Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения (5 лет)
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
I | Раздел I. Алалия как вид речевого нарушения | |||||
I.1 | Общие сведения об алалии | - | - | |||
I.2 | Проблемы дифференциальной диагностики алалии и сходных нарушений | - | - | |||
I.3 | Выявление алалии у детей | - | ||||
II | Раздел II. Особенности коррекционной работы при алалии | |||||
II.1 | Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии | - | ||||
II.2 | Система логопедической работы при моторной алалии | - | ||||
II.3 | Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии | - | ||||
II.4 | Система логопедического воздействия при сенсорной алалии | - | ||||
ИТОГО: | - | |||||
Контроль: зачёт | ||||||
ВСЕГО |
Тема I.2 Проблемы дифференциальной диагностики алалии и сходных нарушений
Кол-во часов: 2
Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением
Изучаемые вопросы:
1. Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при олигофрении.
2. Сопоставительный анализ алалии и афазии.
3. Сопоставительный анализ алалии и дислалии, ринолалии, дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.
Список литературы:
[1; 2; 3; 4; 6; 25]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации «Проблемы дифференциальной диагностики алалии и сходных нарушений».
Тема I.3 Выявление алалии у детей
Кол-во часов: 2
Форма проведения: коллоквиум
Изучаемые вопросы:
1. Приемы обследования.
2. Формы и материал обследования.
3. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.
Список литературы:
[1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 23; 30]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Выявление алалии у детей».
Наглядный материал для обследования.
Тема II.1 Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии
Кол-во часов: 2
Форма проведения:
семинар
Изучаемые вопросы:
1. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии.
2. Динамика развития функций и средств речи при моторной алалии.
3. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка.
Список литературы:
[1; 2; 3; 5; 6; 11; 19; 25]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Причины, механизмы, симптоматика моторной алалии».
Тема II.3 Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии
Кол-во часов: 2
Форма проведения:
семинар
Изучаемые вопросы:
1. Психолого-педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией.
2. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего.
Список литературы:
[1; 2; 3; 6; 11; 22]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список литературы
Основная литература
1. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
2. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект, фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – Кн. III. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия»: учеб. пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 113 с.
Дополнительная литература
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2004. – 144 с.
5. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб.: КАРО, 2006.
6. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М., 2012. – 216 с.
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
8. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред., д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003.
9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
10. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
11. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
12. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 212 с.
13. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 240 с.
4.2.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 1990.
16. Кузьмина, Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская. – М., 1977.
17. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов /Р.Е. Левина. – М., 1951.
18. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. – №6.
19. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М., 1969.
20. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975.
21. Орфинская, В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи /В.К. Орфинская. – Л., 1959.
22. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР /И.А. Смирнова. – СПб., 2004. – С. 61-73.
23. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией /Е.Ф. Соботович. – Киев, 1981.
24. Соботович, Е.Ф. К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении /Е.Ф. Соботович // Нервно-психические и речевые нарушения. – Л., 1982.
25. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1999. – 87 с.
26. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М., 1987.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
27. Воробьева, В.К. Алалия: курс лекций /В.К. Воробьева. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: https://www.logopedy.ru/portal/logoped-student/logoped-lection.html
28. Новые технологии логопедической работы – https://logos.speechteach.ru/
29. Статьи и практический материал по логопедическому обследованию – https://www.logoped.ru/obsled.htm