Использование годового фонда рабочего времени по предприятию «Х»
Показатели | На одного работника | На всех работников | Отклонение | ||||||
Базисный год | Отчетный год | Базисный год | Отчетный год | ||||||
план | факт | план | факт | от плана | от базиса | ||||
1. Календарное число дней в году | |||||||||
2. Выходные и праздничные дни | |||||||||
3. Невыходы на работу - всего | |||||||||
в т.ч. а) очередные отпуска | |||||||||
б) по болезни | |||||||||
в) неявки, прогулы | |||||||||
4. Простои целодневные | - | ||||||||
5. Фонд рабочего времени, чел.-дней | |||||||||
6. Среднесписочная численность работников, ед. | |||||||||
7. Объем выпуска продукции, млн. руб. | |||||||||
8. Среднедневная производительность труда, млн.руб. | |||||||||
Задание № 3
Задача.
В 2016 году средняя численность персонала на предприятии «Х» составила 700 чел. Это на 35 чел. больше, чем в 2015 году. Товарная продукция в 2016 году составила 820,0 млн. руб., это на 20% больше, чем в 2015 году. Фонд оплаты труда в 2016 году составила 434,2 млн. руб., это на 19% больше, чем в 2015 году. Определите показатели в 2015 и 2016 году:
1. Средняя численность персонала
2. Товарная продукция
3. Фонд оплаты труда
4. Средняя производительность труда 1 работника в месяц
5. Средняя заработная плата 1 работника в месяц
6. Динамика роста (снижения) каждого показателя в абсолютном и относительном исчислении.
7. Сделайте выводы, сформулируйте рекомендации и мероприятия.
Показатели | Ед. изм. | Рост\снижение | |||
+, - | % | ||||
Задание № 4 Расчет показателя эффективности работы персонала по предприятию «У»
№ п/п | Наименование показателя | Ед. измерения | Базисное значение | Фактическое значение | Динамика роста (снижения)., % | Функция стимулирования | Скорректированный показатель, % | Весовой коэффициент, доли | Частный показатель эффективности, баллы |
Балансовая прибыль | млн.руб. | 0,4 | 0,35 | 0,11 | |||||
Объем товарной продукции | млн.руб. | 74,35 | 81,9 | 0,1 | |||||
Затраты на 1 руб. продукции | руб. | 0,9 | 0,92 | 0,1 | |||||
Производительность труда | т.руб./чел. | 476,1 | 504,3 | 0,1 | |||||
Качество продукции | % | 100,0 | 100,0 | 0,1 | |||||
Потери рабочего времени на 1 работника | чел. - дней | 14,4 | 15,7 | 0,07 | |||||
Среднегодовая заработная плата 1 работника | руб. | 46690,0 | 48600,0 | 0,07 | |||||
Показатель текучести персонала | % | 15,0 | 15,7 | 0,07 | |||||
Фондоотдача основных производственных фондов | руб. | 4,02 | 4,02 | 0,06 | |||||
Уровень трудовой дисциплины | баллы | 0,08 | |||||||
Уровень организационной культуры - Yокст. | % | 42,5 | 74,2 | 0,08 | |||||
Внедрение результатов научно-технического прогресса | млн. руб. | 1,013 | 1,0 | 0,06 | |||||
Итого: | - | - | - | - | - | - | 1, 00 |
Вопросы к экзамену.
1. Понятие организации труда персонала.
2. Место организации труда персонала в системе управления персоналом.
3. Задачи и функции организации труда.
4. Принципы организации труда персонала
5. Основные элементы организации труда.
6. Определение научной организации труда (НОТ).
7. Основные направления и задачи НОТ.
8. История развития НОТ.
9. Научная организация труда в России иза рубежом.
10. Сущность и значение разделения и кооперации труда.
11. Классификация видов разделения и кооперации труда.
12. Понятие цели, классификация и критерии управленческих целей
13. Понятие и классификация рабочих мест
14. Оснащение и планировка рабочих мест
15. Понятие, характерные свойства труда и его виды
16. Понятие условий труда и охраны труда
17. Безопасность труда в организации
18. Моббинг: понятие, классификация, причины возникновения, методы решения проблемы
19. Классификация условий труда
20. Понятие оплаты труда как элемент организации труда
21. Государственное регулирование оплаты труда
22. Режимы труда и отдыха
23. Понятие рабочего времени.
24. Структура баланса рабочего времени.
25. Понятия: график выхода на работу, табель учета рабочего времени.
26. Условия труда персонала как составляющая внешней среды, окружающей работника.
27. Классификация и характеристика факторов внешней среды работника.
28. Условия труда и работоспособность человека, их влияние на состояние здоровья работника.
29. Применение НОТ с целью снижения степени опасного влияния условий труда на человеческий организм.
30. Разработка и реализация мер защиты от неблагоприятного и вредного воздействия внешней среды.
31. Понятие эффективности труда. Цели и задачи оценки эффективности НОТ в организации.
32. Критериальные показатели, характеризующие экономическую эффективность труда.
33. Критериальные показатели, характеризующие социальную эффективность труда.
34. Применение системы сбалансированных показателей для оценки мероприятий по организации труда в общей системе управления персоналом и организации в целом.
35. Методика расчета комплексного показателя эффективности работы персонала.
36. Понятие регламентации труда персонала. Цель и задачи регламентации труда.
37. Классификация форм и принципы регламентации труда.
38. Связь регламентации труда персонала и эффективности управления персоналом.
39. Основные документы, регламентирующие труд персонала в организации.
40. Классификация нормативно-методических документов.
41. Документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера.
42. Делегирование полномочий. Последствия неправильного делегирования полномочий.
43. Основные правила и целесообразность делегирования полномочий.
44. Методы управления персоналом, их классификация.
45. Сущность и понятие нормирования труда. Цели и задачи нормирования труда.
46. Функции и принципы нормирования туда.
47. Место нормирования труда в управлении персоналом организации.
48. Связь нормирования труда и регламентации труда.
49. Понятие норм труда и их классификация
50. Понятие и классификация нормативов по труду.
51. Понятие и классификация методов нормирования труда.
52. Методы нормирования труда.
53. Понятие, достоинства и недостатки аналитических методов нормирования труда
54. Понятие и классификация методов изучения затрат рабочего времени.
55. Особенности нормирования труда работников кадровых служб.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература:
1. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда. — М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с.
2. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012.-320 с.
3. Рофе А.И. Экономика труда: Учеб. – М.: КНОРУС, 2015. – 400 с.
б) дополнительная литература:
1. Организация и нормирование труда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 2011. – 301 с.
2. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. – 8-е изд., пересмотр, и доп. – М.: Норма, 2013. – 464 с. +1999+2001(2)+2005
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы:
1. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 1997–2016. – Режим доступа: https://www.aup.ru/
2. Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2000–2016. – Режим доступа: https://www.hrm.ru/
3. Журнал "Кадры предприятия" [Электронный ресурс]: [Издательская группа "Дело и сервис"]. – [М.], сор. 2000–2016. Режим доступа: https://dis.ru/kp/
4. Национальный союз кадровиков [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2016. – Режим доступа: https://kadrovik.ru/
5. Электронный журнал "Работа с персоналом" [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2002–2016. – Режим доступа: https://www.hr-journal.ru/
6. Обучение и развитие персонала [Электронный ресурс]. – [М], сор. 2016. – Режим доступа: https://trainings.ru/
7. Практический журнал по кадровой работе "Кадровое дело" [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2016. – Режим доступа: https://www.kdelo.ru/
8. Управление персоналом – менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. – [М.], сор. 2005-2016. – Режим доступа: https://staff-control.ru/
9. HRM Guide. International Human Resources [Electronic resource] – cop. 1997–2016. – Mode of access: https://www.hrmguide.net/
10. National Human Resources Association [Electronic resource] – cop. 2016. – Mode of access: www.humanresources.org
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Реферат - это индивидуальная научно-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.
Цель написания реферата заключается в том, чтобы научить студента работать эффективно, приобретая и развивая навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, ориентации в современном многообразии публикаций.
С помощью написания реферата студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он:
• анализирует различные точки зрения, явления, факты и события;
• ведет научно обоснованную полемику;
• обобщает материал;
• лаконично излагает свои мысли;
• учится систематизировать информацию и правильно оформлять работу с составлением плана и библиографии.
Структура реферата имеет следующий вид:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
Перед началом работы следует сформулировать то, что нужно описать в реферате, т.е. сформулировать проблему. Формулировка проблемы вытекает из темы реферата и определяет границы исследуемого объекта, процесса, явления.
В основной части реферата содержательно раскрывается проблема – описание и анализ исходного положения, причин изменений, результат. Основная часть содержит 2-3 параграфа, каждый параграф освещает самостоятельный вопрос поставленной проблемы. Каждый параграф должен заканчиваться выводами. Объем реферата 20-25 стр.
Заключение к реферату обычно содержит выводы, которые в обобщенном виде показывают, что удалось узнать по проблеме, сформулированной в начале работы.
Схема работы над рефератом
1-й этап - подготовительный:
• Выбор темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью.
• Подбор и чтение литературы: учебника, учебных пособий, научных статей, конспектов лекций и др.
• Формулировка проблемы, составление чернового плана.
• Выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала.
• Дальнейшее изучение литературы, уточнение проблемы, уточнение плана.
2-й этап – написание реферата:
• Написание основной части реферата, отражающей вопросы плана и раскрывающей тему, суммирование выводов для заключения.
• Написание введения, где определяются цель, задачи, объект м предмет реферата, место данной темы в истории вопроса, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы.
• Написание заключения, которое перекликается с началом введения, содержит выводы по освещаемым проблемам реферата, а также предложения и рекомендации.
• Оформление списка использованных источников.