Тема: «Звуки Р и Л».
Цель:
Дифференциация звуков [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1) Учить дифференцировать звуки [Р] и[ ]Л изолированно, в слогах, словах и предложениях.
2) Развивать целостное восприятие, память, внимание.
3) Развивать фонематический слух.
4) Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
5) Развивать мелкую моторику;
Оборудование: картинка пчелы Клара; картинки для задания «Где спрятался звук»(лук, белка, лыжи, трактор, радуга, корова, юбка, шапка, овощи, печенье), мяч, Лепестки со словами.
Речевой материал: звуки, слоги, слова, предложения.
План занятия:
1) Организационный момент.
2) Дифференциация [Р] и [Л] изолированно.
a) Игра «Поймай звук».
3) Дифференциация [Р] и [Л] в слогах.
a) Игра «Песни с Кларой».
b) Игра «Скажи наоборот».
4) Дифференциация Р и Л в словах.
a) Игра «Собери цветок».
b) Игра «Где спрятался звук».
5) Дифференциация Р и Л в предложениях.
6) Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй.
Ребенок: Здравствуйте.
Логопед: К нам сегодня пришли гости. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Все жужжит, жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит,
Целый день, словно юла
А зовут её?.....
Ребенок: Пчела.
Логопед: Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Клара. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из нее мед. (Показать картинку пчелы. (Смотри Приложение 1)).
Она прилетела помогать тебе, учится правильно произносить звук [Р] и [Л] и отличать их друг от друга.
2) Дифференциация [Р] и [Л] изолированно.
a) Игра «Поймай звук»
Логопед: Клара немного запуталась, в каком слове какая буква. Давай ей поможем разобраться. Я буду говорить тебе слова, а ты, если там есть звук Р- зарычишь, а если звук Л – хлопнешь. Договорились?
Ребенок: Да
Логопед: Робот (рычать).
Мусоровоз (рычать).
Клад (хлопать).
Ласты (хлопать).
Клубок (хлопать).
Топор (рычать).
Мел (хлопать).
3) Дифференциация [Р] и [Л] в слогах.
A) Игра «Песни с Кларой»
Логопед: Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
ла-ра-ла
ала-ара-ала
ал – ар - ал
лу-ру-лу
улу-уру-улу
ул – ур - ул
лы-ры-лы
ылы-ыры-ылы
ыл – ыр - ыл
ло-ро-ло
оло-оро-оло
ол – ор – ол
Ребенок повторяет за логопедом.
B) Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Клара очень любит игры в мяч. И она придумала очень интересную игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком Р или Л. А ты мне будешь называть слог уже с другой буквой и возвращать мяч обратно. Например, я говорю «РА», а ты мне отвечаешь «ЛА».
4) Дифференциация [Р] и [Л] в словах.
Логопед: Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р], [Л].
Логопед: Ла-ра-ла, вкусный мед несет…
Ребенок: Пчела.
Логопед: Лу-ру-лу, мы увидели…
Ребенок: Пчелу.
Логопед: Лы-ры-лы, испугались мы….
Ребенок: Пчелы.
Логопед: Ло- ро- ло, убежали …
Ребенок: Далеко.
Логопед: Ро-ло-ро – у орла огромное …
Ребенок: Крыло.
Логопед: Ры-лы-ры – шары всегда …
Ребенок: Круглы.
Логопед: Ар-ал-ар – папа прочитал …
Ребенок: Журнал
Логопед: Ар-ал-ар – завтра праздник …
Ребенок: Карнавал.
Логопед: Ты умница!
a) Игра «Собери цветок».
Логопед дает ребенку лепестки на которой написаны слова, но без последнего слога. Ребенок должен вставить слог РА или ЛА и определить к нужному цветку.
Логопед: Из-за сильного ветра, лепестки с цветов, которые росли у Клары на лужайки, опали. Давай поможем Кларе вернуть их на прежнее место. Если слово оканчивается на «ЛА», то этот лепесток с цветка «ЛА», а если слово оканчивается на «РА», то этот лепесток с цветка «РА».
B) Игра «Где спрятался звук».
Логопед: Злая колдунья перемешала все картинки, которые Клара приготовила для нас. Давай ей поможем разобраться с ними.
Выбери себе картинки, в названиях которых есть звук [Р], а мне дай те, в названиях которых есть звук [Л] и определить место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
Ребенок: В слове КОРОВА звук [Р] находится в середине слова.
В слове РАДУГА звук [Р] находится в начале слова.
В слове ТРАКТОР звук [Р] находится в середине и в конце слова.
В слове ЛЫЖИ звук [Л] находится в начале слова.
В слове БЕЛКА звук [Л] находится в середине слова.
В слове ЛУК звук [Л] находится в начале слова.
Дифференциация Р и Л в предложениях.
Логопед: Клара решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Логопед: Салат ел Варю.
Ребенок: Варя ела салат.
Логопед: Салазки везут Рому.
Ребенок: Рома везет салазки.
Логопед: Пол упал на стул.
Ребенок: Стул упал на пол.
Логопед: Лопатка взяла Влада.
Ребенок: Влад взял лопатку.
Логопед: Ладони вымыли Клару.
Ребенок: Клара вымыла Ладони.
Логопед: Кукла купила Марго.
Ребенок: Марго купила куклу.
6) Итог занятия.
Логопед: Пчелке Кларе пора возвращаться домой на свою поляну. Нам пора с ней прощаться. Какие звуки Клара помогала нам различать? Какие слова с этими звуками ты помнишь?
Ребенок: Мы учились различать звуки [Р] и [Л].
Приложение 1.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Смоленский Государственный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра специальной психологии и педагогики.
Конспект
индивидуального логопедического занятия
проведенной студенткой 3 курса
Водневой Дарьей Владимировной
с учащимся 1 класса,
имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи
на логопункте МГПУ «Гимназия №1им. Николая Михайловича Пржевальского»
Дата ______________