Рефлекс (отсвет цвета и света)




Тема занятия: Свет и тень. Градация тона. Преобразования натурального цвета в черно-белые тона.

 

Цель занятия.

Цели:

- познакомить с понятиями «блик», «рефлекс», «колорит»;

- учить находить гармонические сочетания;

- продолжать развивать технику работы с карандашом;

- воспитывать художественный вкус, наблюдательность;

- формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями;

- создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся.

Оборудование урока: Бумага ф-А3, простой карандаш, ластик.

 

Ход занятия

II. Вводная беседа

III. Изучение нового материала.

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

 

Для передачи света и тени существую такие понятия:

1. Блик

2. Свет

3. Полутень

4. Собственная тень

5. Рефлекс

6. Падающая тень

Их наличие и взаимное расположение играют главную роль в передаче объектов, и оно далеко не всегда одинаково.

Если усвоить эти принципы, то можно передать любой предмет на картине естественным.

Характеристика света и тени.

Блик

Самое светлое место на предмете, расположено там, где свет источника отражается от поверхности изображаемого предмета.

Светлый, теплый

Чем ярче освещение, тем больше выделяется блик.

На глянцевой поверхности блик более контрастный по отношению к ней.

В прозрачных предметах блик соседствует с тенью, давая контраст.

Свет

Освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 °. Иногда этот свет называют корпусным или прямым.

Теплый, чуть темнее и холоднее блика.

Полутень или полутона

Место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. В эти места свет попадает или под углом меньше 90 ° или проходит по касательной.

Натуральный естественный свет скользит и уходит.

Чуть холоднее света.

Собственная тень

Самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.

Холоднее полутени.

На ней ближе к краю изображается рефлекс.

Рефлекс (отсвет цвета и света)

То место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Проще говоря, отраженный свет в тени. Рефлекс всегда значительно темнее света, но немного светлее тени. Иногда его называют отсветом.

Точное воспроизведение рефлекса очень важно, именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они не изображены на рисунке. Без изображения рефлексов картина не будет целостной и законченной.

Рефлекс зависит от окружения. Это хорошо видно на рисунке.

Также заметьте, как наш глаз воспринимает цвета в зависимости от окружения.

Рефлексы – важный элемент не только для цветопередачи. Без изображения рефлексов по краям предмета он будет выглядеть плоским, без объема, “приклеенным к фону”.

Вам, пожалуй, не придет сразу в голову, что отражение предмета в зеркале — это явление рефлекса в его чистом виде — вторичное излучение («reflectare» по-латыни значит «отражать»).

Не только зеркало, но и всякий другой предмет отражает в себе окружающие предметы. Его цвет — это всегда совокупность, мозаика рефлексов. Таким образом, все предметы являются зеркалами друг друга.

Конечно, рефлексы эти не так ясны по цвету, как в зеркале, у них мягкие очертания.

Спектр отраженного излучения зависит и от природы вещества и от характера освещения.

Особенно выразительна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающий на них световой поток. Например, на снегу мы совершенно ясно видим множество цветных рефлексов.

Все «цветные» предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому и рефлексы на них выражены менее ясно.

Черные предметы поглощают почти весь падающий на них световой поток.

Вот почему цвет предмета в реальном пространстве следует представлять себе теоретически, как мозаику рефлексов, выраженную яснее всего в полутенях и тенях, но присутствующую в светах и даже в блике.

В природе же всегда доминирует тот цвет предмета, который возникает в результате его общего освещения (общий рефлекс среды).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: