Дифференциация Р и Л в предложениях.




Тема: «Звуки Р и Л».

Цель:

Дифференциация звуков [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1) Учить дифференцировать звуки [Р] и[ ]Л изолированно, в слогах, словах и предложениях.

2) Развивать целостное восприятие, память, внимание.

3) Развивать фонематический слух.

4) Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

5) Развивать мелкую моторику;

Оборудование: картинка пчелы Клара; картинки для задания «Где спрятался звук»(лук, белка, лыжи, трактор, радуга, корова, юбка, шапка, овощи, печенье), мяч, Лепестки со словами.

Речевой материал: звуки, слоги, слова, предложения.

План занятия:

1) Организационный момент.

2) Дифференциация [Р] и [Л] изолированно.

a) Игра «Поймай звук».

3) Дифференциация [Р] и [Л] в слогах.

a) Игра «Песни с Кларой».

b) Игра «Скажи наоборот».

4) Дифференциация Р и Л в словах.

a) Игра «Собери цветок».

b) Игра «Где спрятался звук».

5) Дифференциация Р и Л в предложениях.

6) Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуй.

Ребенок: Здравствуйте.

Логопед: К нам сегодня пришли гости. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Все жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла

А зовут её?.....

Ребенок: Пчела.

Логопед: Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед. (Показать картинку пчелы. (Смотри Приложение 1)).

Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р] и [Л] и отличать их друг от друга.

2) Дифференциация [Р] и [Л] изолированно.

a) Игра «Поймай звук»

Логопед: Клара немного запуталась, в каком слове какая буква. Давай ей поможем разобраться. Я буду говорить тебе слова, а ты, если там есть звук Р- зарычишь, а если звук Л – хлопнешь. Договорились?

Ребенок: Да

Логопед: Робот (рычать).

Мусоровоз (рычать).

Клад (хлопать).

Ласты (хлопать).

Клубок (хлопать).

Топор (рычать).

Мел (хлопать).

 

 

3) Дифференциация [Р] и [Л] в слогах.

A) Игра «Песни с Кларой»

Логопед: Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ра-ла

ала-ара-ала

ал – ар - ал

лу-ру-лу

улу-уру-улу

ул – ур - ул

лы-ры-лы

ылы-ыры-ылы

ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло

оло-оро-оло

ол – ор – ол

 

Ребенок повторяет за логопедом.

 

B) Игра «Скажи наоборот».

 

Логопед: Клара очень любит игры в мяч. И она придумала очень интересную игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком Р или Л. А ты мне будешь называть слог уже с другой буквой и возвращать мяч обратно. Например, я говорю «РА», а ты мне отвечаешь «ЛА».

 

4) Дифференциация [Р] и [Л] в словах.

Логопед: Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].

Логопед: Ла-ра-ла, вкусный мед несет…

Ребенок: Пчела.

Логопед: Лу-ру-лу, мы увидели…

Ребенок: Пчелу.

Логопед: Лы-ры-лы, испугались мы….

Ребенок: Пчелы.

Логопед: Ло- ро- ло, убежали …

Ребенок: Далеко.

Логопед: Ро-ло-ро – у орла огромное …

Ребенок: Крыло.

Логопед: Ры-лы-ры – шары всегда …

Ребенок: Круглы.

Логопед: Ар-ал-ар – папа прочитал …

Ребенок: Журнал

Логопед: Ар-ал-ар – завтра праздник …

Ребенок: Карнавал.

Логопед: Ты умница!

a) Игра «Собери цветок».

Логопед дает ребенку лепестки на которой написаны слова, но без последнего слога. Ребенок должен вставить слог РА или ЛА и определить к нужному цветку.

Логопед: Из-за сильного ветра, лепестки с цветов, которые росли у Клары на лужайки, опали. Давай поможем Кларе вернуть их на прежнее место. Если слово оканчивается на «ЛА», то этот лепесток с цветка «ЛА», а если слово оканчивается на «РА», то этот лепесток с цветка «РА».

B) Игра «Где спрятался звук».

Логопед: Злая колдунья перемешала все картинки, которые Клара приготовила для нас. Давай ей поможем разобраться с ними.

Выбери себе картинки, в названиях которых есть звук [Р], а мне дай те, в названиях которых есть звук [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

Ребенок: В слове КОРОВА звук [Р] находится в середине слова.

В слове РАДУГА звук [Р] находится в начале слова.

В слове ТРАКТОР звук [Р] находится в середине и в конце слова.

В слове ЛЫЖИ звук [Л] находится в начале слова.

В слове БЕЛКА звук [Л] находится в середине слова.

В слове ЛУК звук [Л] находится в начале слова.

Дифференциация Р и Л в предложениях.

Логопед: Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

 

Логопед: Салат ел Варю.

Ребенок: Варя ела салат.

Логопед: Салазки везут Рому.

Ребенок: Рома везет салазки.

Логопед: Пол упал на стул.

Ребенок: Стул упал на пол.

Логопед: Лопатка взяла Влада.

Ребенок: Влад взял лопатку.

Логопед: Ладони вымыли Клару.

Ребенок: Клара вымыла Ладони.

Логопед: Кукла купила Марго.

Ребенок: Марго купила куклу.

 

6) Итог занятия.

Логопед: Пчелке Кларе пора возвращаться домой на свою поляну. Нам пора с ней прощаться. Какие звуки Клара помогала нам различать? Какие слова с этими звуками ты помнишь?

Ребенок: Мы учились различать звуки [Р] и [Л].

Приложение 1.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Смоленский Государственный университет

Психолого-педагогический факультет

Кафедра специальной психологии и педагогики.

 

 

Конспект

индивидуального логопедического занятия

проведенной студенткой 3 курса

Водневой Дарьей Владимировной

с учащимся 1 класса,

имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи

на логопункте МГПУ «Гимназия №1им. Николая Михайловича Пржевальского»

 

Дата ______________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: