Инновационная школа и наука




В Казани действует 103 школьных научных общества, ими руководят 203 педагога, занимаются - 5641 школьник.

Связи с вузами поддерживают 87 школ:

· С ТГГПУ - 33

· С КГУ - 25

· С КГТУ (КХТИ) - 18

· С КГТУ (КАИ) - 11

66 казанских школьников стали в этом году дипломантами международных олимпиад, 199 - олимпиад всероссийского уровня, 234 школьника взяли призы, участвуя в олимпиадах в регионах.

Данные предоставлены Управлением образования РТ.

Инновационная школа немыслима без сотрудничества с наукой. Сегодня школы активно привлекают в свои стены научных руководителей, однако это сделать довольно сложно - нужен специалист не просто практик, генератор идей, но человек, знающий и любящий школу. Поскольку школ много - таких ученых на всех не хватит. Логично было бы создать районные структуры, когда представители от науки консультировали районные методкабинеты.

Ирада Галеева:

- Мы пристально наблюдаем за теми учеными, которые нас интересуют в качестве генераторов идей. Взвешиваем вес ученого в научном мире, наблюдаем за его выступлениями на конференциях, публикациями, смотрим - проявляет ли он интерес к школе. Составив для себя целостный портрет, приглашаем к сотрудничеству.

Оценка качества и ЕГЭ

Конечно, вопрос оценки качества образования актуален сейчас не только для инновационной школы. Если раньше качество работы всех без исключения школ оценивалось подсчетом количества поступивших в вузы, золотых и серебряных медалистов, а также участников олимпиада, то сегодня, когда высшее образование стало в большей степени коммерческим, такого рода мониторинг стал неприемлемым. И вот - появился ЕГЭ. Казалось бы, инновационная школа как проводник всего передового должна приветствовать новые формы оценки знаний, однако мнения разошлись.

Татьяна Пономарева, заместитель начальника Управления отдела образования РТ:

- ЕГЭ, безусловно, призван стать одним из средств оценки качества работы педагогического коллектива и проверки знаний учащихся по отдельным предметам. Однако мы внедряем и комплексный подход - педагогический мониторинг: тестирование качества знаний учащихся с 3 по 11 класс. Это авторская методика тестирования Ильдара Галиахметова, начальника управления образования РТ, получившая признание на всероссийском конкурсе. Она включает, во-первых, мониторинг тестирования знаний; во-вторых, мониторинг состояния физического развития; в-третьих, психолого-педагогический мониторинг. Определенные наработки уже были, и результаты действительно позволяют давать оценку качества преподавания в школах.

В любом случае, оценивать работу инновационных школ будут не по оценкам учащихся, а по качеству их знаний. Главное в образовательной деятельности - знания и чтобы ребенок формировался как личность. Что касается выпускников инновационных школ, то они действительно отличаются от сверстников, обучающихся в обычной школе, - имеют опыт работы в общественных организациях, умеют отстаивать своё мнение, давать и выполнять поручения, обладают лидерскими качествами.

Ирада Галеева, педагог с 25-летним стажем:

- ЕГЭ возник для учителей неожиданно. Вообще, в Академии наук до сих пор идут споры - некоторые ученые предупреждают, что ЕГЭ будет способствовать развалу лучших результатов советского образования. Тем не менее вступление России в Болонский процесс требует единого экзамена. Поэтому сейчас перед Институтом повышения квалификации, на районных кафедральных заседаниях стоит вопрос о необходимости обобщения опыта тех учителей, которые уже давно работают по блочной системе, по интенсивной методике. Этот опыт позволит через укрупнение дидактических единиц подготовить учащихся к ЕГЭ - ведь текст этого экзамена весь состоит из блоков.

Действующая официально опубликованная школьная программа не выделяет дополнительных уроков для систематизации материалов пройденного. Так, ученик одиннадцатого класса по программе имеет в неделю один час русского языка. Кроме того, у учителя на этот час имеется программа, которую он обязан выполнять. Ведь школа прежде всего выполняет образовательный заказ государства! Но и здесь возникают противоречия: одно из заданий теста - написать рецензию, а в номенклатуре тем экзаменационных сочинений рецензии нет уже в течение 3-х последних лет. То есть ни учебники, ни программы, ни планы на ЕГЭ не сориентированы!

Ирада Галеева:

- Сегодня мы реально не имеем нормативной поддержки, которая позволит подготовить детей к сдаче ЕГЭ, поэтому многие "сидят" на репетиторах. Конечно, есть учителя, владеющие методикой подготовки к ЕГЭ, но их мало, было бы больше - не было таких слабых результатов. ЕГЭ нельзя спрашивать со школ, можно - со специальных курсов. Ведь ЕГЭ - это тренинг на внимание, умение за определенный промежуток времени ответить на определенное количество вопросов.

По мнению работающих педагогов, направленность на ЕГЭ может создать унифицированную модель ученика, где об индивидуальности не может быть даже речи, а ведь инновационная школа нацелена на индивидуальность!

А такая инновация, как раннее профильное обучение и ЕГЭ? Эти вещи трудно совместить. Помещают ребенка в профильную среду, ведут его по индивидуальной программе, а ему, чтобы "узаконить" для дальнейшей деятельности свои знании, нужно сдавать ЕГЭ. Естественно, родители будут требовать универсального образования. И это тоже одна из причин того, что школы, подобные учебным заведениям Френе и Монтессори, в России так плохо приживаются.

Проблемы

В Казани инновационными считаются, по большому счету, все гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Их достаточно много, несмотря на то, что, по сути, истинно инновационная школа - это авторская школа, и она - штучный товар. Есть ли в Казани настоящая авторская школа, где личностью и его командой и детьми создается принципиально новая инновационная педагогика, оригинальное образовательное пространство?

Татьяна Пономарева:

- Слово "авторская" ко многому обязывает, в казанских школах есть учителя, которые являются авторами учебников, воспитательных и образовательных программ, но целый педколлектив признать авторским - такая методика нашим министерством пока не отработана, и официального признания (на государственном уровне) авторской школы в Казани нет.

Вот и получается - авторы есть, а авторских школ нет. Хотя, по словам Татьяны Пономаревой, есть учебные заведения, которые она бы причислила к авторским. Среди них и гимназия №7 - "Школа гражданского становления" по итогам конкурса "Лучшие школы России -2004".

Любовь Кочнева, директор гимназии №7:

- Авторские школы в Казани? Знаете, в Казани есть школы, работающие по концепции конкретного лица, например Ильконина - Давыдова, работающие по собственным программам, основанным на федеральной, но со своей вариативной частью, есть авторы, есть авторские курсы, а вот школ - нет. Причина - отсутствие стимула, главным образом - материального. Меня всегда оскорбляет, когда говорят, что учителя должны работать на энтузиазме за интерес. Разве у учителя нет семьи? Что значит интерес - фанатизм? Зачем так унижать педагогов? У учителя такое же социальн6ое мышление, как и других, просто он интеллигент и редко выступит в категоричной форме, а главное - любит свою работу. Что касается школы, которой я руковожу, то её успех состоялся во многом благодаря родителям, которые захотели создать для своих детей такие прекрасные условия обучения.

Еще одна проблема - отсутствие системного подхода. О какой передаче опыта от инновационной школы к традиционной можно говорить, если внутри эксперимента нет преемственности.

Валентина Афонская, заведующая методическим кабинетом Советского района г. Казани:

- Сейчас понятия "авторская" и "инновационная" очень размыты. Ведь что такое инновация - введение новшеств. Руководители школ умеют хорошо читать - раз берем новшество и адаптируем его под себя, то мы инновационные, но ведь это не так.

Многие авторские программы исчезают вместе с учителями, их внедряющими. А это недопустимо - программа должна быть мобильной, и методкабинет района школы, где она работает, должен позаботиться о подготовке преемников. Недостаток локальной инновации - её легко можно потерять, это чаще всего и происходит.

А ведь авторские школы интересны потребителям образовательных услуг. Взять ту же Вальдорфскую школу в Казани. Её прошлое и настоящее мистически загадочно. В 2001 году Альберт Шакиров ("Восточный экспресс") назвал казанскую вальдорфскую школу организацией мистико-оккультной направленности, а её преподавателей - теософами, поклонниками антропософии Рудольфа Штейнера. А уже в этом году на сайте школы "Согласие" сообщается, что в этом году школа г. Казани в связи с прекращением деятельности в качестве вальдорфской школы не принимала участие в собрании членов Ассоциации вальдорфских школ России. Но школа работает, правда, в каком режиме, узнать не удалось - директор отказалась от встречи и беседы, сославшись на загруженность и нездоровье. Однако школа функционировала, нравилась и детям, и родителям.

Рустем Кулиев, родитель:

- Моя дочь училась в казанской Вальдорфской школе с 1-го класса. Вообще, вопроса о выборе школы у нас не было - я знал людей, организующих эту школу, и все родители, отдавшие своих детей в это учебное заведение, часто помогали школе, например, когда возникали сложности с РОНО. Мы все видели, что с нашими ребятами занимаются увлеченные люди, и верил, что прок будет, а главное - дочери очень нравилось проводить время в школе, нравилось учиться.

Сабина Кулиева, выпускница казанской вальдорфской школы, студентка I курса КГАСА:

- В нашей школе всегда была доброжелательная атмосфера, преподаватели относились к нам так, будто мы их дети. Когда мы приходили на олимпиады, то чувствовали себя на голову выше - с нами много занимались речью.

На вопрос к Сабине о том, что же сейчас случилось с её школой, она мудро ответила - смысл педагогики Рудольфа Штейнера - родители должны принимать активное участие в обучении детей, много заниматься с ними дома, быть помощниками учителю, а сейчас это не приветствуется - чересчур занятые родители хотят "спихнуть" свое чадо сначала воспитателям, а потом учителям. Кроме того, Вальдорфская школа дает ребенку много свободы, а сейчас принято контролировать детей.

Вообще, по словам Любови Кочневой, среднее образование в Казани инертно. И хотя инновационные по названию учебные заведения есть (гимназии, лицеи), по содержанию - многие из них не дотягивают. Инновации должны определять эксперты, и еще - инновационная школа должна находиться на этапе развития, а у нас таковой считается и учебное заведение, находящаяся на этапе функционирования.

Большое количество инновационных школ в Казани - это явление двойственное. С одной стороны - показатель того, что несмотря на все сложности социального и экономического характера, учителя совершенствуют своё мастерство, любят детей и хотят дать им все самое лучшее из педагогического опыта, но с другой, для образования важен качественный подход, а вот количество в качество переходит не всегда.

И все-таки разнообразие необходимо, даже несмотря на то, что российское образование очень традиционно и стремится к универсальности.

Валентина Афонская:

- В последнее время среди учителей активно развивается такой вид деятельности, как написание программ. В Татарстане уже прошло шесть конкурсов - материалов много. И необходимо иметь их в избытке, чтобы можно было выбирать только самое лучшее. Инновационная школа должна нести ответственность за качество образования, и фраза "не навреди" должна быть лозунгом любой инновации.

По замыслу управленцев от образования, к 2007 году все школы должны перейти на систему общественно-государственного управления. В Казани активно действуют попечительские советы. Что кается господдержки, то практически все инициативы коллективов учителей поддерживаются по мере возможности. Это дает основания надеяться, что школы, в том числе инновационные, не останутся без участия. Ведь именно инновационные процессы смогут развить систему образования, так беспокоящую общество во всем времена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: