Основные проблемы современного религиозного образования




О достоинстве приобретения знаний, в том числе религиозных можно найти множество подтверждений в Священном Коране, Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и в высказывания великих и уважаемых ученых.

В 58 суре, 11 аяте Священного Корана Всевышний сообщает нам: «…Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание, на разные степени…» [1].

Сура 4, 162 аят: «Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают намаз, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением» [1].

Сура 20, 114 аят: «Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания» [1].

Сура 39, 9 аят: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» [1].

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». (Аль-Бухари; Муслим) [2,3].

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее». (Муслим) [3].

Передают со слов Усмана бин Аффана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Аль-Бухари) [2].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки» [3].

Система современного исламского образования находится в состоянии динамичного развития, решая вопросы качества образования, подготовки кадров, интеграции в общероссийское образовательное пространство. В России в регионах традиционного распространения ислама для духовного развития страны необходимо привлечение внимания к проблемам исламского образования и активное содействие их решению.

Под религиозным образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения в интересах религиозного объединения и личности, сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре и жизни религии и представляющего ее религиозного объединения, формированием качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения, в том числе присущих ему нравственных ценностей. Религиозное образование ставит своей целью распространение религиозной веры в среде учащихся, ее укрепление, обучает догматам и обрядам, предписаниям и правилам поведения. [9]

Одной из проблем современного мусульманского общества является религиозный фанатизм, главной причиной которой является отсутствие знания сути религии. Религиозное невежество молодежи приводит к заблуждениям и неправильному пониманию ислама. К сожалению, все больше и больше можно встретить негативного отношения к религии, только лишь потому, что ее представители зачастую подают не самый лучший пример. А все это как раз от непонимания того, с чем пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Ведь религия ислам учит лишь добру и толерантности, призывает людей к высокой нравственности и морали. И как сказано в одном из аятов Священного Корана: «Нет принуждения в религии» [1].

Образовательная работа с молодежью, подростками, как наиболее подверженной влиянию частью населения, представляется острой необходимостью особенно в настоящее время, когда существует опасность распространения на территории России и регионов терроризма и радикально настроенных организаций. Одним из решений данной проблемы отчасти является официальное массовое распространение традиционного ислама как самой миролюбивой религии [26].

Также актуальным вопросом в развитии религиозного образования является преемственность. Преемственность в обучении – важнейший фактор, обеспечивающий эффективность образования. На сегодняшний день в Республике Башкортостан еще только формируется ступенчатая системамусульманского религиозного образования. В г.Уфа существуют воскресные курсы при мечети, медресе и высшее учебное заведение – Российский Исламский Университет. Однако еще рано говорить о сформированной системе взаимодействия этих уровней образования.

Кроме того, с каждым днем возрастает спрос на получение знаний о религии. В связи этим актуальным вопросом является создание условий получения официального религиозного образования среднего звена для повышения общего уровня религиозной грамотности населения.

Еще одной немаловажной проблемой является нехватка квалифицированных кадров и достойный уровень оплаты труда преподавателей. Следует отметить, что с каждым годом повышается уровень местного религиозного образования. Ежегодно из стен РИУ выпускаются студенты, получившие религиозные знания и стремящиеся их передать.

Вопрос финансирования религиозного образования также является одним из важных вопросов, поскольку большая часть средств на содержание религиозных образовательных учреждений – это финансовая поддержка Духовных управлений и помощь населения, меценатов и благотворительных фондов.

Кроме вышеупомянутых задач, существуют вопросы недостаточного оснащения существующих мусульманских учебных заведений учебными пособиями, например, по таким дисциплинам, как коранистика, хадисоведение, исламское право и законодательство, история и культура ислама. Нехватка учебных пособий влечет за собой другую проблему – потерю обученных кадров. Молодые люди после окончания медресе едут получать высшее религиозное образование в зарубежные страны исламского мира. А вернувшись, обнаруживают, что полученные дипломы не признаются [30].

Необходимо решать данные вопросы и разрабатывать мероприятия по совершенствованию системы мусульманского образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: