Кризис и тенденции экономического роста в России




 

В данный момент уже нет сомнений, что мировой экономический кризис затрагивает Россию самым серьёзным образом.

За последние 5 месяцев капитализация российских компаний снизилась на две трети, уже обанкротились несколько крупных инвестиционных и коммерческих банков, сокращается продукция таких отраслей промышленности, как металлургия, гражданское машиностроение, строительство и девелоперская деятельность, банковские вклады населения сократились более, чем на 30 процентов, а треть российских компаний планирует или уже начали производить сокращения штата.

Для того чтобы судить о перспективах дальнейшего экономического роста в России, нужно понять причины кризиса.

Темпы экономического роста в России в последние годы ускорились значительно выше тренда в 7%, что является одним из признаков перегретости экономики. Реальный рост ВВП в России в 2006-2007 гг. достиг 7,4 % и 8,1 % соответственно, значительно превысив долгосрочный тренд на уровне 7 %. Данные на начало 2008 г. свидетельствуют о продолжении роста выше 8 % (Таблица 1.1). Такие высокие темпы экономического роста происходили фоне различных оценок, прогнозирующих потенциал долгосрочного роста в России на уровне 6 % (например, МВФ, 2006). В то же время коэффициенты использования производственных мощностей существенно возросли за последние годы. Это позволяет предположить, что российская экономика работает на пределе своих производственных возможностей. Например, по данным института мировой экономики и международных отношений коэффициент использования производственных мощностей в промышленности увеличился с 69% в 2001 г. до 81% в марте 2008 г., при этом у 42% предприятий, участвовавших в опросе, указали, что уровень использования мощностей составляет 90 %. Уровень безработицы в 2007 г. (6,1 %) был самым низким с 1994 г.

 

 

После 8 лет снижения темпов инфляции, в конце 2007 г. произошло повышение потребительских цен. Инфляция потребительских цен ускорилась до 11,9 % к концу 2007 года, значительно превысив изначальный целевой показатель правительства – менее 8 %, а к концу ноября 2008 года – 12% и к концу года прогнозируется на уровне 13,5 %.

Рост инфляции вызван высоким уровнем ликвидности, ослаблением бюджетной политики и повышением цен на продовольственные товары. Сочетание притока капитала и доходов от экспорта нефти и низких реальных процентных ставок привело к возникновению таких условий высокой ликвидности, которые породили бум кредитования и внутреннего спроса. Частично инфляция в 2007 г. объясняется повышением цен на импортные продовольственные товары, однако структура инфляции потребительской корзины свидетельствует о более важной роли типичных факторов инфляции, связанных с высоким уровнем ликвидности, определяемым состоянием денежно-кредитной и бюджетной политики.

Несмотря на высокие темпы инфляции, быстрый экономический рост сопровождался повышением реальных доходов и заработной платы, причем эта тенденция продолжалась и в 2008 г. По данным Росстата, средняя реальная заработная плата и реальные располагаемые доходы населения в течение первых четырех месяцев 2008 г. выросли на 13,1 % и 11,8 % соответственно. При этом рост реальных доходов и заработной платы по-прежнему существенно превосходил рост ВВП и производительности, что является еще одним признаком перегрева экономики. Почти во всех секторах экономики отмечался рост реальной заработной платы, превышающий 10 %, причем заработная плата в государственном секторе, розничной торговле и строительстве росла опережающими темпами (на 16-17%).

Основываясь на этих данных, можно с уверенностью утверждать, что кризис в российской экономике носит циклический характер.

Однако, кроме внутренних причин кризиса в российской экономике, существуют также внешние причины кризиса, так как не до конца продуманные действия российского правительства поставили российскую экономику в жёсткую зависимость от экономики США.

В последние годы за счёт высоких цен на нефть формировался специальный Стабилизационный Фонд, призванный быть встроенным стабилизатором российской экономики, обеспечивать устойчивость российским финансам и служить источником финансирования инвестиционных программ.

Мера по созданию такого фонда, без сомнения, похвальна, однако возникает множество вопросов по поводу её реализации.

Большая часть денег Стабфонда хранилась в долларовом эквиваленте в американских компаниях условиях острой нехватки кредитов у самих российских компаний. Для них эти же деньги возвращались в российские банки в форме кредитов под куда более высокие проценты. Из российских банков они в виде ссуд под ещё большие проценты поступали в российские компании. Эту практику министр финансов Алексей Кудрин объяснял очень просто: "Если мы будем хранить Стабфонд в рублях, то будем терять на инфляции. Но если потратим, то инфляция будет еще больше. А если вложим в предприятия или ценные бумаги России, то снова получим инфляцию".

Такое стремление заработать на Стабфонде привело к тому, что если к августу 2008 года золотовалютные резервы страны достигли почти 600 млрд. долларов, то общий внешний долг практически сравнялся с этой цифрой, достигнув 530 млрд. долларов. Причем почти 90 процентов этой суммы - займы банков и предприятий. Иными словами, антиинфляционная политика Кудрина привела к тому, что страна с огромными денежными резервами фактически оказалась в долговой зависимости от западных стран.

Вспомнив о назначении Стабилизационного фонда, вполне резонно поставить вопрос о том, что если наши деньги откладывались в Стабфонд "на черный день", то почему же они при наступлении такого дня никак не могут спасти наш фондовый рынок от обвала, а нашу экономику от рецессии? Ведь за последние 3 месяца российский фондовый рынок провалился почти на две трети.

При этом российская экономика посредством Стабфонда оказалась в серьёзной зависимости от американской. Естественно, что когда у западных банков начались проблемы с ликвидностью, то появились они и у российских.

На этом фоне резкое падение цен на нефть, связанное с уменьшением спроса в США и Европе, ещё более усугубляет кризис, так как грозит дефицитом государственного бюджета в ближайшие годы.

Таким образом, отчасти кризис является так же и системным.

В этой ситуации выглядит достаточно адекватным пакет антикризисных мер, который собирается принять правительство:

Снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%, субсидирование процентных ставок, вливание капитала в банковскую систему, увеличение налоговых вычетов при приобретении жилья, повышение пособий по безработице, снижение налогов на малый бизнес.

Эти меры имеют цель стимулировать производство и потребительский спрос. Впрочем, снижение налоговой нагрузки вряд ли быстро окажет существенное воздействие непосредственно на компании. В условиях, когда основной задачей является просто "выжить", оценка будущей прибыльности бизнеса отходит на второй план.

В этой ситуации крайне сложным является прогнозирование дальнейшего экономического роста в России.

Торможение российской экономики вписывается в картину общемировых тенденций, однако резкость, с которой замедлился рост, вызывает шок из-за резкого контраста со стабильным ростом, который с начала десятилетия держался на среднегодовом уровне в семь процентов.

Заглядывая в будущее, можно предположить, что ухудшение финансовых условий в мире и резкое падение цен на нефть в третьем и четвертом кварталах 2008 г. Приведут к еще большему снижению темпов экономического роста в России. Финансовые потрясения уже вызвали увеличение стоимости заимствований, отрицательно повлияли на ликвидность и кредитование, и, как следствие, ограничили совокупный спрос, что оказывает неблагоприятное воздействие на уровень потребления и инвестиций. Ожидается, что в четвертом квартале все эти процессы ускорятся, особенно в отраслях, более уязвимых к изменению финансовых условий, таких как строительство и розничная торговля.

В перспективе большую тревогу вызывает то, что инвестиции сильно сконцентрированы в нескольких, главным образом, неторгуемых отраслях. На долю неторгуемого сектора приходятся две трети инвестиций в основной капитал). Основной объем инвестиций по-прежнему сконцентрирован в добывающих отраслях, а также в секторе транспорта и связи, где трубопроводный транспорт занимает значительную долю. Рост инвестиций в торгуемом секторе сократился в первом полугодии 2008 г. до 8,1 процентов (в 2007 г. он составлял 16,1 процентов). Что касается неторгуемого сектора, то в розничной торговле началось даже резкое сокращение инвестиций в основной капитал – в основном, из-за ужесточения условий кредитования.

В этих условиях логичным выглядит серьёзное снижение темпов экономического роста в ближайшие 2 года.

Этот вывод подтверждают и оценки Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, которые составляют 2,3%, 3% и 3,5% соответственно.

Конкретные цифры будут зависеть в первую очередь от действий российского государства.

Можно выделить 2 основные задачи для правительства РФ на ближайший период.

Первая главнейшая задача состоит в том, чтобы ограничить общее негативное воздействие кризиса на состояние ликвидности и реальную экономику, сохранив при этом контроль над государственными финансами и инфляцией. Это потребует тонкой балансировки.

Вторая задача заключается в усилении мер по диверсификации экономики и укреплению институтов и финансового сектора для достижения устойчивого долгосрочного роста.

Экспорт нефти и газа по-прежнему обеспечивает более двух третей российских доходов от экспорта, и составляет свыше 15% ВВП. Однако кризис показывает, насколько зависима российская экономика от цен на нефть, и насколько ей необходимо диверсифицировать экономику и укрепить финансовый сектор для устойчивого и долгосрочного экономического роста. Несмотря на хорошие макроэкономические показатели, структурные недостатки банковского сектора и недостаточно широкая экономическая база делают Россию уязвимой к многочисленным внешним шокам, связанным с падением цен на нефть, резкой переменой направления потока капитала, а также изменениями настроения инвесторов и падением фондового рынка. Дальнейший экономический рост в России в значительной степени будет зависеть от ее способности вернуть доверие отечественного потребителя, внутренних и внешних инвесторов. Кризис может стать катализатором структурных реформ, нацеленных на повышение производительности и улучшение делового климата, а также налоговых реформ, направленных на укрепление ненефтяной налоговой базы экономики. Дальнейшее продвижение вперед может быть обеспечено за счет диверсификации при обеспечении большей открытости экономики, повышении макроэкономической стабильности, расширении использования новейших технологий и последних достижений научно- технического прогресса, увеличении прямых иностранных инвестиций, а также построении более здоровой и сильной банковской системы.

Глобальный кризис негативно сказывается на России, однако правительство до сих пор не смогло принять своевременный и всесторонний пакет ответных мер. Еще многое предстоит сделать для того, чтобы применить этот пакет мер. Прозрачность и эффективность антикризисных мер являются ключевыми факторами для того, чтобы ответная экономическая политика помогла снизить негативное влияние кризиса на реальную экономику. Кроме того правительству необходимо задуматься и о более долгосрочных мерах экономической политики, связанных с повышением конкурентоспособности, диверсификацией экономики и стимулированием развития сектора малых и средних предприятий. Такие реформы вместе с модернизацией банковского сектора будут способствовать росту производительности и помогут России выйти из текущего кризиса с более динамичной и здоровой экономикой.

 


2. Практическая часть

 

На основании приведённых данных необходимо рассчитать:

1) частные сбережения;

2) государственные сбережения;

3) стоимость государственных облигаций и дополнительного количества денег, выпущенных для покрытия дефицита государственного бюджета, если известно, что дефицит на 50% финансируется выпуском облигаций.

Исходные данные (млрд.р.):

Потребительские расходы – 5700, инвестиции – 2400, государственные расходы – 3200, государственные трансферты – 1200, выплаты процентов по государственному долгу – 1300, налоги – 2800.

1) Найдём частные сбережения (SP). Они представляют собой сумму доходов(Y), трансфертов, (TR), процентов по государственному долгу(N) за вычетом налогов (Т) и потребления (С).

Доходы, в свою очередь, равны сумме потребительских расходов, инвестиций (I), государственных расходов.

 

SP = Y+TR+N-C-T = 10900 + 1200 + 1300 – 2800 – 5700 = 4900 (млрд.р.)

Y = C+I+G = 5700 + 2400 + 2800 = 10900 (млрд.р.)

 

2) Найдём государственные сбережения, Они определяются как налоги(T) за вычетом трансфертов(TR), процентов по государственному долгу(N) и государственных расходов(G).

 

Sq = T – TR – N – G = 2800 – 1200 – 1300 – 3200 = -2900 (млрд.р.)


3) Найдём стоимость государственных облигаций и дополнительного количества денег, выпущенных для покрытия дефицита государственного бюджета.

Так как дефицит бюджета наполовину финансируется за счёт выпуска облигаций, то их стоимость будет вычисляться как дефицит бюджета, помноженный на 0.5

Стоимость облигаций = 2900*0.5 = 1450 (млрд.р.)

Оставшаяся часть дефицита будет финансироваться за счёт выпуска дополнительного количества денег.

Дополн. кол. денег = 2900 – 1450 (млрд.р.)

 


Заключение

 

В ходе написания теоретической части данной курсовой работы были решены следующие задачи: раскрыты понятия экономического роста, его типов и факторов, цикличности экономического роста, выявлены тенденции экономического роста в России.

На основании изученной литературы сделаны следующие выводы:

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономии: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Выделяют экстенсивный и интенсивный типы развития.

Цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет экономического роста. Экономический цикл - это форма движения и развития рыночной экономики.

Для выхода из кризиса и достижения цели дальнейшего экономического роста России правительству РФ необходимо срочно принять комплексный пакет антикризисных мер и усилить меры по диверсификации экономики и укреплению институтов и финансового сектора.

В ходе написания практической части были рассчитаны частные и государственные сбережения, стоимость государственных облигаций и дополнительного количества выпущенных денег.

 


Список использованной литературы

 

1. Аюрамова М.А. Экономическая теория: Учеб. Для вузов. /Александрова Л.З., Ильчиков М.З. и др.; Род ред. В.Д. Камаева – М.: ВЛАДОС, 2003 Гриф МО РФ.

2. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачёвой. – М.,Юрайт-Издат, 2005 Гриф УМО вузов России.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. Для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 2003 Гриф МО РФ.

4. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. —472 с.

Ресурсы Интернет и периодические издания.

5. Российский экономический журнал – www.rej.ru.

6. Журнал "Экономические стратегии" - www.inesnet.ru.

7. Министерство финансов Российской федерации – https://www.minfin.ru.

8. Журнал "экономическое обозрение" - www.review.ru.

9. "Доклад об экономике России № 16" Всемирного банка в России.

10. "Доклад об экономике России № 17" Всемирного банка в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: