Введение
Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.
Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.
Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер) [1].
1. ИДЕЯ КОНСТРУКТИВИЗМА
На становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
Группа конструктивистов ставило своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей. Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры.
|
То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства») [2].
2. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ
Конструктивизм имеет много общего с функционализмом, что отражается и во временных рамках, в которых он был популярен у нас и за рубежом, но при этом у двух стилей имеются и свои отличия.
Конструктивизм характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
Организация абстрактных геометрических элементов, которые позволяют в комплексе сделать динамические или визуально устойчивые формы
|
Стилевая доминанта конструктивизма — предельная рациональность. В нем нет места витиеватым орнаментам и замысловатым линиям. Конструктивизм — это строгая геометрия, четкое цветовое деление и практичность материалов [3].
3. ОСНОВНЫЙ ДЕЯТЕЛИ
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в том же 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
Владимир Татлин
Главной фигурой конструктивизма стал Владимир Татлин (Рисунок 1), который и возглавил художественный отдел Наркомпроса.
Рисунок 1 - Владимир Евграфович Татлин
В предреволюционные годы Татлин увлекся проблемой материала в искусстве. Он утверждал, что зрительное восприятие не может дать полного представления о результатах художественного труда и поэтому «объявлял недоверие глазу», «поставил зрение под контроль осязания». Он ставил перед собой экспериментальные задачи на сочетания разных материалов (дерева, металла, стекла, картона, гипса и т. д.) таким образом, чтобы свойства каждого из них были выражены в примененной художником форме, в специфичной данному материалу работе, а также — в цвете, фактуре, текстуре. В 1913—1916 годах Татлин выполнил несколько серий таких композиций, названных им «материальными подборами», «живописными рельефами» и «контррельефами» (Рисунок 2). Сегодня такую работу мы рассматривали бы как своего рода экспериментальное «художественное конструирование». Идя по этому пути, Владимир Евграфович Татлин оказался одним из основоположников русского конструктивизма как в архитектуре, так и в дизайне.
|
а б
Рисунок 2 – Контррельефы: а – «Материальный подбор» 1916 г; «Угловой контррельеф» 1915 г.
«Контррельефы» — наиболее сложные в этом ряду работ Татлина — отличались от его же «рельефов» тем, что были подвешены в пространстве на тросах, проволоке или шпагате. Так возникла идея висячей композиции-конструкции. Систему декоративных висячих элементов из листового металла Татлин опробовал в 1917 году, участвуя в оформлении московского кафе «Питтореск».
Татлин считал, что развитие архитектуры скованно вековыми канонами, что решительно обновить архитектуру может только активное участие «художников-конструктивистов» и инженеров, свободных от влияния архитектурной рутины. Следует иметь в виду, что его собственная работа над архитектурным заданием приходилась на годы, предшествовавшие подъему новаторского архитектурного творчества как в нашей стране, так и в послевоенной Западной Европе. Именно в этом была одна из причин того, что проект Памятника III Интернационала (Рисунок 3) очень быстро получил всемирную известность и сыграл роль стимулирующего примера своей смелостью и новизной.
Рисунок 3 – Проект «Башня Татлина» или «Памятник III Коммунистического
интернационала»
Можно сказать, что советский конструктивизм начался с «Башни Татлина», она же «Памятник III Коммунистического интернационала». Проект 400-метровой башни был не только грандиозным, но и оригинальным. Фото макета публиковались в прессе и принесли автору широкую известность.
Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны». Татлин был сторонником синтеза архитектуры со скульптурой и живописью, понимая такой синтез как объединение профессиональных методов и приемов архитектора, скульптора и живописца в процессе создания единого архитектурного произведения.
В 1930—1931 годах Татлин сконструировал летательный аппарат «Летатлин» (Рисунок 4), приводимый в движение мускульной силой летчика. Здесь были синтезированы исследования Татлина в области свойств материалов и изучения механизма полета птиц. Таким образом, Татлин использовал в конструировании метод, в наши дни получивший название бионического.
Рисунок 4 – «Летатлин»
Работы Татлина критиковали многие и с разных позиций — традиционалисты и новаторы ставили ему в вину стремление объединить технику и искусство. Однако сам он считал, что именно художник, пришедший в технику — благодаря особенностям своей профессии, способности к синтезу, новизне своей «точки зрения» на явления техники, — способен «влить новую жизнь в устоявшиеся методы техники» и дать решения, недоступные порознь ни инженеру, ни «чистому» художнику. Этим Владимир Татлин прокладывал дорогу современному дизайну [4].
Александр Михайлович Родченко
Александр Родченко (Рисунок 5)советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
Рисунок 5 - Александр Михайлович Родченко
Александр Родченко и Варвара Степанова считали, что конструктивизм — искусство будущего. Это не столько стиль, сколько метод работы, своеобразное «интеллектуальное производство». В нем геометризация, модульность и структурность построения преобладали над другими композиционными принципами. Художники перенесли свой опыт живописцев-беспредметников на создание пространственных конструкций, проектов зданий, мебели, костюмов, рисунков для ткани, плакатов и книжных обложек. Именно из слова «конструкция» родилось название творческого направления — «конструктивизм». Метод работы приверженца этого направления — конструирование, а потому и Родченко, и Степанова называли себя также «конструкторами».
Ранние работы Родченко включали в себя линии, фигуры, плоскости, цвет. Основными инструментами являлись линейка и циркуль, а также краски и кисти. Позже он начал уходить от понятия плоскости. Новое направления отраженное в своих работах он планировал назвать — линеизм (Рисунок 6), новая ветвь беспредметного творчества, уходящая от общепринятых в искусстве понятий плоскости и фактуры.
а б
Рисунок 6 – а «Беспредметная композиция» 1918 г; б «Дизайн-проект киоска» 1919 г.
На смену стандартным инструментам пришли: пресс, валик, рейсфедер, а также линейки и циркули [5].
Фотохудожник Родченко создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии.
Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки — художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы (Рисунок 7).
а б
Рисунок 7 – Фотоработы Александра Родченко: а «Пионер-трубач» 1930 г.; б «Двое» 1932 г.
Конструктивисты писали, что роль плакатиста «вполне адекватна роли инженера–конструктора». В «саженных рожах» плаката художники старались выработать новый яркий язык, главной особенностью которого стало соединение типографских и фотографических элементов в единой динамичной композиции. Графические элементы двухмерной «типографики»: разномасштабные шрифты, плашки, линейки, восклицательные и вопросительные знаки — активно компоновались на листе с фрагментами трехмерного фотоизображения, рождая новые смыслы и самые неожиданные эффекты.
Если для художников Баухауза фотография была одним из средств изучения формального языка изображения, игрой с формами и пространством, то в советской России она стала прежде всего частью пропаганды. Многочисленные агитационные плакаты (в том числе и военные), киноафиши, книжные иллюстрации, созданные советскими конструктивистами, были выполнены в технике фотомонтажа. Ведущим мастерам коллажа был Александр Михайлович Родченко (Рисунок 8).
а б
Рисунок 8 – Плакаты: а. Александр Родченко, «Киноглаз», 1924 г.; б. Рекламный плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания» 1925 г.
Творческое наследие Александра Родченко не утратило актуальности в настоящее время и является источником вдохновения художников, работающих в разных сферах – от фотографии до дизайна [5].