I. Найдите в предложении глагол-сказуемое. Если в него входит одно из слов, перечисленных в пп.1-4 (am, is, are, was, were, have, has, had, can, could, may, must, should, would, will), то это слово и будет вспомогательным глаголом в отрицательных и вопросительных предложениях. Таким образом, чтобы сделать предложение отрицательным, мы ставим частицу not после найденного вспомогательного глагола. А чтобы построить общий вопрос, мы этот вспомогательный глагол выносим на первое место в предложении. (См. таблицу ниже). Частица not иногда пишется в сокращенном варианте, слитно cо вспомогательным глаголом. (has not = hasn’t, is not = isn’t, would not = wouldn’t и т.д.). Частица not пишется слитно с глаголом can.
Например,
Повествовательное | Отрицательное | Общий вопрос |
She is at home. Она (есть, находится) дома. | She is not at home. Она не дома. | Is she at home? Она дома? |
We were very glad. Мы были очень рады. | We were not very glad. Мы не были очень рады. | Were we very glad? Мы были очень рады? |
They are sleeping now. Они спят сейчас. | They are not sleeping now. Они не спят сейчас. | Are they sleeping now? Они спят сейчас? |
She has got a book. У неё есть книга. | She has n’t got a book. У неё нет книги. | Has she got a book? У неё есть книга? |
They have arrived. Они (уже) приехали. | They have not arrived. Они ещё не приехали. | Have they arrived? Они (уже) приехали? |
My son can swim. Мой сын умеет плавать. | My son can not swim. Мой сын не умеет плавать. | Can my son swim? Мой сын умеет плавать? |
Children must read a lot. Дети должны много читать. | Children must not read a lot. Дети не должны много читать. | Must children read a lot? Дети должны много читать? |
She would like a cup of tea. Она бы хотела чашку чая. | She would n’t like a cup of tea. Она бы не хотела чашку чая. | Would she like a cup of tea? Она бы хотела чашку чая? |
Tom will come tomorrow. Том придёт завтра. | Tom will not come tomorrow. Том не придёт завтра. | Will Tom come tomorrow? Том придёт завтра? |
II. Если в предложении нет вышеперечисленных слов, то вспомогательных глаголов может быть только три – do, does, did. Остаётся правильно выбрать один их трёх. Для этого найдём в предложении глагол-сказуемое. Если у данного глагола есть окончание –ed или такого окончания нет, но данный глагол можно найти во второй колонке таблицы неправильных глаголов, значит - это прошедшее простое время (глагол стоит во второй форме) и вспомогательный глагол может быть только один - did. Причем, следует обратить внимание, что как только мы вводим в предложение (отрицательное или вопросительное) слово did, глагол-сказуемое, стоящий во второй форме, возвращается в первую, (т.е. у него или исчезает окончание –ed, или мы берем его первую форму из первой колонки таблицы неправильных глаголов).
Если глагол в предложении стоит в первой форме, т.е. в такой же, как он дается в словаре, без окончания –ed и его нельзя найти во второй колонке таблицы неправильных глаголов, значит - это настоящее простое время. (Иногда у глагола в этом времени есть окончание –s). В данном случае мы выбираем между вспомогательные глаголами do/ does. Если подлежащее в предложении представляет собой 3 лицо, ед. ч., т.е. его можно заменить местоимениями «он, она, оно», например, «мама, брат, город, наука, окно, Мария, Том и т.д.», то мы выбираем вспомогательный глагол does. Причем, следует обратить внимание, что как только мы вводим в предложение (отрицательное или вопросительное) слово does,у глагола-сказуемого пропадает окончание –s.
Во всех остальных случаях мы выбираем вспомогательный глагол do. Рассмотрим примеры.
Повествовательное | Отрицательное | Общий вопрос |
My mom likes autumn. Моя мама любит осень. В этом предложении глагол-сказуемое likes стоит в первой форме, т.к. у него нет окончания –ed и его нет во второй колонке таблицы неправильных глаголов, значит - это настоящее простое время и вспомогательный глагол будет does,т.к. подлежащее My mom (моя мама или она) - 3.л., ед.ч. | My mom does not like autumn. Моя мама не любит осень. Окончание –s у глагола like исчезает. | Does my mom like autumn? Моя мама любит осень? Окончание –s у глагола like исчезает. |
I like autumn. Я люблю осень. В этом предложении глагол-сказуемое like стоит в первой форме, т.к. у него нет окончания –ed и его нет во второй колонке таблицы неправильных глаголов, значит - это настоящее простое время и вспомогательный глагол будет do,т.к. подлежащее I (я) - не 3.л., ед.ч. | I do not like autumn. Я не люблю осень. | Do I like autumn? Я люблю осень? |
They finished school last year. Они закончили школу в прошлом году. В этом предложении глагол-сказуемое finished стоит во второй форме, т.к. у него есть окончание –ed, значит - это прошедшее простое время и вспомогательный глагол будет did. | They did not finish school last year. Они не закончили школу в прошлом году. Окончание –ed у глагола finish исчезает. | Did they finish school last year? Они закончили школу в прошлом году? Окончание –ed у глагола finish исчезает. |
The children went to the cinema yesterday. Дети ходили в кино вчера. В этом предложении глагол-сказуемое went стоит во второй форме, т.к. мы можем найти его во второй колонке таблицы неправильных глаголов, значит - это прошедшее простое время и вспомогательный глагол будет did. | The children did not go to the cinema yesterday. Дети не ходили в кино вчера. | Did the children go to the cinema yesterday? Дети ходили в кино вчера? |
Глагол went возвращается в первую форму go, которую мы находим в первой колонке таблицы неправильных глаголов. |
Рассмотрим данные примеры «по вертикали»
Утвердительное | My mom likes autumn. | I like autumn. |
Отрицательное | My mom does not like autumn. | I do not like autumn. |
Вопросительное | Does my mom like autumn? | Do I like autumn? |
Утвердительное | They finished school last year. | The children went to the cinema. |
Отрицательное | They did not finish school last year. | The children did not go to the cinema. |
Вопросительное | Did they finish school last year? | Did the children go to the cinema? |
Общий вопрос легко превратить в альтернативный и специальный вопрос.
Чтобы получить альтернативный вопрос нужно прибавить к общему вопросу союз «или» и слова, обозначающие альтернативу.
Чтобы получить специальный вопрос нужно в общем вопросе на первое место поставить вопросительное слово по смыслу (где? зачем? сколько? что? и т.д.)
Рассмотрим примеры.
Общий | Альтернативный | Специальный |
Is she at home? Она дома? | Is she at home or at work? Она в школе или на работе? | Where is she? Где она? |
Can my son swim? Мой сын умеет плавать? | Can my son or your son swim? Мой сын или ваш сын может плавать? | Where сan my son swim? Где может плавать мой сын? |
Will Tom come tomorrow? Том приедет завтра? | Will Tom come tomorrow or in 2 days? Том приедет завтра или через 2 дня? | When will Tom come? КогдаТом приедет? |
Does my mom like autumn? Моя мама любит осень? | Does my mom like autumn or spring? Моя мама любит осень или весну? | What does my mom like? Что моя мама любит? |
Did the children go to the cinema yesterday? Дети ходили в кино вчера? | Did the children go to the cinema or to the theatre? Дети ходили в кино или в театр? | When did the children go to the cinema? Когда дети ходили в кино? |
Do I like autumn? Я люблю осень? | Do I like autumn or summer? Я люблю осень или лето? | Why do I like autumn? Почему я люблю осень? |
Рассмотрим некоторые примеры «по вертикали»
Общий | Is she at home? | Will Tom come tomorrow? |
Альтернативный | Is she at home or at work? | Will Tom come tomorrow or in 2 days? |
Специальный | Where is she? | When will Tom come? |
Общий | Does my mom like autumn? | Did the children go to the cinema? |
Альтернативный | Does my mom like autumn or spring? | Did the children go to the cinema or to the theatre? |
Специальный | What does my mom like? | When did the children go to the cinema? |
Вопрос к подлежащему будем строить в соответствии с правилом на стр.1.
She is at home. Она (есть, находится) дома. | Who is at home? Кто (есть, находится) дома? |
She would like a cup of tea. Она бы хотела чашку чая. | Who would like a cup of tea? Кто бы хотел чашку чая? |
Tom will come tomorrow. Том придёт завтра. | Who will come tomorrow? Кто придёт завтра? |
My mom likes autumn. Моя мама любит осень. | Who likes autumn? Кто любит осень? |
The children went to the cinema yesterday. Дети ходили в кино вчера. | Who went to the cinema yesterday? Кто ходил в кино вчера? |