Виды экологического аудита




Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды[1]:

· Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

· Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

· Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,

· Оценка экономического ущерба от загрязнения,

· Оценка опасности отходов,

· Определение рациональности природопользования на конкретной территории,

· Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,

· Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,

· Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

· Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,

· Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

19) Экотоксикология и оценка риска антропогенного токсического загрязнения.

Экологическая токсикология (экотоксикология) — раздел токсикологии, изучающий эффекты воздействия токсичных веществ на экосистемы и их круговорот в биосфере, в особенности в пищевых цепях.

Экологическая токсикология является самой молодой из токсикологических дисциплин и изучает источники поступления токсикантов в природные биосистемы, токсические эффекты действия химических веществ на живые организмы, а также устойчивость и функционирование биосистем надорганизменного уровня в условиях их токсического загрязнения.

Один из основных биологических объектов изучения экотоксикология — человек. С этой точки зрения, экотоксикология призвана решать одну из важных проблем экологии человека — защиту здоровья людей от поражения находящимися в окружающей среде вредными веществами. В отличие от традиционной, современная экотоксикология изучает токсические эффекты не только на организменном, но и преимущественно на популяционном и биоценотическом уровнях. Вторая ее особенность заключается в том, что при изучении токсических эффектов особое значение придается окружающей среде как активному компоненту, влияющему на проявление токсичности. Таким образом, осуществляется системный подход к решению проблем защиты людей и биоты в целом от вредных веществ.

Впервые как самостоятельное междисциплинарное научно-практическое направление экотоксикология упоминается в 1969 году. В зарубежной научной литературе наряду с понятием экотоксикологии в близком значении используется термин «токсикология окружающей среды» (environmental toxicology).

Коэффициент антропогенной нагрузки показывает, насколько сильно влияет человеческая деятельность на состояние окружающей природной среды и вычисляется по формуле:

,

где: Р – площадь земель с соответствующим уровнем антропогенной нагрузки, га;

Б – балл, соответствующий площади с определенным уровнем антропогенной нагрузки.

(см. в таблице по антропогенной нагрузке)

Далее проводят оценку интенсивности использования земельных ресурсов.

Земли по их интенсивности и пригодности к использованию делятся на:

1) земли пригодные для возделывания сельскохозяйственных культур без особых, либо с минимальными ограничениями – интенсивно используемые угодья (пашня);

2) земли, малопригодные для возделывания сельскохозяйственных культур, вследствие неустранимых ограничений по условиям литологии почвообразующих пород, рельефа и весьма ограниченных возможностей адаптации - менее интенсивно использованные угодья (многолетние насаждения, сенокосы, пастбища).

3) земли, непригодные для возделывания из-за неустранимых ограничений и незначительных возможностей адаптации – не интенсивно используемые угодья (кустарники, болота, под водой).

4) нарушенные земли, природные особенности (свойства) земель практически не используются, видоизмененные – под дорогами, каналами, застроенные территории, овраги.

По результатам расчетов угодий в таблице делаются выводы наличия и интенсивности пользования земель территории в регионе.

В заключении проводится анализ существующих организационно-правовых и экономических мер для рационального использования земельных ресурсов в регионе.

 

20) Экологическая сертификация

Экологическая сертификация - Это подтверждение третьей стороной соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг» – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям.

С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:

• предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вреда природной среде;

• внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

• производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;

• созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

• совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;

• предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

• интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Экологическая сертификация служит, таким образом, средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе экологически благополучной продукции; контроля безопасности продукции для окружающей среды жизни, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя). Выступая в качестве инструмента защиты экологических и экономических интересов России, экологическая сертификация содействует вхождению России в мировое экономическое пространство, производству конкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля за ввозом в страну экологически вредной продукции.

21) Биологические методы экологического контроля

См.16)

22) Экологическая экспертиза

См.17)

23) Экотоксикология и оценка риска антропогенного токсического загрязнения.

См.19)

24) Физические загрязнения окружающей среды

См.4)

25) Физические методы экологического контроля (дистанционное зондирование)

Как известно, первые автоматические системы слежения за параметрами внешней среды были созданы в военных и космических программах. В 1950-е гг. в системе ПВО США уже использовали семь эшелонов плавающих в Тихом океане автоматических буев, но самая впечатляющая автоматическая система по контролю качества окружающей среды была, несомненно, реализована в «Луноходе». Одним из основных источников данных для экологического мониторинга являются материалы дистанционного зондирования (ДЗ). Они объединяют все типы данных, получаемых с носителей:

· космические (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования, автономные спутниковые съемочные системы и т. п.);

· авиационного базирования (самолеты, вертолеты и микроавиационные радиоуправляемые аппараты) и составляют значительную часть дистанционных данных (remotely sensed data) как антонима контактных (прежде всего наземных) видов съемок, способов получения данных измерительными системами в условиях физического контакта с объектом съемки;

· к неконтактным (дистанционным) методам съемки, помимо аэрокосмических, относятся разнообразные методы морского (наводного) и наземного базирования, включая, например, фототеодолитную съемку, сейсмо, электромагниторазведку и иные методы геофизического зондирования недр, гидроакустические съемки рельефа морского дна с помощью гидролокаторов бокового обзора, иные способы, основанные на регистрации собственного или отраженного сигнала волновой природы.

26) Химические методы экологического контроля

-Гравиметрический метод. Суть метода состоит в определении массы и процентного содержания какого-либо элемента, иона или химического соединения, находящегося в испытуемой пробе.

-Титриметрический (объемный) метод. В этом виде анализа взвешивание заменяется измерением объемов, как определяемого вещества, так и реагента, используемого при данном определении. Методы титриметрического анализа разделяют на 4 группы: а) методы кислотно-основного титрования; б) методы осаждения; в) методы окисления-восстановления; г) методы комплексообразования.

 

27) Ресурсная база с/х

См.14)

28) Государственный земельный надзор и государственный земельный контроль

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Государственный земельный контроль (надзор) является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

Проведение государственного земельного контроля (надзора) предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Цель государственного земельного контроля (надзор) – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Организация и проведение государственного земельного контроля (надзора) осуществляются в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, государственный земельный контроль (надзор) осуществляют:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – за землей как объектом недвижимого имущества,

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – за землей как природным объектом и природным ресурсом,

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – за землёй как природным объектом и природным ресурсом.

Государственный земельный контроль (надзор) осуществляется в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, а также должностными лицами обязательных требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в установленной сфере деятельности.

 

29) Экологический мониторинг

Это комплексная система наблюдения за элементами окружающей среды, контроля и прогноза ее состояния, предполагающая оценку изменений в экосистемах, в том числе связанных с накоплением загрязняющих веществ вследствие деятельности человека.

Экологический мониторинг включает звенья разного уровня: глобальный (биосферный); национальный, осуществляемый в пределах государства; региональный (геосистемный) – в пределах отдельных крупных районов; локальный, действующий в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предприятий. Глобальный мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества. Это система наблюдений за общепланетарными изменениями атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покрова, животного мира. Характеризуемые показатели –радиационный баланс, тепловой перегрев, глобальные балансы СО2 и О2, загрязнение атмосферы, больших рек и водоемов, глобальное распространение загрязнения почв.

Национальный мониторинг – слежение за взаимодействием природы и человека в зональных биосферных заповедниках(станциях) на территории государства для получения информации об изменениях качества среды.

Региональный мониторинг – система наблюдений на региональном уровне за изменениями окружающей среды в процессе природопользования, особенно в интенсивно осваиваемых районах (его часто называют хозяйственным).

Локальный (биоэкологический), вернее, санитарно-гигиенический мониторинг предполагает контроль за уровнем содержания в природных средах токсичных для человека загрязняющих веществ. Он включает наблюдения за отдельными изменениями компонентов природной среды в результате воздействия конкретных загрязнителей.

Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.

30) Экологиеский аудит

См.18)

31) Экономика и экология. Экономика природопользования и землепользования

Экономика природопользования - это наука, изучающая экономическими методами процессы и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования.

Главная задача экономики природопользования - преодоление ведомственного подхода и объединение отраслей экономики с целью реализации принципов оптимального взаимодействия общества и природы, формирования эколого-экономического мышления. В целом же она должна обеспечить переход общества на модель «устойчивого роста». Более конкретные задачи науки заключаются в поиске приемлемых форм экономической реализации собственности на ресурсы природы, в формировании экономического механизма природопользования на основе платного природопользования, рыночных рычагов посредством регулирования со стороны государства в лице социальных субъектов собственности на природные богатства.

Экономика землепользования» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин.

Дисциплина формирует знания и умения в изучении:

 взаимосвязи природопользования и землепользования;

 совершенствовании форм землепользования;

 субъектов землепользования и т. д.;

 экономических интересов;

 содержании землепользования;

 экономических законов землепользования;

 организации территории, производства, реализации, хранении и по-

треблении;

 экономических механизмов регулирования земельных отношений;

 роли землеустройства в организации рационального и эффективного

землепользования;

 методов землеустройства, проектирования, экономического обоснова-

ния и оценки эффективности землеустроительных решений;

 критериев и методов оценки землепользования по видам

32) Экономическое регулирование землепользования

В настоящее время делается попытка перейти к экономическим методам регули­рования землепользования, основанным на использовании показателей кадастровой и рыночной стоимости земли, а также экологического ущерба. Для этих целей в стране проводится кадастровая оценка земель перечисленных выше категорий по утвержден­ным методикам оценки. Разрабатываются и утверждаются стандарты и методические рекомендации по оценке рыночной стоимости земельных участков.

Предполагается, что в самое ближайшее время земельные платежи будут устанавли­ваться в процентах от кадастровой стоимости земли, которая, в свою очередь, должна определяться на основе рыночной стоимости. Вводится механизм выкупа незастроен­ных земельных участков и права их аренды по рыночной стоимости.

Основными принципами формирования системы эколого-экономического регулирования землепользования являются:

1) регулирование землепользования методами рыночного характера — введение налогов, штрафов, экономических санкций или льгот;

2) регулирование землепользования жесткими административными нормами и правилами — установление ограничений по использованию определенных территорий, например, запрет строительства, изменения фасадов, вырубки деревьев и др.

3) совмещение рыночных и административных методов регулирования землепользования.

Основными элементами системы эколого-экономического регулирования землепользования являются:

• экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС);

• система земельных, природно-ресурсных платежей, создающих условия для эффективного использования земли, сохра-

нения экологического потенциала, хорошего качества окружающей природной среды и ценных природных объектов и

ландшафтов;

• экологические требования и ограничения при осуществлении развития наиболее инвестиционно привлекательных территорий;

• зонирование и территориальное планирование использования земель различных категорий.

 

33) Определение ущерба и убытков собственников земли.

В соответствии с Положением о возмещении убытков собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земли и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации М 77 от 28.01.93 г., убытки у всех субъектов земельных отношений возникают вследствие изъятия или временного занятия земельных участков, ограничения прав объектов или ухудшения качества земель. Потери сельскохозяйственного производства возникают вследствие изъятия ограничения использования или ухудшения качества сельскохозяйственных земель. Это Положение распространяется на земли всех категорий основного целевого назначения, за исключением тех земель, для которых действующим законодательством установлен иной порядок возмещения потерь. Но при этом Положение не распространяется на случай принудительного выкупа земли у собственников в части возмещения им убытков и упущенной выгоды, а также не регламентирует порядок возмещения ущерба в связи с утратой сельскохозяйственными угодьями природоохранного, оздоровительного рекреационного значения при их предоставлении для несельскохозяйственных нужд.

Расчеты убытков и потерь во всех случаях должны быть согласованы с заинтересованными сторонами и оформлены актом, который регистрирует местная администрация. Споры о размерах возмещения убытков и потерь разрешает суд (арбитражный суд) или третейский суд.

Для определения размера потерь используют планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель. Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяют на стадии предварительного согласования места размещения объекта. Если потери выявлены в период строительства или после введения объекта в действие, то их размер определяют на основании фактического воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем потери сельскохозяйственного производства не возмещаются в следующих случаях:

- при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения; предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

- отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов; изъятии земель или ограничении использования земель (при отнесении земельных участков в установленном законодательством порядке к территориям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения);

- консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсическими промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации земель.

Площади, глубину загрязнения земель и концентрацию химических веществ определяют на основании материалов обследования земель и лабораторных анализов, проведенных в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения Министерством природных ресурсов РФ и Государственным земельным комитетом РФ. Размеры ущерба от загрязнения земель определяют, исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если эти затраты оценить невозможно, размеры платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до п) химическими веществами (тыс. руб.) рассчитывают по формуле

П= (Hс Si KвKa(i)Kз(j) Kr), (1)

где Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель в регионе, тыс.руб/га Стоимость земель городов и населенных пунктов определяют органы Государственного земельного комитета РФ и утверждают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида, га; Kв - коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от периода времени необходимого для восстановлен загрязненных сельскохозяйственных земель (при продолжительности периода восстановления 1 год Kв = 0,9); Ka(i) - коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида (от 0 при допустимой степени загрязнения до 2,0 при очень сильной); Kз(j) —коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района (от 1,1 до 2,0); Kr - коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель (от 1,0при глубине до 20 см до 2,0 при глубине до 1,5 м).

 

Степень загрязнения характеризуется пятью уровнями: 1 – допустимый, 2 – слабый, 3 – средний, 4 – сильный, 5 – очень сильный. Под допустимым уровнем загрязнения понимают содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК). При допустимом уровне загрязнения коэффициент Ka приравнивают к нулю, тогда П = О и, следовательно, плата не взимается. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации вводят для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющим веществами на земли. Эти коэффициенты могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ и Государственного земельного комитета РФ следующим образом:

- в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции, – не более чем в 2 раза;

- в городах и населенных пунктах – не более чем в 1,5 раза.

Если данные о допустимом уровне химических веществ, загрязняющих земли, отсутствуют, то ущерб от загрязнения рассчитывают по этой же формуле, однако, для того чтобы определить коэффициент K a(i), используют промежуточный показатель

Zс = Сi факт / Сi фон, (2)

где Сi факт – фактическое содержание i-го токсиканта в почве; Сi фон – регионально-фоновое содержание в почве i-го токсиканта. Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимают их содержание в почвах территорий не испытывающих техногенные нагрузки.

Если Zс < 2,Кa(i) = 0; при Zс = 8…32 Кa (i) = 0,6; если Zс > 64, Кa(i) = 2,0.

При отсутствии данных по фоновому содержанию в почвах неорганических химических веществ фон берется как среднерегиональный для незагрязненной территории и утверждается Министерством природных ресурсов РФ; для органических соединений фоновое содержание в почвах приравнивается к 0,1 ПДК.

Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяют по формуле

П = Hn(i) Mi Kз(j)∙25 Kв, (3)

где Hn(i) - норматив платы за захламление земель 1 т (м3) отходов i-го вида, руб. Класс опасности токсичных отходов определяют согласно Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов; Hn(i) для нетоксичных отходов равен 100…200 руб/т, для токсичных - 2000...14000руб/т (в ценах 1991 г.) в зависимости от класса токсичности; Мi,- масса (объем) отхода i-го вида, т, м3, Kз(j)∙- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории j-го экономического района; 25 - повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами несанкционированных свалок.

 

34) Экономическая оценка земель

В методиках экономической оценки земель в определенной степени учитывается негативное воздействие на плодородие различных антропогенных факторов, а также вводятся ограничения по сельскохозяйственному использованию земель в зонах с особым режимом использования.

Экономическая оценка земель снижается в основном в результате ограничений в сельскохозяйственном использовании земель (а в отдельных случаях и в результате полного запрета на использование). Ценность земель снижается из-за ухудшения почвенного покрова, что может быть вызвано:

- наложением ограничений и запретов на отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, выращивание некоторых культур при функционировании на территории сельскохозяйственных предприятий посторонних несельскохозяйственных объектов. Например, в зоне ЛЭП запрещены орошение земель, применение отдельных видов сельскохозяйственной техники;

- загрязнением территории (засоление, минерализация и т.п.) и невозможностью ее использования для отдельных сельскохозяйственных культур;

- изменением (нарушением) территориальной организации (прохождение по сельскохозяйственным угодьям линейных объектов ЛЭП, автомобильных и железных дорог, трубопроводов) и возникновением при этом мелкоконтурности, изрезанности препятствиями т.д.;

- нарушением гидрологического режима территории, что приводит к избыточному переувлажнению земель, заболачиванию, подтоплению, иссушению;

- ухудшением физико-химических свойств почв (эрозия, уплотнение, распыление и др.);

- изменением состояния земель в связи с неблагоприятным электромагнитным и радиоактивным влиянием (электролиз, злектрофорез, радиационное загрязнение и др.).

Таким образом, воздействие человека на землю часто является негативным, и это влияет на ценность земли. Для оценки такого воздействия подсчитывают ущерб, причиняемый сельскохозяйственному производству, и определяют коэффициент снижения плодородия по формуле

 

К = (П – У) / П, (4)

 

где П - общая стоимость валовой продукции, чистый или валовой доход, которые можно получить на данном участке; У - ущерб, снижение стоимости валовой продукции, чистого или валового дохода.

 

При определении степени воздействия производства на землю необходимо использовать:

- результаты почвенных обследований, бонитировки почв, контроля за урожайностью сельскохозяйственных культур;

- рассчитанное снижение или увеличение стоимости валовой продукции, валового и чистого дохода (или коэффициенты) в результате воздействия того или иного фактора;

- зависимости результативных показателей сельскохозяйственного производства от различных факторов;

- материалы агроэкологического, природно-сельскохозяйственного зонирования территории и др.

Дать экономическую оценку земель, где разрешено ведение сельскохозяйственного производства с ограничениями, можно по общей методике с учетом понижающего коэффициента (из-за невозможности распашки, орошения, осушения, применения удобрений и пестицидов, использования отдельных видов сельскохозяйственной техники). Коэффициент может быть рассчитан с учетом снижения урожайности (валовой продукции, дохода) или роста производственных затрат при существующих ограничениях по сравнению с аналогичным средним (или максимально возможным) показателем.

В общем виде дать экономическую оценку земель участков с ограничениями в их использовании, а также подверженных различным негативным воздействиям, можно по формуле

Оi огр = Оi Кij, (5)

 

где Оi - общая экономическая оценка земель (бонитировка почв) i-го участка; Кij - коэффициент снижения плодородия i-го участка в результате j-го ограничения или негативного воздействия.

 

Аналогично необходимо учитывать влияние землевладений и землепользований на экологическую ситуацию путем расчета земельного налога. Земельный налог, взимаемый с сельскохозяйственных предприятий, будет зависеть не только от площади сельскохозяйственных угодий, но и от наличия на территории зон с особым режимом использования земель. Целесообразно по каждому сельскохозяйственному предприятию вычислять коэффициент земельного налога с учетом наличия земель с особым правовым режимом использования по формуле

 

Kз = (S1 K1 +…+Sn Kn) /∑S, (6)

 

где S1… Sn - площадь земель сельскохозяйственного предприятия, находящаяся в зонах с особым правовым режимом использования; К1 … Кn - поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога для предприятий, находящихся в зонах с особым правовым режимом использования земель; S - общая площадь предприятия.

 

Площадь сельскохозяйственных угодий (земли под многолетними насаждениями, пастбища, сенокосы), попавших в зоны с особым правовым режимом, пересчитывают с помощью коэффициентов в площадь условной пашни.

Полученные по каждому сельскохозяйственному предприятию коэффициенты Кз.н следует использовать для расчета средневзвешенного земельного налога в расчете на 1 га условной пашни по району:

 

3Hc = ∑3Hp /K1знS1+…+ KnзнSn, (7)

 

где ∑3Hp - сумма земельного налога по району; руб.; K1зн,...,Knзн – коэффициенты, вводимые в ставку земельного налога для определения суммы земельного налога по сельскохозяйственному предприятию; S1…,Sn - площади условной пашни сельскохозяйственных предприятий района, га.

 

Зная средневзвешенный земельный налог в расчете на 1 га условной площади пашни в районе, можно определить сумму земельного налога по каждому сельскохозяйственному предприятию:

 

ЗНi = К1з.н S13Hс.(8)

Суммы земельного налога по каждому сельскохозяйственному предприятию рассчитывается дифференциально, так как отдельные предприятия могут не соблюдать правовой режим использования земель в соответствующей зоне. В таком случае понижающие коэффициенты по той зоне, где сельскохозяйственные предприятия нарушают охранный режим использования земель, не будут учитываться.

Это касается земель населенных пунктов, используемых гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, а так же земель используемых предприятиями, организациями, учреждениями для промышленных, транспортных и других нужд. В этих случаях также необходима дифференциация ставок земельного налога с учетом расположения в зонах с особым правовым режимом использования земель.

Дифференциация ставок земельного налога предполагает компенсацию потерянного нормативного дохода в результате ограничения хозяйственной деятельности субъектов права пользования владения или собственности земель, находящихся в зонах с особым правовым режимом использования. При этом также следует учитывать расходы собственников и пользователей участков, находящихся на землях с особым правовым режимом, на поддержания территории, в ставку земельного налога входят повышающие коэффициенты, что должно стимулировать соблюдение правового режима использования земель соответствующей охранной зоны.

В то же время субъекты права пользования, владения или собственности, которые ущемлены в режиме использования земель или ощущают определенные ухудшения своих условий из-за нарушений другим субъектом режима использования земель, могут быть частично освобождены от уплаты земельного налога, при расчете для них вводятся понижающие коэффициенты.

Если предприятие расположено в зоне влияния нескольких факторов (водоохранная зона, зона охраны памятников и др), то рассчитывают интегральный коэффициент, учитывающий влияние всех зон:

 

35) Ки12+…+Кn, (9)

 

где К



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: