Схема 6. Социальный механизм формирования и реализации




государствен­ного управления.

 

Для решения этих задач нормативными актами устанавливаются раз­лич­ные процедуры, охватываемые общим понятием – управленческий про­цесс.

Под ним понимается юридизированный процесс достижения нормативно уста­новленных целей управления с помощью правовых, организационных и иных средств управленческого воздействия, представляющий собой последова­тельность взаимосвязанных циклов, объединяемых общей целью.

Управленческий цикл состоит из следующих стадий: анализ управленческой ситуации; выработка и принятие решения; организация и исполнение решения; контроль за выполнением решения; сбор информации и подведение итогов для последующих корректив.

Понятие «государственное управление» отражает статику данного явле­ния – органы и учреждения, должности и персонал государственного аппа­рата, правовые нормы и управленческие решения, техниче­ские средства и информацию в управлении и т.п., а также динамику, процесс управляющего воздействия – практическую деятельность и отношения, мно­гоаспектные связи, взаимодействия должностных лиц органов управления, реализующих в совокупности действий (актов) функции госу­дарства.

Функции управленческого процесса закрепляются в правовых актах и выражают основные направления и предметное содержание деятельности субъектов управления (в области управления экономикой, здравоохранением, образованием, внутренними делами и т.д.). Следовательно, правовые формы управленческого процесса – правовые акты (нормативные и распорядительные документы и действия).

 

 

7. Правовые формы реализации государственной власти.

 

Под формой государственного управления (формой реализации государственной власти) понимается внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемые в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающие определённые последствия[60]. Важнейшее значение в системе форм реализации государственной власти придаётся правовым актам управления.

Органы исполнительной власти наделяются полномочиями по принятию указов и постановлений (нормативный правовой акт управления), распоряжений (ненормативный правовой акт управления), приказов нормативного и ненормативного (распорядительного) содержания, а также заключению административных договоров.

 

Например, нормативными правовыми актами управления являются Указ Президента Республики Татарстан от 1.06.2011 г. № УП-298 «Об Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан», постановление губернатора Курской области (высшее должностное лицо Курской области, возглавляющее высший исполнительный орган государственной власти Курской области – администрацию Курской области) от 14.05.2005 г. № 349 «Об утверждении Положения о комитете по экономике и развитию Курской области», приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 г. № 689 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых» и др.

Ненормативным правовым актом управления является, например, распоряжение губернатора Курской области от 22.06.2007 г. № 543-р «О проведении III Всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Н.В. Плевицкой» и др..

 

К неправовым формам государственно-управленческой деятельности, влекущим наступление последствий неюридического характера относятся организационные действия (совещания, программы, инструктирование и др.) и действия по материально-техническому обеспечению управления (регистрация и учёт документов, обработка информации, стенографирование, делопроизводство и др.).

 

 

Краткий юридический словарь

 

Постановление Правительства РФ – акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ, подписываемый председателем Правительства РФ.

Суверенные права – права, которыми обладают суверенные (независимые) государства (напр., право самостоятельно определять своё внутреннее политическое и социально-экономическое устройство, право заключать международные соглашения и др.).

 

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

 

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

 

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

 

 

Список литературы

 

1. Алёхина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2007. № 10.

2. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 704 с. – (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

3. Глазунова Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука).

4. Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник, 2006. № 1.

5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2003. – 480 с.

6. Конев Ф.Ф. Суверенитет народный или национальный // Конституционное и муниципальное право, 2005. № 6.

7. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединённые Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие / [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс-Клувер, 2010. – 656 с.

8. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.

9. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права, 2006. № 3.

10. Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу всё сдать!).

11. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т. 3 / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. – М.: ТЕРРА, 1994. – 536 с.: ил.

12. Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 1996. – 144 с.

13. Палагнюк А.Ф., Романцова О.В. Понимание феномена «власть» в контексте взаимодействия государства и общества // История государства и права, 2006. № 10.

 

 


[1] Палагнюк А.Ф., Романцова О.В. Понимание феномена «власть» в контексте взаимодействия государства и общества // История государства и права, 2006. № 10.

[2] Там же.

[3] См.: Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М.: Филол. о-во СЛОВО: Изд-во Эксмо, 2003. – 480 с. С. 54.

[4] Там же.

[5] Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. С. 70.

[6] Человек может получить возможность властвовать на основе доверия, выражаемого ему членами сообщества, в т.ч. в силу объективной необходимости.

[7] Иная ситуация возникает, когда человек реализует свои способности лидера вопреки желанию, а следовательно, вопреки интересам членов сообщества.

[8] Органы прокуратуры не осуществляет правосудия, отсюда спорность отнесения Генеральной прокуратуры России в Конституцией РФ (статья 129 главы 7 «Судебная власть») к судебным органам.

[9] См.: Указ Президента РФ от 20.12.1993 г. № 2227 «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 52. Ст. 5060.

[10] Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (далее – СЗ РФ), 2002. № 24. Ст. 2253.

[11] См.: Постановление Центризбиркома РФ от 28.06.1995 г. № 7/46-II «О регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

[12] Глазунова Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука). С. 77.

[13] Там же.

[14] Карташкин В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и государственного суверенитета // Юрист-международник, 2006. № 1.

[15] Конев Ф.Ф. Суверенитет народный или национальный // Конституционное и муниципальное право, 2005. № 6.

[16] Публично-правовой характер взаимоотношений граждан и государства выражается в том, что публичная власть учрежда­ется народом, выступает от его имени и служит народу. Основу власти и всей деятельности государства составляет право, закон, призна­ваемый народом.

[17] См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединённые Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие / [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс-Клувер, 2010. – 656 с.

[18] Глазунова Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука). С. 54-55 (со ссылкой на Джунусова М., Мансурова Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. – М., 1994. С. 64-70).

[19] См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990. № 2. Ст. 22.

[20] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 704 с. – (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»). С. 143.

[21] См.: Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 (ред. от 28.06.2005 г.) «О Классификаторе правовых актов» // СЗ РФ, 200. № 12. Ст. 1260 (в данном виде документ опубликован не был; СПС «КонсультантПлюс»).

[22] См.: Закон РСФСР от 31.10.1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1990. № 22. Ст. 260.

[23] См.: Постановление ВС РФ от 12.12.1991 г. № 2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с Соглашением от 8.12.1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1991. № 51. Ст. 1798 (Постановление).

[24] См.: Закон РСФСР от 25.12.1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1992. № 2. Ст. 62.

[25] Суверенитет (фр. Souverainete) – верховная власть. Cм.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 704 с. – (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»). C. 596.

[26] Алёхина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2007. № 10.

[27] См.: Постановления Конституционного Суда РФ: от 18.01.1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // СЗ РФ, 1996. № 4. Ст. 409; от 7.06.2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СЗ РФ, 2000. № 25. Ст. 2728; Определения Конституционного суда РФ: от 27.06.2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики северная Осетия-Алания и Республики Татарстан // СЗ РФ, 2000. № 29. Ст. 3117; от 6.12.2001 г. № 250-О «По запросу Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации».

[28] Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права, 2006. № 3.

[29] Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 1996. – 144 с. С. 8.

[30] Перечень источников поиска включает Википедию (Свободная энциклопедия). См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Политика.

[31] См.: Малый энциклопедический словарь: В 4 т. Т. 3 / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза – Ефрона. – М.: ТЕРРА, 1994. – 536 с.: ил. 1014.

[32] Например, «по причинам, связанным с интересами государственной политики». См.: Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003).

[33] См.: Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 1.04.1994 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицирована Федеральным законом от 25.05.1997 г. № 81-ФЗ).

[34] Например, «федеральная политика в области государственного, научно-технического, экономического и экологического регулирования процесса уничтожения химического оружия, а также в области социальной защиты персонала объектов, привлекаемых работников». См.: Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» (1997).

[35] См.: Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003).

[36] См.: Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"» (2000).

[37] Например, «политика государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии». См.: Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994).

[38] Например, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике (в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти не включает структуру с таким наименованием).

[39] См.: Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, 1997. № 247; контекстно в Концепции могут быть выделены и иные направления государственной политики.

[40] Около 300 указов Президента РФ, около 1 000 постановлений Правительства РФ, около 600 нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и значительное количество законодательных и подзаконных нормативных правовых актов субъектов РФ.

[41] См.: Закон Курской области от 4.01.2003 г. № 2-ЗКО «О государственной молодёжной политике в Курской области» // Курская правда, 2003. № 4-5; Постановление губернатора Курской области от 23.02.1999 г. № 110 «О Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (вместе с положением об указанной комиссии) // Курская правда, 1999. № 37.

[42] Стахов А.И. Админи­стративно-публичное обеспечение безопас­ности // Администра­тивное право и про­цесс, 2006. № 4.

[43] См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толко­вый словарь русского языка. М., 2002. С. 427.

[44] См.: Кондрашов Б.П. Об­щественная безопас­ность и администра­тивно-правовые средства ее обеспе­чения. М., 1998. С. 23.

[45] Например, авиационная безопасность, биологическая безопасность, информационная безопасность, общественная безопасность, продовольственная безопасность, промышленная безопасность, радиационная безопасность, санитарная безопасность, химическая безопасность и др.

[46] Государственное управление как способ реализации государственной власти.

[47] Мы также допускаем, что это понятие может нести значения направления научной деятельности и учебной дисциплины (курса).

[48] Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 143.

[49] Там же. С. 131.

[50] Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 131.

[51] Там же. С. 132.

[52] См.: СЗ РФ, 1999. № 39. Ст. 4626.

[53] Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 138.

[54] См.: Макарейко Н.В. Административное право: Пособие для сдачи экзамена. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 235 с. – (Хочу всё сдать!). С. 13.

[55] Глазунова Н.И. Указ. соч. С. 7-9.

[56] См.: Макарейко Н.В. Указ. соч. С. 12-13.

[57] Там же. С. 13-15.

[58] Глазунова Н.И. Государственное управление: учеб. для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 456 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука). С. 17.

[59] См.: Макарейко Н.В. Указ. соч. С. 27.

[60] См.: Макарейко Н.В. Указ. соч. С. 128.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!