Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью




Комментарий к статье 20

1. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью субъекты, указанные в комментируемой статье настоящего ФЗ, осуществляют в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами и Федеральными законами.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует Федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В частности, в круг основных полномочий Президента, в сфере обеспечения безопасности России входит следующее:

- он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется Федеральным законом;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, он вводит на территории Российской или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Контроль за ОРД осуществляется через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности РФ.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Парламентский контроль реально возможен только за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств. Причем он опосредован, так как происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (ст. 101 Конституции РФ), отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на ОРД, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом. Этим органом контролируется обоснованность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использования.

Остальные виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью со стороны парламента (в частности, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за соответствием ведомственных правовых актов, касающихся оперативно-розыскной деятельности, действующему законодательству; за кадровой политикой оперативно-розыскных органов) в настоящее время не имеют под собой конкретной конституционной основы.

В соответствии с Законом "О государственной тайне" члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

4. Полномочия Правительства ограничены Конституцией РФ. В частности, к ним относится осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В частности оно как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу МВД, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, для чего заслушивает должностных лиц МВД РФ, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Кроме того, компетенция Правительства в сфере оперативно-розыскной деятельности может быть определена исходя из содержания ряда законодательных актов Российской Федерации. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о безопасности Правительство в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности России, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и другими подведомственными ему органами Российской Федерации и субъектов в ее составе.

5. Уполномоченные органы, осуществляющие ОРД, обязаны беспрепятственно предоставлять контролирующим органам любую запрошенную информацию, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в порядке и случаях, предусмотренных Федеральными законами.

 

Комментарий к статье 21

1. Одним из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Обязанность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложена на прокуратуру ст. 29 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г.

Выделение данной деятельности прокуратуры в самостоятельное направление обусловлено, прежде всего, тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности неизбежно затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы граждан гарантированные Конституцией и другими законами - право на свободу, на тайну переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и другие. Ограничение прав и свобод гражданина и человека допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальными и другими законами. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляет Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры. Приказом Генерального прокурора РФ "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" N 56 от 25 апреля 2000 г. обязанность по осуществлению такого надзора возложена на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных спецпрокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре - на заместителей Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на которых возложено ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, оформляется допуск для работы с документами в соответствии с Инструкцией "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

2. При организации и осуществлении прокурорского надзора необходимо исходить из того, что его предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также соответствие закону решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

Обязанность надзора за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций) на прокурора не возложена. Обращение прокуроров к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо лишь тогда, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно-розыскных мероприятий, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения.

3. Правовой базой реализации полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является уголовно-процессуальное законодательство и другие Федеральные законы. В частности полномочия прокуроров в этом вопросе прописаны в статье 30 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также иные оперативно-служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением настоящего Федерального закона.

При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

4. Проверки законности проведения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений прокуроры могут осуществлять:

а) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

5. В ходе проведения надзорных проверок прокуроры обращают внимание:

а) на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Строго следуют требованиям Федерального закона о том, что оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

б) на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

в) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

г) на наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

д) на возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом;

е) на наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом (срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов);

ж) на соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

з) на своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, на терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

и) на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

6. Представление сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Оформляет его должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Согласие на представление сведений прокурору оформляется документом произвольной формы (распиской, заявлением).

7. Проверка прокурором исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, отражается в самостоятельном надзорном производстве, в котором концентрируются поступившие в прокуратуру материалы, информация, жалобы, заявления граждан, справки, оперативно-служебные документы, представленные прокурору по его запросам. Ведутся эти документы согласно Инструктивным указаниям о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД), утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ N 56 от 25 апреля 2000 г.

8. Документы оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, оборудованных пожарно-охранной сигнализацией. Переговоры открытыми средствами связи (телефон, радио), передача их телеграфом, телетайпом, факсом запрещается. Разглашение секретных сведений, утрата документов, содержащих такие сведения, влечет установленную законом ответственность.

В органах прокуратуры должно быть обеспечено надлежащее делопроизводство по документам, связанным с оперативно-розыскной деятельностью, исключающее утрату или разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Устанавливает эти правила Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ N 56 от 25 апреля 2000 г. Документы, надзорные производства, журнал (книга) учета хранятся в сейфах у уполномоченных прокуроров и работников, которые обеспечивают их сохранность.

В нерабочее время сейфы и кабинеты опечатываются.

Хранение документов, дел и надзорных производств в письменных столах запрещается.

9. Генеральному прокурору Российской Федерации и нижестоящих прокуроров, предоставлено право давать указания по вопросам оперативно-розыскной деятельности, которые не требуют законодательного регулирования и не выходят за рамки действующего Закона. Эти указания обязательны для исполнения всеми органами, осуществляющими ОРД. Речь идет о даче указаний не по конкретным делам, о чем говорилось выше, а об указаниях общего, принципиального характера, направленных на совершенствование ОРД, по раскрытию и расследованию преступлений, разоблачению преступников, на охрану прав и законных интересов участников уголовного процесса и других граждан, а также интересов общества и государства.

Нередко указания Генеральной прокуратуры издаются совместно с другими правоохранительными органами. К ним относится, например, совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18.04.2002 N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности"; Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 29.07.1996 N 44/15, 25.07.1996 N 1/12812 "О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие.

 

Комментарий к статье 22

1. Помимо прокурорского, судебного и парламентского контроля за законностью при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий законом устанавливается также ведомственный контроль. Его организуют руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и иные должностные лица на основании настоящего ФЗ и ведомственных нормативных актов.

Установление в законодательном порядке ведомственного контроля продиктовано спецификой оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой решение оперативных задач осуществляется с помощью проведения негласных мероприятий, в том числе затрагивающих права и свободы граждан.

2. Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность (в соответствии с Федеральными законами и ведомственными нормативными актами) за правильность и эффективность использования сил и средств органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность. Они несут ответственность как в целом за организацию оперативно-розыскной деятельности, так и за законность при организации и проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Руководители обеспечивают конспирацию в оперативно-розыскной деятельности, соблюдение режима секретности в делопроизводстве, защищенность системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также осуществляют контроль за порядком ведения дел оперативного учета, рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на ОРД.

В целях контроля они изучают материалы, полученные в результате выполнения ОРМ, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения. Дают, как правило, в письменном виде, указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; разрешения о заведении дел оперативного учета, контролируют сроки ведения и проверяют обоснованность их прекращения; составляют мотивированные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законом; участвуют в планировании ОРМ; заслушивают исполнителей; назначают проведение служебных проверок; рассматривают жалобы и заявления граждан.

Ведомственный контроль организуется руководителями либо иными должностными лицами, наделенными контролирующими и инспектирующими функциями. Руководители могут осуществлять контроль за оперативно-розыскными мероприятиями и путем личного участия в них.

3. Целями ведомственного контроля являются:

- определение обоснованности и законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с требованиями законов и ведомственных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность;

- своевременное выявление недостатков в области организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и предупреждение возможных нарушений законов и ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

4. Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору.

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Должностные лица органов внутренних дел могут нести дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую ответственность на основании и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Комментарий к статье 23

1. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", они подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием считается публикация текста документа в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Следовательно, Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 "Об оперативно-розыскной деятельности" вступил в силу со дня его опубликования в "Российской газете" (18.08.1995).

2. Настоящим ФЗ, со дня введения в действие, признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912). Законодатель признал все его нормы утратившими силу одномоментно (исключением служит продление на неопределенное время действия норм актов Президента и Правительства России, развивающих положения Оперативно-розыскного закона). Следовательно, была отменена вся ранее действовавшая правовая основа оперативно-розыскной деятельности, включающая и ведомственные нормативные акты. Настоящим Федеральным законом, по сравнению с ранее действовавшим Законом, расширен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 13 проводить оперативно-розыскные мероприятия теперь вправе оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте России. В данном случае оперативно-розыскная деятельность указанных субъектов считается законной и обоснованной с 18.08.1995, т.е. с момента вступления в силу Федерального закона.

3. При разработке настоящего Федерального закона невозможно было обеспечить, чтобы все его статьи были прямого действия. В целом ряде случаев для реализации их положений потребовалась разработка и утверждение комплекса взаимоувязанных правовых актов. Такими документами стали Указы Президента РФ:

- "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" N 891 от 01.09.1995.;

- "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации" N 21 от 9 января 1996 г.;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" N 770 от 1 июля 1996 г.;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию" N 214 от 10 марта 2000 г.;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" N 538 от 27.08.2005 и многие другие.

В настоящее время продолжается работа по приведению нормативных правовых актов, как федеральных, так и ведомственных, в соответствие с настоящим Федеральным законом. Проведенная работа позволила создать довольно стройную систему по контролю за оперативно-розыскной деятельностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: