но и в конструкторских бюро




Победа Красной Армии под Курском завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. К ноябрю было освобождено почти советской территории, захваченной немецко-фашистскими оккупантами. Но, несмотря на это для победы необходимо было не ослаблять, а наоборот ещё более наращивать темпы производства новых видов вооружений. Именно поэтому на Горьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции.

По всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия Шубина. Её коллектив добился в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки. Производственное задание было выполнено на 1134%. Он сам дал за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186%. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями, Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.

Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121%. Годовой план был завершён досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и первая премия.

Творческая мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложения по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.

Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоёмких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудоёмкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза.

В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17,7 и 31,7 миллионов рублей.

"Всё для фронта! Всё для победы!" - под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90% автозаводцев. Под этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трёхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. "Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом, - писал Маршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведёт в бою и принесёт нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется ещё немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.

Уверен, что ваш прекрасный опыт станет примером для других и поможет всему коллективу завода добиться новых, ещё больших успехов в героическом труде для дела победы".

Победа ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро. Выдающимися конструкторами, новаторами в области танкостроения и разработки других машин военного назначения показали себя А. А. Липгарт, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, Н. А. Астров, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, Н. И. Ефимов, технолог Н. Ф. Денисюк. За выдающиеся работы в области танкостроения и оборонной техники они были удостоены в годы войны Государственной премии.

В начале 1945 года творческими усилиями главного конструктора А. А. Липгарта, начальников бюро А. М. Кригера и Ю. Н. Сорочкина, ведущего конструктора А. Д. Просвирнина, конструкторов В. Н. Борисова, С. А. Зислина, Д. М. Гороховского, Л. В. Косткина, Н. Г. Мозохина и других были созданы новые грузовые автомобили ГАЗ-53 с 6-цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели ГАЗ-АА, ГАЗ-63 с двумя ведущими мостами, легковой автомобиль М-20 ("Победа") с новым 4-цилиндровым двигателем. Опытные образцы этих автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены для производства.

 

Долгожданная Победа!

Сводки Совинформбюро приносили радостные вести. Советские воины штурмовали логово врага - Берлин. И вот она, долгожданная победа! Ночью в 2 часа 10 минут раздался спокойный и торжественный голос диктора, возвестившего о победоносном окончании Великой Отечественной войны. Весть молниеносно разнеслась по цехам автозавода. Все, кто работал в ночной смене, ликующе, со слезами радости обнимали друг друга, поздравляли: "Победа! Победа!" Директор завода И. К. Лоскутов поздравлял коллектив с великой победой. День 9 мая объявлялся полным нерабочим днём для всех цехов и отделов.

 

Вывод

Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждён третьим орденом Отечественной войны I степени. Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. За успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее красное знамя ГКО. Перед священным знаменем автозаводцы торжественно клялись отдать все силы, а если потребуется - и жизнь во имя победы. Красное знамя ГКО как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

День победы – это особый, самый дорогой праздник для каждого россиянина, для ветеранов фронта и трудового тыла.

Мы никогда не забудем подвиг солдат великой Отечественной, ныне здравствующих ветеранов и их товарищей, погибших на фронтах или не доживших до нынешнего Дня Победы! И верим, что историю Великой Отечественной войны не переписать никому. Даже тем, кто сносит священные могилы и памятники солдатам – освободителям.

 

Источники

1. Ресурсы глобальной сети – Интернет

2. Школьная энциклопедия «История России 20 век», 2003 год

3. "Мысль"- Москва, 1981.

4. "Мир искусства".- Москва, 1991.

5. Словарь-справочник "Горьковчане в Великой Отечественной войне".- Волго-Вятское книжное издательство, 1990.

6. "Труд и подвиг историю пишут".- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981.

7. "Горьковский автомобильный".- Москва: Профиздат, 1964.

 

Тезисы

Актуальность данной темы на современном историческом этапе состоит в осмыслении героических событий Великой Отечественной войны, уточнении многих деталей боевых и трудовых подвигов наших земляков. История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития хозяйства. Самоотверженный труд горьковчан, преданность Родине были продемонстрированы в годы лихолетья. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далёких событий, обобщений и выводов для понимания норм и ценностей прошлого, феномена духа русского народа в деле воспитания будущих поколений.

Работа «Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны» посвящена трудовым подвигам автозаводцев, в ней рассказывается о начале войны, о перестройке производства на выпуск военной техники, о передовиках и конструкторах, воздушных налетах на завод немецкой авиации и вкладе горьковчан в Победу над врагом.

Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждён третьим орденом Отечественной войны I степени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: