Ассоциативный эксперимент как метод исследования значений




Понятие «значение» - междисциплинарный термин, оно изучается многими науками: лингвистикой, психологией и т.д., поэтому существует много методов исследования значения. Выделяют следующие методы исследования значения:

1) метод субъективного шкалирования, который был заимствован из классической психофизики. Испытуемый должен оценить «сходство значений» с помощью некоторой шкалы. Метод является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства.

2) метод семантического дифференциала, который является одним из методов построения семантических пространств. Метод представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций.

3) метод личностных семантических дифференциалов, который строится на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку самого себя или другого человека.

4) методика личностных конструктов Дж. Келли, которая является методом операционального изучения «имплицитных теорий личности».

5) метод семантического радикала А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой, который является условно - рефлекторным методом исследования семантической близости значений.

6) метод подстановки, используемый для семантического анализа довольно узких групп лексики. Модификацией этого метода является метод незаконченных предложений с пропуском, где заполнение недостающего звена взаимозаменяемыми словами говорит о семантической близости этих слов.

7) метод классификации, разработанный Миллером, который позволяет изучать семантические связи между различными объектами, непосредственно оперируя исследуемым материалом (изображением), не прибегая к косвенным оценкам через вербальные описания.

8) методы косвенного опосредованного исследования семантики, где установление семантических связей исследуемого материала осуществляется опосредованно, через характер и особенности протекания психических процессов переработки этого материала; таких, как вербальное научение, запоминание и распознавание, переключение внимания и т. д.

9) ассоциативный эксперимент, который является, пожалуй, «наиболее разработанной техникой семантического анализа» [35] На этом методе мы остановимся подробнее.

Представление о сочетании или соединении идей путем их ассоциаций по смежности во времени и пространстве высказал еще Аристотель. Он считал, что ум человека при рождении представляет собой tabula rasa - чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки, путем их ассоциативного связывания.

Такие представления Аристотеля в 17 веке были развиты Джоном Локком, который выделял простые и сложные идеи. Простые идеи - это элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии; сложные - идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов [46]. Локк явился, таким образом, основоположником теории ассоциаций - концепции, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей.

Другой английский эмпирик - Джордж Беркли - использовал теорию ассоциаций для объяснения процесса познания. Он считал, что знания есть сочетания простых идей, отдельных психических элементов, т.е. сложные представления есть комбинации ряда простых, возникающих у нас благодаря органам чувств. По мнению Беркли ассоциативное восприятие объекта усваивается нами в процессе научения.

Давид Юм выявил два закона ассоциаций: закон сходства или подобия - чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи; и закон смежности или ассоциации, во времени и пространстве - чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации. Давид Гартли выделил еще третий закон ассоциации: он считал, что повторяемость впечатлений также является достаточным основанием для возникновения ассоциаций.

Собственно говоря, ассоциация, точнее, ее понимание в теории ассоциаций, есть тот самый процесс, который современные психологи называют научением. Тем не менее, вклад эмпиристов в становление научной психологии достаточно высок.

В раннем периоде истории психологии слова широко применялись в доминирующей тогда парадигме, основанной на связи стимула и реакции. Так, одной из тем исследований в Лейпцигской лаборатории В. Вундта, были вербальные ассоциации. Испытуемых просили ответить всего одним словом на слово - раздражитель. Чтобы выяснить природу вербальных ассоциаций, Вундт перешел к классификации типов связей, обнаруженных в результате реакций на раздражители, состоящие из одного слова.

Герман Эббингауз подошел к вопросу с другой стороны. До него общепринятых методов было изучение уже сложившихся ассоциаций, исследователи пытались определить природу уже сложившихся связей.

Эббингауз формировал ассоциации. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективным.

В этом же периоде истории психологии берут начало истоки возникновения собственно ассоциативного эксперимента. Д. Миллер описывает историю его возникновения следующим образом [50]: сэр Френсис Гальтон в 1879г. попробовал провести ассоциативный эксперимент. На карточках он написал 75 слов, а через несколько дней брал карточки по одной, засекал время с того момента, когда его глаза останавливались на слове, и до того момента, когда прочитанное слово вызывало у него две различные мысли. Он записал эти мысли для каждого слова, но отказался публиковать результаты, т.к. «они обнажают сущность человеческой мысли… и открывают анатомию мышления с такой живостью и достоверностью, которые вряд ли удастся… сделать достоянием мира».

Почти через 30 лет, в 1906 году Карл Юнг разработал ассоциативный эксперимент в том варианте, в котором он используется до сих пор. Идея словесно-ассоциативного теста пришла Юнгу в голову после того как один из коллег рассказал ему об ассоциативных экспериментах В. Вундта. У Юнга этот тест выглядит следующим образом: аналитик зачитывает одно за другим ряд слов пациенту, который в ответ на каждое слово должен сказать первое, что придет ему в голову. При этом измеряется время реакции, изменения частоты дыхания, электропроводность кожи и другие параметры, которые могут свидетельствовать об эмоциональной реакции пациента. Если данные параметры изменяются, то делается вывод о том, что существуют определенные эмоциональные причины, связанные с предложенным словом или с возможным ответом [42]. Схема современного ассоциативного эксперимента такая же, как у Юнга: испытуемому предъявляют слово - стимул и просят дать первые пришедшие на ум ассоциации, причем возможен как свободный ассоциативный эксперимент, где испытуемый не ограничен в выборе возможных ассоциаций; так и направленный, где поток его ассоциаций ограничен по инструкции рамками некоторого грамматического класса.

Разновидностью свободного ассоциативного эксперимента является парный ассоциативный эксперимент, сущность которого состоит в том, что стимулы предъявляются одновременно двум испытуемым, и они одновременно отвечают любыми словами, пришедшими им в голову. Парный ассоциативный эксперимент позволяет установить лидера в диаде: для лидера характерно более короткое время реакции и навязывание своих ассоциаций второму испытуемому. Выделяют также цепной ассоциативный эксперимент, в котором измеряется общий объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени, опуская при этом длительность латентного периода формирования ассоциаций.

В настоящее время ассоциативный эксперимент применяют в психоанализе, где существует методика так называемого свободного ассоциирования, в соответствии с которой пациент должен сообщать свои мысли безоговорочно психоаналитику и не делать попыток сосредотачиваться во время этого. Таким образом, ассоциативный эксперимент используется как психотерапевтическая методика.

На основе ассоциативного эксперимента разработаны детекторы лжи, основанные на связи слова - стимула с временем реакции испытуемого, частотой дыхания, пульса, электропроводности кожи и других физиологических параметров.

Ассоциативный эксперимент с успехом применяется в этнопсихологических исследованиях. С его помощью исследуются значения слов у разных народов путем сравнения ответов испытуемых разных национальностей. А.А. Залевская, например, исследовала людей, изучающих иностранный язык, чтобы выяснить, как воспринимаемое слово преломляется через призму предшествующего опыта испытуемого в родном и изучаемом языках. С этой целью она сопоставляла ассоциативные связи между словами иностранного языка с ассоциативными навыками учащихся разных национальностей [19]. Ассоциативный эксперимент применяется как метод исследования в патопсихологии, т.к. позволяет выделять неосознаваемые моменты, тем самым открывая искажение значений слов для больных, показывает искажение их мышления. В нейропсихологическом исследовании метод ассоциативного эксперимента позволяет диагностировать микроорганические поражения мозга (Ганзин И.В.), изучить формирование значения слова в онтогенезе (Береснева Н.И., Пермь).

Ассоциативный эксперимент используется в экспериментальной психосемантике, психолингвистике в качестве одной из методик выделения семантических связей. В этих целях эксперимент проводится следующим образом: большому числу испытуемых предъявляется список слов и дается инструкция отвечать на каждое слово (стимул) другим словом (реакция). Таким образом, мы получаем список слов - реакций на каждое слово - стимул и частоту появления каждой из реакций, который затем подвергается обработке и интерпретации.

Такую большую сферу применения ассоциативный эксперимент получил благодаря своей доступности, простоте, и удобству применения, т.к. он может проводиться одновременно с большой группой испытуемых, которые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделить и некоторые неосознаваемые компоненты значения. Характер ассоциаций зависит от пола, возраста, образовательного уровня, профессии испытуемых. Это значит, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы.

Существенным недостатком метода является его чувствительность к филогенетическому и синтаксическому сходству. Большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. Также часть ассоциаций может быть вызвана предметами или явлениями окружающей испытуемого обстановки. Некоторые испытуемые имеют тенденцию давать социально приемлемые ассоциации или нейтральные. Часть испытуемых может отвечать не первым пришедшим на ум словом, а каким-то другим, которое он считает более приемлемым. На ассоциативный эксперимент также влияет профессия испытуемого и географические условия, в которых он живет. Так, по данным А.А. Леонтьева, на стимул «кисть» житель Ярославля отвечает - рябиновая, Душанбе - виноградная, дирижер - плавная и мягкая, медсестра - ампутация, строитель - волосяная [10].

Данные недостатки частично снимаются тем, что, как правило, ассоциативный эксперимент с целью психологического, психолингвистического и т.д. исследования проводится на очень больших выборках - не менее ста человек (обычно в исследовании принимает участие сто и более человек).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: