Символические параметры, определяющие характер дезонтогенеза.




2.10.2017

 

Можно выделить четыре:

1) Особенности функциональной локализации нарушений. Выделяют частные, либо общие дефекты. Частный дефект обуславливается дефицитарностью отдельных анализаторных систем (проблемы с праксисом, гнозисом, речью). Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем. При поражении подкорковых структур снижается уровень бодрствования, психической активности, возникает патология влечений (например, сексуальная расторможенность), наблюдается эмоциональное расстройство. Наиболее ярко представлены дефекты интеллектуальной деятельности и сложные специфические человеческие эмоции.

2) Время поражения. Чем раньше произошло поражение, тем бóльшая вероятность психического недоразвития.

· Пренатальный период

· Натальный период (самый короткий период, непосредственное время родов)

· Постнатальный период

Лобные доли развиваются медленнее остальных отделов мозга.

В случае, если было выявлено какое-либо нарушение в младенчестве, необходимо устранить его до первого года жизни, пока формируются разные функциональные части (?) мозга; в этом случае эффективность коррекции будет наивысшей. При коррекции олигофрении, даже при крайне грубых интеллектуальных нарушениях, отмечается с возрастом увеличение количества нервных образований. Это не позволяет выйти на более высокий интеллектуальный уровень приближённый к норме, однако ситуация может быть весомо смягчена.

Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Один и тот же вредоносный фактор (например, инфекция, энцефалит) может приводить к различным видам патологий, в зависимости от того в какой период он действовал. Поэтому нельзя утверждать, что вирусное заболевание приводит к определённым эффектам.

Корковые функции имеют более длительный период развития и при раннем повреждении чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своём развитии. Основные сензитивные периоды развития ребёнок проходит в дошкольном возрасте, поэтому коррекция, если она необходима, должна осуществляться незамедлительно.

3) Взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичный дефект является биологическим по своей природе, попытка его устранения осуществляется врачами (например, болезни органов слуха, зрения). Вторичные дефекты связаны с нарушением формирования высших психических функций. Впервые иерархию дефектов выделил Л. Выготский.

4) Межфункциональные взаимодействия. Механизмы изоляции, патологической фиксации, временные стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития. Мозг не может работать интегрированно. А. Р. Лурия (отечественный нейропсихолог), изучал людей с ярко выраженным межфункциональным взаимодействием отдельных частей головного мозга (в ущерб остальным, когда человек способен складывать, умножать, вычитать крупные числа, имеет феноменальную память, однако в остальном неспособен, либо практически неспособен вести адекватную деятельность).

 

Выделяют три типа межфункциональных отношений:

1) Временная независимость функции. Встречается в раннем возрасте (до 2 лет). На этом этапе наблюдается независимое развитие, например, фонетической и смысловой функции речи, что имеет относительный характер и достаточно быстро прекращается (гуление, лепет). По мере взросления, независимость исчезает и выстраиваются функциональные связи, т.е. речь не присутствует сама по себе, а является инструментом общения, передачи информации. При патологии временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция лишается влияния со стороны других и стереотипизируется. Изоляции может подвергаться как нарушенная, так и сохранная функция.

2) Ассоциативные связи. Встречается в первые годы жизни. При данном типе взаимодействия разрозненные чувственные впечатления объединяется на основе временно-пространственной близости. Ассоциативные связи характеризуются повышенной инертностью. Возникают трудности перехода к другим типам связи (так называемый патологический механизм фиксации).

3) Иерархические связи. Характерен для более старшего возраста и формируется в процессе предметной деятельности и общения. В ходе иерархиризации выявляются ведущие регуляторные и фоновые уровни с определённой автономностью выполняющие свою задачу.

 

Типы реагирования организма на те или иные вредоносные влияния.

Условно выделяются три:

1) Экзогенный тип психического реагирования. Психические реакции заболевания, состояния и развития своим происхождением обязаны органическим поражениям головного мозга. Среди клинических проявлений можно отметить: судорожный синдром, психо-органический, амнестический, синдром расстроенного сознания.

2) Психогенный тип реагирования. Психические реакции заболевания, состояния и развития, возникающие при переживании трудных жизненных обстоятельств. Например, псевдодементный синдром (человек проявляет глупость, непонимание, однако это –результат посттравматического стресса, когда человек психологически подавлен и дезориентирован).

3) Эндогенный тип реагирования. Психические реакции заболевания, состояния и развития, причиной которых является внутренние наследственно-конституциональные факторы. Передача по наследству предрасположения к шизофрении, некоторым формам умственной отсталости, эпилепсии т.д. Наблюдают смешанные варианты; так, наиболее вероятно возникновение экзогенного типа реагирования на фоне неблагоприятной наследственности или своеобразной конституции. В другом случае возникновение эндогенных реакций как правило определяется провокацией экзогенными факторами. Можно утверждать, что в основе аутизма присутствует наследственный фактор, однако катализатором могут быть внешние условия, например, частое и большое влияние «белого шума» (?).

Смешанные варианты реагирования получили название эндофонных синдромов.

 

Личностные реакции на присутствующий дефект:

1) Игнорирование. Часто встречается при олигофрении. Связано с недоразвитием мышления, недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

2) Вытеснение. Относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте и накоплении негативных эмоций.

3) Компенсация. Такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счёт более сохранной. Является самым оптимальным типом реагирования.

4) Гиперкомпенсация. Усиленное развитие сохранных функций, сочетающийся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам. При этом типе человек может легко «сломаться». Тем не менее, как правило именно благодаря людям с таким типом реагирования в науке основываются новые компенсаторные методики.

5) Астенический тип реагирования. Приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценки, фиксации на осознание своей неполноценности.

 

3.10.2017.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: