Целью производственной практики является:
– закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности и специализации;
– углубленное ознакомление с производством;
– изучение прав и обязанностей мастера цеха, участка;
– изучение видов процессов и оборудования одного из производств, правил технической эксплуатации, правил устройства энергоустановок;
– изучение технологии и приемов ремонта теплосилового оборудования, его организации и проведения;
– изучение правил техники безопасности, приобретение навыков работы с технической документацией, работы в информационной сети;
– ознакомление с методами конкретного планирования производства, с формами и методами сбыта продукции и обеспечения ее конкурентоспособности.
Место проведения практики: предприятия энергетики, промышленные предприятия, имеющие развитую теплоэнергетическую службу, научно-производственные организации, научно-исследовательские и проектные организации, оснащенные современным технологическим оборудованием, средствами проектирования, информационными источниками.
Студенты, как правило, проходят практику в бригадах, занимающихся ремонтом, монтажом теплоэнергетического оборудования, где изучают организацию труда, планирование ее работы, форму оплаты труда, мероприятия по повышению производительности труда, снижению материальных и финансовых затрат, приемы монтажа и ремонта соответствующего оборудования предприятия:
– в паросиловом цехе: ремонт котлов, котлов-утилизаторов, дымососов, паропроводов, арматуры, теплообменных аппаратов и т.п.;
– в кислородно-компрессорном цехе: ремонт воздушных и газовых компрессоров, запорно-регулирующей арматуры, теплообменных аппаратов и т.п.;
– в тепловых цехах тепловых электростанций (ТЭС), паровоздуходувных станций (ПВС), отопительных котельных: ремонт поверхностей нагрева котлов, паропроводов и арматуры, дымососов, вентиляторов, систем пылеприготовления и газового хозяйства, паровых турбин, подогревателей, насосов, доменных нагревателей и компрессоров, питательно-деаэрационных установок, установок ХВП, охлаждающих устройств.
При прохождении практики студент обязан:
– ознакомиться с основным и вспомогательным оборудованием: котлами, турбинами, теплообменниками, насосами, вентиляторами, компрессорами и их приводами, с трубопроводами и арматурой, с увязкой и назначением этого оборудования в общей технологической схеме участка (цеха);
– изучить характеристики основного и вспомогательного оборудования; устройство отдельных агрегатов, их взаимосвязь в тепловой схеме цеха; права, обязанности и ответственность обслуживающего персонала; мероприятия по обеспечению техники безопасности и пожарной безопасности;
– ознакомиться с организацией, планированием и проведением ремонтных работ на участке и изучить: порядок составления календарных планов и графиков на капитальные и текущие ремонты; порядок составления дефектных ведомостей и определения объема работ; приспособлений и инструмента для проведения ремонтных работ; правила техники безопасности при допуске к ремонту; Правила Ростехнадзора по ремонту оборудования; порядок приема оборудования.
Руководители практики от университета или предприятия формируют каждому студенту индивидуальное задание. Выполнение индивидуального задания является важнейшим этапом самостоятельной работы студента, расширяющим технический кругозор и позволяющий закрепить полученные студентами в университете теоретические знания.
Примерный перечень тем индивидуальных заданий.
Изучить и описать порядок проведения ремонтно-монтажных работ на паровых, водогрейных котлах или котлах-утилизаторах за обжиговыми и нагревательными печами с изображением эскиза котла. Возможные вопросы для проработки – подготовительные мероприятия; используемые подъемно-транспортные механизмы и средства; последовательность проведения работ; ремонт, сборка отдельных узлов и блоков.
Изучить и описать проведение работ, выполняемых при ремонте и монтаже вспомогательного оборудования котла: дымососов, вентиляторов, питательных насосов и др. с изображением эскиза их установки.
Изучить и описать выполнение ремонтных работ элементов топливного хозяйства станций и котельных: система пылеприготовления (топливоподача, мельницы); золоудаление и золоулавливание; используемые фильтры; газомазутное хозяйство предприятия; используемые на котлах горелки, их расположение, порядок ремонта и монтажа; защита окружающей среды.
Изучить и описать монтаж паропроводов, питательных трубопроводов и трубопроводов обмывки котла, объем и последовательность проведения ремонтных работ, контроль качества работ, схемы указанных магистралей.
Изучить и описать проведение ремонтно-монтажных работ при текущем и капитальном ремонте поверхностей нагрева котла (экономайзеров, воздухонагревателей, экранных труб, барабана, пароперегревателей): порядок осмотра и проведения подготовительных мероприятий; применяемые подъемные механизмы и приспособления; порядок монтажа; стоимость ремонта узла; контроль качества ремонта.
Описать операции по пуску котла после ремонта: составление инструкций; порядок пуска; оформление технической документации по эксплуатации котла.
Изучить и описать операции по проведению текущего и капитального ремонта центробежных компрессоров, доменных воздуходувок, центробежных насосов различного назначения.
Изучить и описать операции по проведению ремонта элементов паровых и газовых турбин: паровпускные клапаны; проточная часть турбины; опорно-упорные подшипники; концевые уплотнения; регенеративные подогреватели низкого и высокого давления; конденсаторы паровых турбин; циркуляционные насосы; масляное хозяйство; система регулирования и защитные устройства турбины.
Описать порядок проведения ремонта сетевых подогревателей, межремонтные сроки, объем выполняемых работ, контроль качества.
Изучить и описать схему химводоподготовки (ХВП): фильтры ХВП, насосы, теплообменники, порядок и приемы проведения их ремонта.
Другие индивидуальные задания могут быть выбраны студентом по его усмотрению и согласованию с руководителем практики, исходя из специфики места прохождения практики.
[1] СТО ЮУрГУ 04-2008 Курсовое и дипломное проектирование. Общие требования к содержанию и оформлению