Кругооборот оборотных фондов на предприятии представляет собой операционный цикл.




Операционный цикл

 

Например: Деньги – Материалы - Производство- Готовая продукция - Деньги.

Операционный цикл состоит из хозяйственных процессов.

процесс снабжения (Деньги - Материалы);

процесс производства (Материалы – Производство - Готовая продукция);

процесс реализации (Готовая продукция - Деньги).

Статистика туристских оборотных фондов изучает показатели степени рациональности (экономности) использования ОФ, прежде всего это касается природных ресурсов (озокерит, минеральные воды и лечебные грязи, сырье и топливо и т.п.), соответственно исчисляются показатели:

1) коэффициент расхода ОФ на единицу продукции (услуги) или на одного рекреанта.

В туризме этот показатель наиболее реален, потому что его можно рассчитать относительно предоставляемых услуг в денежном выражении.

2) показатели оборачиваемости ОФ в виде количества оборотов за определенный промежуток времени и продолжительности одного оборота. Особенно этот показатель характерен в туризме для подсчета оборота туристских товаров и атрибутики, предлагаемых учреждениями и оборачиваемости коечного фонда.

 

Лекция 5. Показатели статистики научно-технического прогресса в туризме.

Техническая сторона в туризме, как и в других сферах воспроизводственной деятельности, будет эффективной, если в нее постоянно внедрять новинки НТП (научно-технического процесса)и НТР (научно-технической революции).

НТП

 

 

НТР

 

 

В туризме НТП охватывает большинство звеньев рекреационного процесса, особенно его лечебную и познавательную ветви. Изучение состояния НТП в туризме предполагает расчет следующих статистических показателей:

1) общеэкономические показатели, содержат расчеты потенциального или фактического коэффициента электрификации, а также коэффициент электровооруженности труда.

 
 

 


где ЭL - сумма всей потребленной в процессе производства продукции электроэнергии;

Т — число работников туристского предприятия.

2) показатели химизации туристского процесса:

3) коэффициент механизации туристского процесса:

или коэффициент механизации рассчитанный через нормативное время выполнения работ немеханизированным способом (tн)

 

4) коэффициент автоматизации и компьютеризации:

где Qавт и Qнеавт - продукция (услуги)произведенные автоматами и неавтоматами соответственно.

Идеальным при внедрении новой техники считается окупаемость до 5 лет и, чем срок окупаемости короче, тем привлекательней ноу-хау, потому что в противном случае повышается степень экономического риска предоставления инвестиций.

 

Лекция 6. Показатели статистики туристской продукции

Продукция - это результат любого труда. Значит, понятие продукции является фундаментальным во всей экономике и туризме, так как от продукции отталкиваются в расчетах других экономических категорий (зарплата, себестоимость, производительность труда и т.д.). Существует несколько понятий продукции:

1) продукция-это прямой полезный результат производственной деятельности предприятий;

2) продукция-это всегда потребительная стоимость, т.е. стоимость услуги удовлетворяющей какую-либо потребность;

3) продукция-это материальная или духовная ценность, благо для отдельного человека.

В статистике продукция - это продукт производства в вещественной, стоимостной или информационной форме, учитываемый статистикой в натуральных и денежных единицах.

Исходя из общеэкономического понимания продукции, и учитывая специфику туристской отрасли, продукцией туризма является:

 

 

Соответственно, туристская продукция

 

Количество обслуженных туристов и вырученных при этом денег тоже является туристской продукцией. Туристская статистика в зависимости от отрасли рассчиты­вает продукцию в натуральном и в денежном выражении.

Наиболее важно в статистике продукции туризма рассчитывать:

а) валовую продукцию туризма - это денежная выручка за предоставленные рекреационные услуги, включая материальные издержки на их производство за определенный промежуток времени;

б) чистую продукцию туризма (прибыль) - это валовая продукция туризма, за вычетом материальных издержек на производство услуг (расход топлива, энергии, коммунальные платежи и т.п.).

Отталкиваясь от этих понятий можно рассчитать индекс затрат и индекс рентабельности производственной деятельности туристского предприятия:

где МИЗ - материальные издержки производства;

ЧПТ - чистая прибыль предприятия туризма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: