Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Кафедральный руководитель практики:
ассистент кафедры психологии развития
А.В. Печёркина
Руководитель практики на предприятии:
директор ЦППП, психолог
С.Ю. Жданова
Пермь 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Индивидуальная программа производственной практики..……………………3
Описание структуры организации, роли и места психолога…………………...5
Календарный план производственной практики………………………………10
Дневник практики………………………………………………………………..11
Обобщение видов деятельности………………………………………………...14
Изученные документы и материалы……………………………………………15
Рефлексивный отчет……………………………………………………………..16
Характеристика – отзыв о работе студента……………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Введение
В ходе производственной практики, которая проходила со 2 мая по 29 мая 2016 года, нами была выполнена работа психолога в объёме 216 часов. Работа осуществлялась на базе Центра психолого-педагогической помощи (далее ЦППП) Пермского государственного национального исследовательского университета (далее университет).
Курировала работу директор ЦППП Жданова Светлана Юрьевна. Контроль и организацию практики осуществляла ассистент кафедры психологии развития Печёркина Анна Викторовна.
Индивидуальная программа производственной практики
Место прохождения практики – Центр психолого-педагогической помощи Пермского университета.
Цели – формирование и развитие творческого, исследовательского подхода к психолого-педагогической деятельности, приобретение навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании. Знакомство с различными формами и методами работы практического психолога.
Задачи, выдвигаемые со стороны кафедры психологии развития ПГНИУ:
· Закрепить, расширить, углубить теоретические знания и развить практические умения, навыки и компетенции в сфере профессиональной деятельности психолога;
· Способствовать приобретению опыта научно-исследовательской деятельности, формированию профессиональной позиции практического психолога;
· Научиться осуществлять подбор необходимых методик или тестов, актуальных для данного конкретного клиентского случая, расширение арсенала психологических методик и методов для профессионального использования;
· Содействовать развитию профессионально-личностных качеств будущего практического психолога;
· Знакомство с должностной инструкцией психолога в центре оказания психологической помощи;
· Знакомство со структурой организации, местом и ролью в ней психолога;
· Формировать творческую активность и положительную мотивацию к будущей профессии.
· Формировать профессиональные качества будущего практического психолога, а также личностные качества специалиста.
Задачи, выдвигаемые принимающей стороной:
· Познакомиться с содержанием основных должностных обязанностей сотрудников ЦППП, документацией, нормативно-правовыми основами их профессиональной деятельности;
· Изучение научных публикаций психологов ЦППП;
· Изучение основных и дополнительных, функциональных обязанностей психолога ЦППП;
· Участие в работе над созданием нового методического инструмента для обеспечения образовательного процесса и для психологического сопровождения сотрудников университета;
· Участие в традиционной ежегодной Ярмарке возможностей в качестве представителя ЦППП;
· Помощь в оформлении помещения для тренингов и мастер-классов.
О писание структуры организации, роли и места психолога
Местом прохождения производственной практики являлся Центр психолого-педагогической помощи Пермского университета, директором которого является доктор психологических наук, Жданова Светлана Юрьевна.
Юридический адрес: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15. Телефон – 2396-155.
В Центре работает 3 психолога, 1 секретарь.
Центр психолого-педагогической помощи Пермского университета создан по приказу ректора № 614 от 2 июля 2015 года. Центр является структурным подразделением университета. Сотрудники Центра подчиняются ректору, и назначаются на должности и освобождаются от них приказом ректора по представлению директора Центра. Структуру и штат Центра, а также изменения к ним утверждает ректор по представлению директора Центра. Директор Центра назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора. Сотрудники Центра обязаны регулярно повышать квалификацию путем обучения в других вузах, центрах повышения квалификации, участвуя в различных семинарах.
В своей деятельности Центр руководствуется следующими нормативными актами:
1) Законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;
2) Приказами и распоряжениями Министерства образования и науки РФ;
3) Уставом Пермского государственного национального исследовательского университета (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 26 февраля 2016 г. № 153);
4) Положением о службе практической психологии в системе министерства образования РФ (утверждено Приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. N 636);
5) Приказами и распоряжениями ректора;
6) Действующими нормативными документами в области организации и осуществления психологической помощи студентам и преподавателям в учреждениях ВО;
7) Положением о Центре психолого-педагогической помощи (утверждено 2 июля 2015 г.).
Цели Центра:
· Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития студентов;
· Содействие созданию благоприятного психологического климата в коллективе университета;
· Оказание комплексной психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Задачи Центра:
· Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
· Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;
· Создание условий психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
· Оказание помощи студентам в экстремальных и критических ситуациях;
· Психологическая поддержка и психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Функции Центра:
1. Психологическая диагностика:
· Изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся и субъектов образовательного процесса;
· Изучение мотивационной сферы обучающихся;
· Выявление внутригрупповых статусов и ролей обучающихся для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
· Изучение особенностей студентов, их интересов, способностей и склонностей с целью помощи в личностном определении.
2. Психологическая профилактика (поддержка) и коррекция:
· Проведение тренинговых занятий по адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в университете, подготовка рекомендаций по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
· Проведение тренинговых занятий по предупреждению у студентов психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;
· Оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, сотрудникам и обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
· Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета в решении личностных, профессиональных и других проблем;
· Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности. Психологическая профилактика осуществляется на основе совместной деятельности психологов Центра с деканами, кураторами и другими специалистами.
3. Психологическое просвещение:
· Повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей – проведение консультационных встреч;
· Популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса – организация клуба психологического кино.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса:
· Проведение индивидуального и группового консультирования студентов по проблемам учения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений с другими людьми, самовоспитания и т.п.;
· Консультирование администрации, педагогов и их родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
· Консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, межличностных взаимоотношений;
· Осуществление супервизорской работы.
5. Образовательная деятельность:
· Осуществление подготовки методических материалов для проведения психодиагностики, разработки развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
· Подготовка материалов к выступлениям на конференциях, форумах;
· Предоставление мест для прохождения практики студентам магистрантам, обучающимся по направлению подготовки «Психология»;
· Оказание дополнительных платных услуг по направлениям Центра, в соответствии с установленным в университете порядком: диагностика, психологическое консультирование, супервизия, тренинги.
Центр воплотил в себе лучшие идеи мировой психологической науки и практики. Специалисты центра имеют опыт педагогической и консультативной деятельности, участия в международных стажировках и грантах. Психологи Центра проводят бесплатные консультации для сотрудников и студентов всех видов и форм обучения, организуют мероприятия по психологической диагностике, профилактике, коррекции и психологическому просвещению. Прием осуществляется по предварительной договоренности.
Календарный план производственной практики
Сроки выполнения | Вид деятельности | Кол-во часов |
4 мая – 7 мая | Знакомство с деятельностью ЦППП (изучение нормативных документов, учебной литературы и научных статей), постановка целей и задач практики. | |
10 мая – 13 мая | Подготовка к участию в Ежегодной Ярмарке возможностей | |
14 мая – 19 мая | Разработка тренинговой программы по арт-терапии, разработка методического материала | |
17 мая | Участие в ежегодной Ярмарке возможностей | |
20 мая – 25 мая | Создание Банка методик исследования, разработка методического материала | |
26 мая – 28 мая | Написание отчета по производственной практике, подведение итогов практики. Сбор методической документации для создания приложения. Подготовка к отчетной конференции. | |
Всего: |
Руководитель практики директор ЦППП, психолог С.Ю. Жданова