ФЭМ 2 КУРС
2016-2017 учебный год
1. Предмет философии. Функции философии. Основные философские проблемы. Структура и специфика философского знания.
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения.
3. Философия древней Индии: школы, представители, проблемы и идеи.
4. Философия древнего Китая: школы, представители, проблемы и идеи.
5. Ранняя греческая философия: основные школы, представители, проблемы и идеи.
6. Философия Сократа, Платона, Аристотеля.
7. Философия эпохи эллинизма: основные школы, представители, проблемы и идеи.
8. Средневековая философия: этапы, проблемы, идеи, представители.
9. Учение А.Августина о Боге, мире и человеке. Номинализм и реализм в средневековой философии.
10. Философия в эпоху Возрождения. Реформация: основные идеи и представители.
11. Философии Нового времени: представители, проблемы и идеи. Рационализм и эмпиризм.
12. Трансцендентальная философия Канта.
13. Диалектический метод и система философии Гегеля.
14. Немецкая классическая философия: представители, проблемы и идеи.
15. Неклассическая философия рубежа 19-20 вв. Основные школы, представители, проблемы, идеи.
16. Диалектико-материалистическая философия.
17. Философия жизни.
18. Феноменология и философская герменевтика.
19. Философия экзистенциализма.
20. Основные проблемы, идеи и этапы развития позитивизма.
21. Философия прагматизма.
22. Русская философия XIX века: основные представители, проблемы и идеи.
23. Философия Беларуси.
24. Метафизика и философская онтология. Бытие и небытие. Проблема бытия в истории философии. Основные виды и формы бытия.
25. Единство и многообразие мира. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.
26. Атрибуты бытия. Категории материи, движения. Типы и формы движения. Основные свойства движения.
27. Категории пространства и времени. Концепции пространства и времени в истории философии и науке (субстанциональная и реляционная). Типы и свойства пространства-времени.
28. Движение и развитие. Концепции развития и детерминизма в философии.
29. Современная наука о строении материи.
30. Диалектика. Основные принципы, категории и законы диалектики.
31. Философия природы. Понятие природы: виды, формы восприятия в истории культуры.
32. Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества.
33. Природа как саморазвивающаяся система. Принцип универсального эволюционизма.
34. Синергетика. Основные подходы к изучению биосферы (синергетический, номогенетический, коэволюционный).
35. Философия сознания. Основные подходы к осмыслению проблемы сознания (субстанциальный, натуралистически-функциональный, социокультурный, постклассический, современный модельно-концептуальный).
36. Генезис и природа сознания. Сознание как высшая форма отражения. Основные характеристики сознания. Идеальность сознания.
37. Структура сознания. Сознание как психофизическая проблема. Проблема бессознательного в философии.
38. Сознание как философский феномен. Сознание и самосознание. Сознание и язык.
39. Проблема искусственного интеллекта.
40. Человек как проблема философского и научного познания. Проблема антропогенеза (креационистский, уфологический, естественно-эволюционный подходы).
41. Представления о человеке в классической и постклассической философии.
42. Основные проблемы человеческого существования. Проблема жизни и смерти в философии, религии и современной науке.
43. Человек как космобиопсихосоциальное существо. Основные подходы к определению природы человека (биологизаторский, социологизаторский подходы) и современность.
44. Познание как предмет философского анализа. Цель и специфика процесса познания. Основные проблемы гносеологии. Концепции, связанные с проблемой познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).
45. Формы познавательной деятельности (духовно-практическая, духовно-теоретическая).
46. Проблема субъекта и объекта познания. Основные гносеологические программы (наивно реалистическая, программа трансцендентальной гносеологии, социокультурная программа, гносеологическая программа идеалистического эмпиризма). Основные программы в постклассической философии (экзистенциально-феноменологическая, аналитическая, герменевтическая, биопсихологическая).
47. Структура и основные характеристики процесса познания. Чувственный, рациональный уровни познания и их основные формы. Эмпиризм и рационализм, сенсуализм и интуитивизм. Проблема интуиции в процессе познания.
48. Проблема истины в философии и науке. Классическая (корреспондентская) и неклассические концепции истины (марксистская концепция, семантическое определение истины А.Тарского).
49. Наука как форма познания. Наука как система знаний, деятельность и социальный институт.
50. Функции науки. Формы и специфика научного знания. Научное знание и научное исследование.
51. Научная картина мира.
52. Социальная философия: предмет и основные проблемы. Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества (культуроцентристский, психологический, социологический, исторический и др.).
53. Общество как развивающаяся система. Основные подходы к проблеме возникновения общества (креационистский, натуралистический, эволюционный). Типы социальной структуры общества.
54. Движущие силы социального развития. Объективные и субъективные факторы социальной динамики.
55. Понятие социального субъекта. Роль личности в истории (фатализм, волюнтаризм). Проблема источника социальной динамики (антагонистические противоречия, социальный конфликт).
56. Общественный прогресс и его критерии. Формационный и цивилизационный подходы к проблеме исторического развития. Основные формы социальной динамики (эволюционные, революционные).
57. Концепция устойчивого развития.
58. Типы и структура общественных отношений. Способ производства.
59. Духовная жизнь общества и духовные ценности.
60. Философия культуры: основные концепции культуры (аксиологическая, деятельностная, аксиологическая, семиотическая, психоаналитическая, игровая, экзистенциальная, информационная, диалогическая)
61. Классификация культуры по типам, сферам, культурно-стратификационным подсистемам, формам.
62. Философия техники. Последствия НТР в современную эпоху.
63. Глобальные проблемы современной цивилизации. Перспективы развития человечества.