Операционный цикл —
Например: Деньги – Материалы - Производство- Готовая продукция - Деньги.
Операционный цикл состоит из хозяйственных процессов.
процесс снабжения (Деньги - Материалы);
процесс производства (Материалы – Производство - Готовая продукция);
процесс реализации (Готовая продукция - Деньги).
Статистика туристских оборотных фондов изучает показатели степени рациональности (экономности) использования ОФ, прежде всего это касается природных ресурсов (озокерит, минеральные воды и лечебные грязи, сырье и топливо и т.п.), соответственно исчисляются показатели:
1) коэффициент расхода ОФ на единицу продукции (услуги) или на одного рекреанта.
В туризме этот показатель наиболее реален, потому что его можно рассчитать относительно предоставляемых услуг в денежном выражении.
2) показатели оборачиваемости ОФ в виде количества оборотов за определенный промежуток времени и продолжительности одного оборота. Особенно этот показатель характерен в туризме для подсчета оборота туристских товаров и атрибутики, предлагаемых учреждениями и оборачиваемости коечного фонда.
Лекция 5. Показатели статистики научно-технического прогресса в туризме.
Техническая сторона в туризме, как и в других сферах воспроизводственной деятельности, будет эффективной, если в нее постоянно внедрять новинки НТП (научно-технического процесса)и НТР (научно-технической революции).
НТП –
НТР –
В туризме НТП охватывает большинство звеньев рекреационного процесса, особенно его лечебную и познавательную ветви. Изучение состояния НТП в туризме предполагает расчет следующих статистических показателей:
1) общеэкономические показатели, содержат расчеты потенциального или фактического коэффициента электрификации, а также коэффициент электровооруженности труда.
где ЭL - сумма всей потребленной в процессе производства продукции электроэнергии;
Т — число работников туристского предприятия.
2) показатели химизации туристского процесса:
3) коэффициент механизации туристского процесса:
или коэффициент механизации рассчитанный через нормативное время выполнения работ немеханизированным способом (tн)
4) коэффициент автоматизации и компьютеризации:
где Qавт и Qнеавт - продукция (услуги)произведенные автоматами и неавтоматами соответственно.
Идеальным при внедрении новой техники считается окупаемость до 5 лет и, чем срок окупаемости короче, тем привлекательней ноу-хау, потому что в противном случае повышается степень экономического риска предоставления инвестиций.
Лекция 6. Показатели статистики туристской продукции
Продукция - это результат любого труда. Значит, понятие продукции является фундаментальным во всей экономике и туризме, так как от продукции отталкиваются в расчетах других экономических категорий (зарплата, себестоимость, производительность труда и т.д.). Существует несколько понятий продукции:
1) продукция-это прямой полезный результат производственной деятельности предприятий;
2) продукция-это всегда потребительная стоимость, т.е. стоимость услуги удовлетворяющей какую-либо потребность;
3) продукция-это материальная или духовная ценность, благо для отдельного человека.
В статистике продукция - это продукт производства в вещественной, стоимостной или информационной форме, учитываемый статистикой в натуральных и денежных единицах.
Исходя из общеэкономического понимания продукции, и учитывая специфику туристской отрасли, продукцией туризма является:
Соответственно, туристская продукция –
Количество обслуженных туристов и вырученных при этом денег тоже является туристской продукцией. Туристская статистика в зависимости от отрасли рассчитывает продукцию в натуральном и в денежном выражении.
Наиболее важно в статистике продукции туризма рассчитывать:
а) валовую продукцию туризма - это денежная выручка за предоставленные рекреационные услуги, включая материальные издержки на их производство за определенный промежуток времени;
б) чистую продукцию туризма (прибыль) - это валовая продукция туризма, за вычетом материальных издержек на производство услуг (расход топлива, энергии, коммунальные платежи и т.п.).
Отталкиваясь от этих понятий можно рассчитать индекс затрат и индекс рентабельности производственной деятельности туристского предприятия:
где МИЗ - материальные издержки производства;
ЧПТ - чистая прибыль предприятия туризма.