раз весной 1965г.
Это один из первых сборников неофициальной группы творческой молодежи СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев). Тоненький сборник размером в полный лист (А4), «Чу!» состоял из стихов 4-х поэтов – основателей СМОГа: Леонида Губанова (1946-1983), Владимира Батшева (род. в 1947), Владимира Алейникова (род. в 1946г.), Юрия Кублановского (род. в 1947). Страницы и обложка разрисованы фламастерами Л. Губановым.
У Л. Губанова - хорошо известное: «Стихотворение о брошенной поэме» (Иногда печатается под заглавием «Эта женщина) и др. – все ныне опубликовано.
Поэма «Арлекин» Ю. Кублановского (так никогда и не попавшая в «гутенберговские» издания) посвящалась В. Алейникову:

…Когда под вечер скрипит перо,

и светит фосфор в людской кости,

на зимнюю улицу выходит Пьеро

и говорит: «Господь, прости»

Мальчик маленький, голубок,

что за песенку достонал.

Локон женщины голубой

из кармашка все доставал.

Точно льдом разорвало рот,

губы красные в пол-лица.

Ваша роль, Пьеро, ваша роль

не доиграна до конца…

Завтра вечером и опять –

но в заснеженной стороне,

где на землю поэт упал,

быть проталине и траве.

…………………………

P.S.

На углу, где задутый ветер шал,

с большими губами и томиком Данте,

опершись ногами в оледенелый шар,

стоят Земные Комедианты.

«Чу!» вышел «тиражом» около 15 экз.(Как впоследствии вспоминает Батшев 2-3 закладки в машинку). Частично перепечатан в «Гранях» №61.

 

«Авангард»

Журнал (машинописный) под редакцией Леонида Губанова (1946-1983) появился в 1965 г. Активное участие в создании журнала принимал Владимир Батшев (родился в. 1947г.).

Название неслучайно, по мысли составителей, это был журнал Авангарда Левого Искусства.

Журнал был задуман и сделан сразу после выхода журнала (сборника) «Чу!» как издание более представительное, с большим количеством авторов.

В «Авангарде», как и в «Чу!», были только стихи и только участников группы СМОГ (Самое молодое общество гениев). Среди авторов – Л. Губанов, В. Батшев, Ю. Вишневская, Сергей Морозов, А. Соколов (под псевдонимом «Велигош», ныне Саша Соколов), И. Грифель, В. Волшаник, Ю. Ивенский, Вячеслав Макаров (под псевдонимом Макар Славков) и др.

Все стихи не могли пройти через советскую цензуру, прежде всего, по эстетическим соображениям, многие были рассчитаны на эпатаж.

Политический дневник

С 1964г. Рой Медведев ежемесячно издавал машинописный журнал, получивший на Западе название ”Политический дневник”. Позднее Р. Медведев сообщил, что источниками информации были несколько его высокопоставленных друзей (вплоть до работников журнала “Коммунист”, органа ЦК КПСС). Р. Медведев печатал журнал в пяти экземплярах и регулярными читателями были около сорока его знакомых. Однако распространялся он гораздо шире.

Периодические издания и сборники, издававшиеся в самиздате после в 1966 - 1973 годах

 

Белая книга

Процесс четырех



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: