Сбор социологической информации





Метод анализа документовпредставляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документомв конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называютлюбую информацию, фиксированнуюв печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себедва рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначениеметода -извлечьсодержащуюся в документеинформациюоб изучаемом объекте,зафиксировать еев виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенныеправила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения-методсбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такиесобытия называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходитпрямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателяразличают следующиеразновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Этопростое наблюдение;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Этопромежуточнаяразновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдениеимеет место тогда, когданаблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производитьсяоткрытым способомили же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемоестимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение- наблюдательрегистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Методопросапредставляет собойметод сбора социальной информацииоб изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответовреспондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода- получение информации осостоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опросаявляется изучениесферы сознания людей.Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качествеобъекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, чтоданные опросав любом случаевыражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекаютограничения в применении данного метода.Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяютдве разновидности опроса-анкетный опросиинтервью.Несколько особняком стоит методэкспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов.

В случаеанкетного опросапроцесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опросанкетер.Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные видыанкетирования. По числу опрашиваемыхвыделяютгрупповое и индивидуальноеанкетирование.В зависимости от ситуации иаудиторииразличают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеетспособ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования -анкета.Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервьюпредполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервьюпо степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервьюинтервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервьюпредставляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса -экспертный опрос.Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называетсяэкспертизой. Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опросаследует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методывсоциологии.Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства,и методики, измеряющиегрупповые свойства.И те и другие называют тестами.

Тест- это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяютсясоциометрические тесты,которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующиефункции:

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения являетсявыбор- установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

 

13)ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

общество — это единство разнообразных типов взаимодействия индивидов.

Первым признаком общества обычно называют территорию, на которой происходит консолидация социальных связей.. Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. 3. Третьей отличительной чертой общества являются его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность и самодостаточность общества проявляются в отсутствии высших управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. 4. В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно включает каждое новое поколение людей в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. И сами люди, связанные с обществом

невидимыми нитями общности языка, культуры, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создавать атмосферу духовного единения.

 

Общество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную

территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, что позволяет его членам создать социокультурную идентичность.

 

ТипЫ общества.

1. доиндустриальное - охотников и собирателей; земледельческие и скотоводческие общества; традиционные государства, или традиционные цивилизации(появление письменности; возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности; появление централизованной государственной власти; появление писаного права или закона; формирование религиозной организации и сложных

религиозных доктрин; накопление первых научных знаний).

2. индустриальное –Индустриальное общество, возникшее в результате промышленной революции. базировалось на

крупной машинной индустрии, использующей все новые виды энергии (вначале — пара, позже — электричества, ядерной энергии) и производящей товары на огромный массовый рынок. Развитие промышленности сделало возможным огромный рост объема самых разнообразных видов выпускаемой продукции и рост уровня жизни все более широких слоев населения. Подавляющая часть населения индустриального общества живет в городах. огромную роль играет наука. индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от происхождения.

4. постиндустриального общества - на первый план выходит не производство товаров (как в индустриальном), а такие сферы, как торговля, финансы, страхование, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.д. Постиндустриальное общество с его экономикой услуг предоставляет женщинам больше шансов для профессионального роста, чем индустриальное.

 

Смена доиндустриального общества индустриальным, а индустриального — постиндустриальным не означает полного «уничтожения» предыдущей стадии. Некоторые элементы прежних стадий продолжают существовать, как бы

накладываясь друг на друга, что делает крайне сложной и многомерной социальную структуру.

 

14)СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТИТУТЫ

«социальная структура» — это то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях общества.

Социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующий различные сферы человеческой деятельности и организующий их в систему ролей и статусов.Экономические институты, обеспечивающие материальную

базу общества. Это институт производства, институт рынка, институт собственности, институт банков и т.д. Культурные институты, обеспечивающие хранение, накопление и приращение разного рода информации. Это институт

образования, институт религии, институт науки, значимый в современном обществе институт средств массовой информации и др. Политические институты, обеспечивающие управление обществом, координацию действий различных групп и организаций, распределение ресурсов общества и

т.д. Здесь центральную роль играет институт государства. Можно назвать также институт выборов, институт судов, институт президентства, семейные институты и главный из них — институт семьи.

Социальные институты регулируют и упорядочивают поведе-ние индивидов в обществе, координируют их действия посредством* системы социальных ролей. Каждый социальный институт может быть представлен как

совокупность ролей. Социальная роль — это устойчивое поведение, определяемое социальным положением (статусом). Роль — это функция, которую выполняет человек в обществе.

В ходе исторического развития общества формируются новые институты. Процесс формирования социального института называется институционализацией.

Институционализация предполагает также легитимацию. Легитимация — это процесс осмысления, объяснения необходимости какого-то вида деятельности, в результате которого эта деятельность предстает как обоснованная и узаконенная.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных уровней, подразумевая главные институты:

1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический — институты власти;

3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный — институты, организующие законное наследие;

5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласно с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности

коллектива или общества в целом. Фундаментальных, важных для всех потребностей не так много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

• потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

• потребность решения духовных проблем, осознания смысла жизни (институт религии).

Главным элементом общества можно считать социальный институт, позволяющий человеку занять в обществе социальную позицию (статус) и выполнять определенные социальные функции (роль).

 

15) СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Институционализация предполагает социальный контроль.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.Существует следующая классификация санкций.Виды санкций

• Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

• Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

ВнешнийСовокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля. Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!